«Весна — лето 2024»

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио

Учащиеся должны заниматься на урокахт не только традиционными видами учебной работы, но и развивать свои творческие способности, используя свой накопленный слуховой музыкальный опыт.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки


«Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио»
Введение

Данная методическая работа является результатом многолетнего
опыта преподавательской деятельности педагога. Работа соответствует
процессу обучения детей в ДМШ и рассматривает одну из главных задач
дисциплины « Сольфеджио» - развитие творческих навыков, что
способствует развитию музыкально – творческого воображения учащихся и
созданию на занятиях атмосферы увлеченности. Развитие творческой
инициативы в процессе обучения играет огромную роль, раскрывает
индивидуальные творческие возможности у детей, является необходимой
предпосылкой для успешного освоения предмета, помогает
исполнительской практике.
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио
На уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование,
воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, слуховой анализ) все
большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков.

Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха(мелодического, гармонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, музыкальной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.
Музыкальные способности, включающие названные компоненты, тесно
связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как
внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение. В результате
обучения и воспитания они обеспечивают успешное выполнение всех видов
деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и
развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную
роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем
осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные
творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что
является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает
в исполнительской практике.


1.Воображение и творчество
В психологии творческая деятельность человека называется воображением. Картавцева М.Т. выделяет воображение воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение помогает мысленно представить
услышанный ранее мотив, напев, гармонический оборот, а в высшей степени
– целое произведение; т.е. воссоздает образ того, что мы когда-то
восприняли и запомнили. Оно включается в тот момент, когда музыкант
смотрит в незнакомые ноты и на основе прежнего музыкально-слухового
опыта пытается мысленно представить звучание этого произведения(или
отдельных его частей).
Музыкально-творческое воображение чаще всего проявляется в
способности создавать нечто новое на основе предыдущего музыкально-слухового опыта (на базе активной работы внутреннего слуха и музыкальной
памяти).
1) Воспитание творческих навыков. Все люди обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все могут научиться сочинять. Задача педагога состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том , чтобы максимально развить творческие способности каждого учащегося. В творческом развитии ребенка
обязательно должна быть система- стройное движение от простого к
сложному. Учащиеся гораздо лучше включаются в творческий процесс, если
эту особенность активности поощрять и развивать.
Слушание музыки и ее обсуждение развивает творческую фантазию,
помогает понять, какими средствами выразительности композитор создает
соответствующий образ или настроение. Ребята не только рассказывают о
музыке, но и передают свои впечатления от услышанного. Если дети
овладеют языком музыки в формах элементарного музыцирования, то со
временем они будут импровизировать и сочинять. «Ступенькой» к
импровизации является композиция, т.к. она позволяет накопить
необходимые знания, умения, навыки. В процессе сочинения можно
останавливаться, обдумывать, что-то исправлять, переделывать.
Первая и важнейшая задача в композиции состоит в том, чтобы
научиться строить музыкальные темы, мелодии.

2.Единство ритма. Ритмическая организация мелодии должна быть построена на основе яркого ритмического «ядра». Оно может варьироваться, изменяться, но все ритмическое развитие должно выходить из одного «ядра». Иначе неизбежна ритмическая пестрота.
3.Единство интонации. Тема «вырастает» из одного интонационного «зерна».Иногда в музыкальной теме может быть несколько интонаций, но одна из них является ведущей. Повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений, либо с какими-нибудь изменениями высотного или ритмического характера(варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность.
4.Оригинальность мелодий:

В мелодии ней должна быть какая-то особенность,своеобразная прелесть и красота. Вначале творческие задания лучше проводить на уроке. Каждое
задание педагог подробно объясняет, показывает свои примеры.
Предложенные учащимся мелодии обязательно анализируются,
коллективное обсуждение сочинений очень полезно. Шатковский Г.И. пишет,
что учащихся нужно научить критиковать, т.е. думать, рассуждать логично,
аргументированно. Они должны понимать, что , критикуя, надо постараться
найти хорошее и поддержать его. А если есть плохое- устранить его. Все
обсуждения сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.
Полезно показать ребятам разные средства варьирования мелодии.
После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии.
Показать, как меняется ритмический рисунок, как можно изменить мелодию
( опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение
мелодии между длинными звуками), рассказать, что в мелодии можно
изменить размер, лад, темп, регистры и т.д. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразительные свойстваэлементов музыкального языка ( темпа, размера, регистров и .т.д.)
Сочинение музыкальных ответов, допевание мелодии до тоники,
импровизация ритмического аккомпанемента с использованием
пройденных ритмических групп и другие творческие задания позволяют
преподавателю проверить, как учащиеся усвоили то или иное понятие, тот
или иной ритм.
Нужной и важной работой является подбор аккордового аккомпанемента. Внимание должно быть обращено на то, чтобы созвучия были красивы, логичны и дополняли мелодию.
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует
слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха(
ладо- интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы,
музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.
2.Творческие задания.
Творческие задания учащиеся выполняют охотно и с большим
увлечением. На таких заданиях закрепляются приобретенные навыки и
знания, глубже раскрываются возможности.
Одним из первых творческих заданий может быть сочинение
музыкальных ответов и допевание до тоники. Это помогает преподавателю
проверить, как ученики усвоили понятие тоники.
Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть
мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают
самостоятельно.
Сочинение песенок. В этом задании учащимся можно предоставить полную
свободу( кто как может). Преподаватель показывает, что звуки в мелодии
можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Важным
моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать
содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения
стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические
особенности. Постепенно творческие задания становятся более
разнообразными. Например: предлагаются I-V-III-II-I ступени в гамме Ре
мажор. Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями, затем ритм
меняется, но при этом порядок ступеней остается прежним. Разрешается
повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.
Обязательно нужно показать-как можно сделать и что можно сделать. Такое
упражнение чаще проводится в классе и носит характер импровизации. Его
можно использовать при проработке скачков, мелодических оборотов и т. п.
Если такое задание предлагается для домашней работы, то его нужно
записать.
Сочинение второго голоса к диктанту или песням. Предварительным этапом
работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов.
Сочинение мелодий на заданный лад, ритм, размер. В это задание
включается изучаемый материал( интервалы- начать или закончить мелодию
определенным интервалом; виды минора; различные ритмические группы и
т.д.)
Досочинение мелодии на заданный ритм. Сочинение ритмического
аккомпанемента к диктанту или мелодии из учебника. Подбор
сопровождения к песням. Вначале это может быть подбор басового голоса
по слуху (в сопровождении тонической квинты, главных ступеней лада),
затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Учащиеся
старших классов могут выполнять это задание самостоятельно. На уроке
обязательно нужно обсудить какой характер аккомпанемента подходит к
мелодии. Хорошей практикой к этому виду работы является игра кадансовых
оборотов в различных жанрах.
Заключение
Известный психолог Теплов Б.М. отмечал: « Раннее включение ученика в творческую деятельность очень полезно для художественного развития и вполне естественно отвечает его потребностям и возможностям».
Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе
обучения неоспоримо. Творчество учащихся связано с самостоятельными
действиями, поэтому они психологически раскрепощаются, становятся
смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учатся
принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для
учеников профессионально перспективных, так и для учащихся со средними
музыкальными данными.
Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных
на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует
созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает их
мышление и музыкальные способности в целом.






















Используемая литература.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие.- М.:
Музыка, 2018.
Давыдова Е.В. Сольфеджио: Методическое пособие.- М.: Музыка, 2016.
Картавцева М.Т. Сольфеджио ХХI века: Учебное пособие. -М.: Кифара, 2014.
Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования:
Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост.
Шатковский Г.И.-М., 2014.
Сочинение и импровизации мелодий: Методическая разработка для
преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И.- М., 2008.
Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ.-М.: Советский композитор
1989.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее