«Осень 2024»

Разработка занятий по ритмике для детей дошкольного возраста

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка.

Целью ритмики является формирование у детей навыков хореографической пластики, музыкального ритма, развитие их творческих способностей, умение воплощать музыкально – двигательный образ.

Данные указания адресованы студентам музыкальных отделений и представляют собой план по разработке занятий ритмикой для детей дошкольного возраста.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Содержание:


Пояснительная записка………………………………………………………………………….… 2


1.Возрастные этапы развития детей на занятиях ритмики……………………. 5


2. Занятия ритмикой с детьми дошкольного возраста………………………… 6

2.1.Подбор музыкального материала……………………………………… 7

2.2.Работа с темпом…………………………………………………………. 8

2.3.Ориентация в структуре музыкального произведения…………………


3.Построение занятия ритмикой для детей дошкольного возраста………...… 9

3.2. Примерные планы построения занятия ритмикой для детей

дошкольного возраста…………………………………………………... 10


Литература………………………………………………………………………12


Рекомендуемая литература…………………………………………………… 12


Приложения…………………………………………………………………… 13

Приложение 1…………………………………………………………………13

Приложение 2………………………………………………………………… 15

Приложение 3………………………………………………………….…… 17










Пояснительная записка.


Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Ритмика и основы хореографии для специальности 53.02.01 Музыкальное образование. Данные указания адресованы студентам 3 и 4 курсов и представляют собой план по разработке занятий ритмикой для детей дошкольного возраста.

Предполагаемый материал дает возможность студенту проводить занятия в интересной увлекательной форме. Принцип занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Методические указания по разработке занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста разработаны с учетом возможностей студентов, что позволяет успешно освоить весь материал.

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка.

В жизни детей ритмика появляется очень рано. Она включает в себя элементы игры, танца, художественной гимнастики и физических упражнений.

Целью ритмики является формирование у детей навыков хореографической пластики, музыкального ритма, развитие их творческих способностей, умение воплощать музыкально – двигательный образ.

Занятие ритмикой вводит детей дошкольного возраста в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные занятия помогут детям влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

Приходя на практику студенты не осознают значимость занятия ритмикой, но современные стандарты выдвигают высокие требования к студентам: учитель музыки, музыкальный руководитель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя спсобность:

ОК 1. Пнимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостотельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Также учитель музыки, музыкальный руководитель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальных досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия планировать их.

ПК 2.3. Организовывать и провоить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.

ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.

Актуальность практико-ориентированного подхода при обучении ритмики особенно высока, так как конечная цель изучения заключается в использовании изучаемого предмета на практике.


Поэтому, начиная со 2 курса, мы обучаем студентов:

  • знать особенности восприятия ритмического искусства детьми дошкольного возраста;

  • применять и знать методику разучивания и составления танцев и танцевальных композиций с детьми дошкольного возраста;

  • самостоятельно грамотно и выразительно выполнять основные ритмические движения;

  • выполнять комбинации на основе ритмической лексики;

  • комбинировать разученные танцевальные элементы в связки и танцевальные комбинации;

  • организовывать работу с группой по разучиванию и исполнению ритмических движений, учитывая особенности развития детей разных возрастов.














Глава 1. Возрастные этапы развития детей на занятиях ритмики.


Усложнение содержания работы по развитию ритмических движений происходит постепенно, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

В рабате с детьми четвертого – пятого года жизни важно, чтобы дети чувствовали смену контрастных частей музыки. Дети могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому двигаться нужно в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

У детей пятого – шестого года жизни движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Они становятся более быстрыми, способны передавать в движении быстрый темп, быстрее переключаться с одного движения на другое. Так же выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.)

У дети шестого – седьмого года жизни развивается способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, плясовые, имитационные),несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения, а так же дети данного возраста произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения.

Дети дошкольного возраста склоны к подражанию, поэтому студент должен вовлекать их к совместным занятиям ритмическими движениями в игровой форме.





Глава 2. Занятия ритмикой с детьми дошкольного возраста.


Приступая к занятиям ритмикой с детьми дошкольного возраста, важно дать им правильные первоначальные навыки, которые они будут совершенствовать и расширять. Прежде всего, необходимо научить их выразительным, пластичным движениям танце, хороводе, упражнении, формировать красивую осанку, внимательно слушать музыку.

Также на занятиях ритмикой не нужно давать оценку движениям ребенка, главное заключается в том, чтобы побудить желание ребенка двигаться, поэтому похвала педагога является основой общения с ребенком.

Занятие ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал. 

Основные правила для студентов в работе с дошкольниками на занятиях ритмикой:

  • активно применять принцип наглядности – показ движений,

  • речь должна быть – образная, эмоционально-выразительная,

  • объяснение – краткие, точные, ясные,

  • форма организации урока – игровая,

  • избегать однообразия, чаще менять темп и ритм занятия,

  • прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины,

  • избегать чрезмерных физических нагрузок.

Успех занятий с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией.





2.1. Подбор музыкального материала.


Музыка не является лишь сопровождением, фоном она органически включается в содержание каждого занятия как неотъемлемая составная часть.

На первых этапах обучения следует подбирать такой музыкальный материал, который был бы понятен и интересен детям.

Чтобы научить детей правильно воспринимать содержание и характер музыки, следует останавливаться на таких музыкальных произведениях, которые рисуют яркий образ, близкий и понятный детям, легко поддающийся отражению в движении.



2.2.Работа с темпом.


Разучивая любое движение, следует обращать внимание на скорость музыкального движения, знакомит с названиями темпов. Для детей дошкольного возраста удобно движение в темпах: быстром (allegretto), умеренном (moderato), умеренно-быстром (allegromoderato).

Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения. Необходимо научить детей воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров. Так, в быстром темпе удобнее делать лёгкие и мелкие движения, а в более медленном выполнять более крупные, широкие и плавные.

Вторая задача – научиться изменять темп в соответствии с изменением темпа музыки. Например, если музыка звучит в медленном темпе – шаги будут широкие, свободные. С ускорением музыки шаг делается энергичнее, чаще, короче, мускульное напряжение увеличивается и, наконец, следует переход на бег, требующий еще большей затраты энергии.


2.3.Ориентация в структуре музыкального произведения.


Одной из важнейших задач ритмики является выработка умения ориентироваться в структуре музыкального произведения, воспринимать его форму, различать более крупные и мелкие подразделения.

С самого начала занятий нужно, чтобы дети начинали движение вместе с музыкой. Желательно чтобы у музыкального произведения было вступление, если его нет, то дети начинают движение по команде руководителя. Заканчивают движение также по указанию руководителя, так как в этом возрасте они ещё плохо ощущают музыку. Когда же дети хорошо познакомятся с ней, они должны самостоятельно заканчивать своё движение вместе с концом музыкальной части или фразы.

При составлении плана занятия студенту следует руководствоваться теми примерами, которые по своей доступности подходят для определённого этапа обучения.
















Глава 3.Построение занятия ритмикой для детей

дошкольного возраста.

Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом, не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Наиболее доступные движения для начинающих танцоров: ходьба, бег, лёгкие прыжки и самые элементарные движения.

Содержание занятий ритмикой для детей дошкольного возраста служат доступные детям этого возраста разделы курса ритмики. Материал изучается концентрическим методом, занятия строятся комплексно.







3.2. Примерные планы построения занятия ритмикой

для детей дошкольного возраста.


Построение занятий ритмикой для детей дошкольного возраста может быть различным, но доступным, понятным для детей данного возраста. Мы предлагаем Вам несколько вариантов построения занятий уроков ритмики:

I пример:

  1. Вводная часть. Организационный момент. Поклон. Движения с определённым ритмическим заданием.

  2. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки, выбранной педагогом. Это могут быть основные движения, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций рук и ног.

  3. Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами, разучивание или повторение ранее пройденного танца. Отдельные творческие задания.

  4. Заключительная часть. Краткий анализ занятия.


II пример:

  1. Общеразвивающие упражнения (С их помощью приобретается эластичность мышечной системы, совершенствуется координация движений, улучшается осанка. Кроме того, благодаря гимнастическим упражнениям движения получают особую выразительность и музыкальность.)

  2. Речевая ритмика. (При проговаривании ритмических последовательностей на подсознательном уровне происходит овладение артикуляционными моментами речи, от которых начинается путь к осознанию ценности штриха в музыке.

  3. Ритмические упражнения с музыкальным заданием (метроритм).

  4. Ритмические, или музыкальные игры.


Занятия ритмикой способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развитию эстетического вкуса, культуры поведения и общения, художественно - творческих и танцевальных способностей детей, фантазии, памяти, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Так Далькроз считал важным то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном выборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
















Литература:


  1. Бурмистрова И. «Школа танцев для юных» -М., 2004 г.

  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозайка» -СПб., 2012г.

  3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти» -СПб., 2012г.

  4. Буренина А.И., Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши!» -СПб, 2003г.

  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» -М., 1976г.

  6. Рутнев С. «Ритмика. Музыкальное движение» -М., 2002г.

  7. Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать» -М., 2003 г.

  8. Фирилева Ж.Е. «Са-фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей» -СПб., 2000г.

  9. Шушкина З. «Ритмика» -М., 2001г.




Рекомендуемая литература:


  1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.  «Мир открытий» -М., 2012г.

  2. Конорова В.Н. «Ритмика» -М., 1971г.

  3. Кряж В.Н. «Гимнастика. Ритмика. Пластика» -Минск, 1997г.

  4. Михайлва Т.В. «Ритмическая хореография» -М.,2001г.

  5. Семенова А.И. «Живой источник творчества» -Владимир, 2010г.

  6. Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи» -М., 2012г.

  7. Тютюнникова Т.Э. «Потешные уроки: конспекты интегрированных занятий» -СПб., 2011г.

  8. Черемнова Е.Ю. «Танцетерапия» -Ростов н/Д., 2008г.




Приложения:

Приложение 1.

Для детей 4-5 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);

  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;

  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;

  • мяч;

  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),

  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).

  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).

  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).

  • Подскоки.

  • Бег.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.

  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.

  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Ветер дует нам в лицо,

машем руками по направлению “к себе”, как веером

Закачалось деревцо.

руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише

плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.

приседаем

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия.













Приложение 2.

Для детей 5-6 лет.

Тема: В царстве Нептуна.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,

  • учить двигаться в соответствии с размером музыки,

  • способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,

  • фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак “Синяя страница”),

  • веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),

  • короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть.

  • беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.”), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,

  • ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),

  • подскоки,

  • бег.

Основная часть.

  • Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.

  • Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”),

  • Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.

  • Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть:

  • Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.

Подведение итогов занятия.





























Приложение 3.

Для детей 6-7 лет.

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,

  • учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),

  • учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),

  • учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть.

  • поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),

  • ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),

  • подскоки, галоп,

  • бег.

Основная часть.

  • Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.

  • Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).

  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.

  • Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)

  • Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть.

  • Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.

  • Поклон.

Подведение итогов занятия.


15


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее