«Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях детского театрального коллектива»
В ранние периоды детства закладываются и начинают формироваться основные черты личности: направленность, привычки, определяются основные линии отношений подрастающего человека к людям, вещам, труду и к себе. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. В этот же период ребенок активно познает жизнь, действуя через игру. «В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка, проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются.» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989, т. 1, стр. 406.). Игра теснейшим образом связана с развитием личности, она становится своеобразной школой жизни. «Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются, играя ребенок все лучше овладевает ими! В процессе игры он развивается и получает подготовку к дальнейшим действиям и деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра- практика развития. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989, т .2, стр.406).
Широкие возможности для развития детей через игру дает детская театральная студия. Как раз здесь детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Об игровой природе актерского искусства очень точно писал С.Л. Рубинштейн. По его мнению, на разных этапах развития детям свойственны разные игры.
Впоследствии игра, особенно у взрослых , отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании уходит в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.
На высшем своем этапе игра становится искусством. Это искусство требует особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре-искусстве актером являются лишь немногие люди, среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый – принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь, остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя.
Таким образом, детский театральный коллектив, как уникальная развивающая игровая среда, дает детям возможность, используя природные качества ребенка, развить его индивидуальность. Происходит единый процесс обучения, воспитания и развития. Ребенок присваивает чужой опыт и приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог.
Театр – искусство синтетическое, он пользуется языком слова, ритма, мелодии, пластик и цвета. Это обогащает его развивающие возможности. Игра в театральной студии носит сугубо специфический характер, она направлена на развитие определенных актерских приемов и навыков.
Средствами игры у детей развивается эмоциональная память, воображение и фантазия, образное и ассоциативное мышление. Используя терминологию К.С. Станиcлавкого, можно сказать, что в игре дети овладевают «внутренней» и «внешней» свободой, умением общаться в коллективе и с партнером.
Ценность театральной игры состоит в том, что любой ее сюжет ставит ребенка в положение активного участника общего дела. И каждый из них «примеряет» на себя ту или иную роль. В игре они подчиненные и начальники, старшие и младшие, активные изобретатели и более скромные исполнители добровольно взятой на себя роли. Имея небольшой жизненный опыт, ребенок вначале подражает взрослым.
Жизнь взрослых вызывает большой интерес у детей, вначале они им подражают. Подражание является одной из форм усвоения детьми жизненного опыта причем через игру. Для ребенка в игре важен элемент новизны. Делать что-то в первый раз: первый раз вышел на сцену, показал этюдную работу, заплакал, засмеялся и т.д. Все это ребенок воспринимает как игру и, познав одно, он переходит к другому.
Так в игре «Какой предмет», он безошибочно говорит, что снег – белый, небо - голубое, деревья – зеленые, мяч – круглый, солнце – яркое и т.д.
В процессе игры ребенок проявляет свою наблюдательность. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «мышление ребенка зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения.
Наблюдения ребенка бывают богаты и тонки». Учась наблюдать, ребенок развивает свою зрительную память, умеет выделить из множества предметов и явлений единичное и особенное. Может научиться сравнивать, видеть не только внешние, но и внутренние качественные различия предмета. Так педагог, называя слово «асфальт» и предлагая дать ему характеристику, слышит чаще всего из их уст только цветовую характеристику. Но, когда педагог просит уточнить свое видение, они начинают искать и качественные характеристики предмета (асфальт – «холодный», «мокрый», «ровный», небо - «серое», «низкое», «зимнее», «утреннее», мяч - «круглый», «большой», «резиновый», «кожаный»).
От занятия к занятию игры усложняются и требуют все новых и новых знаний. В данных играх очень важен индивидуальный подход к детям. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «игра является особенно спонтанным качеством ребенка и вместе с тем, вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребёнка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, “при которых игра может стать основным типом его деятельности”.
Игра требует учёта индивидуальных особенностей ребёнка; особенностей его психики, темперамента, пола. Причем, повторение одних и тех же игр с элементами новизны развивает его творческие навыки, приучает искать новое нестандартное решение, обогащает внутреннее видение, т.е. развивается его мышление.
Таким образом, у ребёнка развивается воображение и фантазия. Воображение включает в себя процесс воспроизведения и преобразования. Воспроизведение - доступная для наблюдения умственное действие, возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо восприятием того или иного объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемых в данный момент. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения.
Воображать - это преображать. Преобразование действительности непосредственно связано с деятельностью. Удивительно совпадает мнение о природе актёрской игры С. Л .Рубинштейна и мнения К. С. Станиславского. Рубинштейн писал: "Воображение заключает в себе и отлёт от действительности, и проникновение в неё.
Способность к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом в игре как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности, в ролях, которые ребёнок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется и сама личность ребёнка."
Воображение тесно связано с эмоциональной памятью, с чувствами, с мысленными образами, которые возникают в результате каких-либо ассоциаций. При помощи воображения, как кисти художника, дети могут переноситься в неведомые страны, леса, в фантастический, волшебный мир. Воображение, впитав в себя чувственные восприятия детей об окружающем мире, поможет воспроизвести действительность и преобразовать ее.
С воображением также тесно связана фантазия И у ребенка иногда фантастические образы как бы принимают реальную форму, они верят в то, что существуют говорящие собаки, летающие слоны, сапоги-скороходы, вездесущие бурундуки - спасатели и шоумены - джины. Воображение ребенка часто ограничивается той информацией, которую он "поглощает" из телевизионных программ и кинофильмов.
Герои для них, как правило - это злые и ужасные киборги и терминаторы - сильные, смелые, беспощадные и безнаказанные. Добрые герои - менее привлекательны для детей.
Поэтому педагогу приходится, прежде чем проводить игру, связанную с воображением и фантазией, объяснять детям такие понятия, как "добро" и "зло". Как уже было сказано выше , "зло" сейчас приобретает более привлекательные формы чем "добро" и не учитывать эти обстоятельства нельзя. Педагог должен хорошо знать потребности и интересы детей, как бы "жить" их жизнью. Воображение и фантазия помогает детям "существовать" в различных образах.
Детям дается задание представить, что они "птицы": большие и хищные, маленькие воробушки, ласточки перед дождем, аисты и вороны. Дети меняются на глазах, а главное, - меняется их внутреннее состояние, они уже находятся в образе птиц.
Или, например, даётся другое задание: представить, что они звери - львы, тигры, крокодилы, обезьяны. Дети моментально перевоплощаются в эти образы и искренне верят в это. У девочек и мальчиков разные потребности и стремления. Девочки стремятся к тому, чтобы быть красивыми, и выбирают себе красивых героев: если это птица - это чайка, если насекомое - бабочка, если танцовщица - балерина.
А мальчики выбирают образы сильных и смелых героев, а если животное - то обязательно тигр или лев. Мальчики обязательно "используют" в своих играх воображаемые мотоциклы и автомобили с ревущими моторами и скрежещущими шинами. Часто игры органично переходят одна в другую, с быстрой сменой образов и местом действия.
Из игры в процессе работы рождается этюд, где дети не только исполнители воли педагога, но и сами творцы.
В игре момент творчества для развития индивидуальности ребёнка играет большую роль. Происходит момент "самотворчества", бессознательной самореализации личности ребёнка, раскрываются его потенциальные творческие возможности.
На глазах у педагога дети становятся актёрами, режиссёрами, сценаристами, гримёрами, костюмерами. Они учатся осваивать пространство, вести диалог, существовать в образах и выстраивать логику действия. Создавать сюжетные этюды могут не все дети, а лишь обладающие богатым воображением и фантазией. Самостоятельные этюды дают возможность педагогу раскрыть способности каждого ребёнка, увидеть скрытые творческие резервы и нереализованные возможности.
Из сказанного следует, что игровая деятельность формирует все стороны психики ребёнка, что игра - это практика развития. Ребёнок играет и развивается, и развивается, потому что играет. Желание человека играть может сохраниться на всю жизнь, ибо игра обогащает жизнь, даёт ей эмоциональную окраску и даёт возможность познать новое, казалось бы давно известное.
С. Л. Рубинштейн по этому поводу замечал, что некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способность человека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остаётся проявлением и доказательством его неувядающей молодости.