Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Методическая разработка учебного занятия
дисциплина: История
специальность: 130404 Открытые горные работы
курс 1
группа ОГР-16
Преподаватель истории и
обществознания: Атанов
Муса Мухаметгалеевич
Акъяр
2016 год
Предмет: история | группа | Дата |
Тема учебного занятия: Россия в XVI – начале XVII века. Иван IV Грозный. Исторический портрет. | ОГР-16 | 04.12.16 |
Вид занятия: комбинированный урок |
|
|
Цель урока: способствовать формированию понятий “портрет”, “характеристика исторической личности”; обобщить знания учащихся о внутренней политике и внешней политике Ивана IV; повторить основные тенденции укрепления самодержавной власти; формировать умение выделять ключевые эпизоды; развивать умения учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с документами, музыкальными произведениями, картинами, доказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: обеспечивающие – обществознание, литература.
обеспечиваемые – история.
Обеспечение занятия
А.Наглядные пособия: слайд-презентация
Б.Раздаточный материал: карточки-задания.
В.Учебные места – для лекционных занятий.
Г.Технические средства обучения: Мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска, мел
Д.Литература: основная – История России П.С.Самыгин. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова.-12 изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 2006.-336с.
Ход урока.
(Слайд 1) «Иван IV».Исторический портрет.
Слайд 2. Посмотрите на эту картину и определите, какое историческое событие здесь изображено? Что вы можете о нем рассказать?
Слайд 3.В архивах историки нашли интересную запись о Варфоломеевской ночи:
«Во французском королевстве несколько тысяч людей от старух и до сущих младенцев избито, и о том хрестьянскому государю пригоже скорбеть, ибо король французский без ума поступил, и кровь великую пролил».
Как относится автор этих строк к событиям во Франции?
Интересно, кто это написал?
Даже трудно предположить, что произнес эти слова Иван Васильевич.
Слайд 4. Сторонники царя Ивана приводят в его защиту примеры еще более ужасных зверств европейских монархов на своей территории. Вспоминают Варфоломеевскую ночь, резню гугенотов, сожжения еретиков, многочисленные казни… В сравнении с ними Иван Грозный выглядит чуть ли не как…само милосердие. Историк Скрынников:
«Иван Грозный – кроткое дитя рядом с Людовиком XI по прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»), Марией Кровавой, и массой других «симпатичных» европейских персонажей».
Слайд 5. Вспомните, какие прозвища давали русским князьям?
Н.В.Гоголь: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство…»
Слайд 6. Как прозвище Ивана Васильевича?
Некоторые историки считают, что прозвище «грозный» в отношении к царю не имело отрицательного оттенка. Оно связано не с идеей тирании, а с идеей величия. «Грозный царь …»—это просто-напросто формула, которая означала самодержавного государя и получила хождение после того, как Русь объединилась и пересилила Орду.Как это ни покажется удивительным, но в научной литературе не обращалось внимание на то, что ни один из современников царя не называет его «Иваном Грозным». «Грозный» в фольклоре — это прилагательное, не превращенное в имя собственное.
Слайд 7. «Говорит Грозный царь, Иван Васильевич»; «Во матушке было в каменной Москве, при Грозном царе Иване Васильевиче»; «Уж ты здравствуй, Грозный царь Иван Васильевич!» И ни разу — Иван Васильевич Грозный. По всей видимости, именно из фольклора слово это, при посредничестве В. Н. Татищева, перекочевывает в науку, но уже с иным смыслом и как имя собственное русского царя.
Слайд 8. Но у Ивана Грозного было и другое прозвище. ( Рабочий лист)
Ребус. Мучитель.
Известно и еще одно прозвище ИванаIV – “царь-псарь”. Но были и те, кто называл “царём-батюшкой” – они верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников.
Слайд 9. Всё, написанное об Иване Грозном, поражает противоречивыми оценками. Характеризуют царя словами от « благовернейший и всехвальный самодержец всея Руси» до «деспот и тиран».
«При рассмотрении этой личности , выходит такая длинная галерея его портретов... Хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется» Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ
Слайд 10. Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:
«Правление «Святого, усердного владыки, сердце которого полно любви к Отечеству…»
«Царствование безнравственного тирана, который истребляет своих преданных, честных бояр, разоряет города своего же государства, который придумывает нечеловеческие казни для ни в чем не повинных людей».
Слайд 11. Н.М. Карамзин (1766—1826) ввел в историографию идею "двух Иванов", созданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя Ивана — князем Андреем Курбским. По ней, Иван Грозный — добродетельный герой и мудрый государственный муж в первую половину своего царствования и тиран-деспот — во вторую.
Так кто же он: гений или злодей, реформатор или тиран, слава или позор России?
Вот сегодня мы с вами и будем составлять портрет царя Ивана Васильевича.
Во время работы групп будет звучать увертюра к опере Н.А. Римского-Корсакова “Псковитянка”, её действие происходит в Пскове в 1581 г. во время опричного похода.
Задания:
1-й ряд. Подбирает факты к первому высказыванию Н.М. Карамзина (Рабочий лист №1)
2-й ряд. Подбирает факты ко второму высказыванию Н.М. Карамзина (Рабочий лист №2)
Пара № 1. Составить словесный портрет Ивана по высказываниям современников, историков, затем собрать его на слайде. (Приложение №1, работа с ноутбуком)
Пара №2. Проанализировать образ Ивана в живописи и скульптуре. (Приложение №2, работа с ноутбуком)
Ученик. Образ Ивана в музыке. ( Видеофильм по песне Ж.Бичевской. Приложение №3, работа с ноутбуком )
Ученик Образ политики Ивана 4 в музыке (Видеофильм по песне из кинофильма Иван Грозный «Песня опричников», Приложение №4 работа с ноутбуком)
Слайд 12. ( пара1)
Приложение №1.
Слайд 13.
В средневековой Руси не было принято делать портреты реальных людей. Рисовать было принято лишь лики святых. Князь мог быть запечатлен на иконе только в одном случае — спустя многие годы после смерти, если церковь за его заслуги причисляла его к лику святых. Стоит ли удивляться тому, что прижизненных портретов русских царей попросту не существовало. Редкими единичными исключениями являются лишь несколько портретов царей, сделанные заезжими европейцами, и посмертные «парсуны». Существует «парсуна» Ивана Грозного, которую он послал в Англию, скорее всего, когда пытался посвататься к английской королеве. На ней царь был изображен в иконографической манере, с огромными глазами и большим лбом. Икона, видимо, не вселила в королеву благоговейный трепет, и брак не состоялся. Ныне парсуна хранится в копенгагенском Королевском музее.
Слайд 14.( пара №2)
Приложение 2.
Каким предстает Иван 4 в произведениях художников В.М. Васнецова «Иван Грозный», И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» , скульптора М.М. Антокольского .
Какое из стихотворений раскрывает смысл изображенного.
1. «О, что за мука быть царём! Помилуй, Боже!»
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий…
2. «…Здесь видел я царя, Уставшего от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный и плавно речь из уст его лилась,
И плакал он, А мы в слезах молились-Да ниспошлёт Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной!»
3. Царь, политик очень властный.
Он не царствовал напрасно.
Нашу Русь он расширял.
Государство создавал.
Перед нами, прежде всего человек, уверенный в себе, сознающий свою власть и силу. Умный, проницательный взгляд. Величественная статная фигура, полная достоинства. Художник изобразил сурового самодержавца, создавшего огромное многонациональное государство.
Слайд 15.Совсем другим предстает перед нами царь Иван на картине И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» . Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного. Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. С остановившимся от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына. Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно.
Слайд 16. А таким увидел Ивана Грозного скульптор Марк Матвеевич Антокольский, создавший этот образ в конце 19 века. Здесь перед нами не монарх, а человек с очень сложным и противоречивым внутренним миром. Исторический персонаж здесь лишён однозначно положительной, героической трактовки, соткан из противоречий и полон драматизма. Хорошо на этот образ ложатся строки великого Пушкина: (вывести на экран)
Слайд 17,18 (Ученик)
Анализ музыки. Иван Грозный Жанна Бичевская.
Какие эпитеты использует автор песни, характеризуя Ивана IV?
Перед кем, по мнению автора песни, ответственен царь за свои дела ? Согласны ли вы с этим утверждением?
Для кого, по мнению автора, царь является Грозным? Согласны ли вы с этим утверждением?
Почему автор песни считает правление Ивана IV «русским звездным часом» ? Согласны ли вы с этим утверждением?
Песня повествует об объединении и укреплении Московской Руси. Царь Иван IV представлен, как борец с внешними и внутренними врагами.
Слайд 19.1-й ряд. Подбирает факты к первому высказыванию Н.М. Карамзина (Рабочий лист)
Как вы думаете, на что были направлены реформы Избранной Рады?
На укрепление централизованного государства, усиление власти царя, реорганизацию местного самоуправления, укрепление военной мощи государства.
Слайд 20. Итоги политики Ивана 4.
(+)
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Слайд 21,22. (Приложение 4)
О каком периоде правления Ивана IV рассказывается в песне?
Что такое опричнина? Дайте определение террора?
Кто такие опричники? Каким должен быть опричник по мнению царя?
Какие методы использовало опричное войско в борьбе с боярами? Подтвердите словами песни.
Слайд 23,24. 2-й ряд. Подбирает факты ко второму высказыванию Н.М. Карамзина (Рабочий лист)
(-)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слайд 25.
Так кто же он: гений или злодей, реформатор или тиран, слава или позор России?
Слайд 26. Сванидзе: Тема наших сегодняшних слушаний: «Иван IV: кровавый тиран или выдающийся политический деятель?». Диаграмма голосования телезрителей и в студии. А как проголосуете вы? Учащиеся голосуют с помощью пультов для голосования. График высвечивается на доске.
Слайд 27.
“…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских:доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!” /Н.М.Карамзин/
Вывод:
Давая общую оценку итогов деятельности Ивана Грозного, видимо, не следует окрашивать ее только в черные краски. Жизнь любого человека, и в том числе государя, всегда многопланова. В ней сложно переплетаются как положительные, так и отрицательные моменты. Иван Грозный- слишком крупная и противоречивая фигура, и каждый из историков, писавший о нем, оценивал государя с позиций своих социальных, классовых, этических и иных взглядов. Однако, до сих пор так и не была найдена адекватная оценка деятельности как самого царя, так и его любимого детища- опричнины.
Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил «всея Руси самодержец». Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость «подсистемой» тотального страха.