«Весна — лето 2024»

«Село, в котором я живу…»

Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Научно-практическая конференция

«Бурангуловские чтения»





Секция: «Край Трех синих холмов…»






Исследовательская работа

«Село, в котором я живу…»





Автор исследовательской работы:

Курмиева Диля Ришатовна,

ученица 8 класса

МБОУ ООШ с.Гайниямак



Руководитель:

Шаяхметова Раиля Нигматбаевна


Содержание


Введение__________________________________________ 3

Основная часть

1.История села __________________________________________4

2 Праздник «Шежере байрам» ____________________ 6

3.Мечеть «Галия и Назметдин».__________________________ 7

4 Мемориальная доска ___________________________________8

5. Модельная библиотека _________________________________9

Заключение_______________________________________10

Литература _______________________________________ 11






















А я живу не в городе,

А я живу в селе,

Оно дороже золота,

Оно родное мне.


Введение 

Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны. 
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своём сердце, и как не схожи, какие они разные - наши преставления о ней! Бесконечно разнообразные как сама земля, они не повторяются как сами 
люди. И в самом деле, для нас, многонационального народа, каждый уголок каждый уголок обширнейшего нашего Отечества - свой дом, одна общая Родина. Но всякий из нас хранит в глубинах души образ и своей малой Родины – деревеньку, или маленький городок с пыльными улицами – место, где он родился.  Сюда хочется вернуться снова, здесь хочется помечтать, вспомнить и хорошее, и плохое, здесь тебя всегда примут и не осудят. Здесь тебе просто хорошо.

Гайниямак. Это моя малая Родина. Это наши святые, исторические, заповедные места. Уникальность этого места состоит в том, что оно представляет собой археологическую и историческую ценность.

Уходят люди, умирают деревья, а волнующая красота этого уголка по-прежнему для многих притягательна.

Прекрасное тяжело создавать, но ради этого стоит жить. Мы обязаны тем людям, которые сохранили для нас эти удивительные заповедные места. Нам же остается беречь и сохранять наше культурное наследие.

Актуальность: У каждого человека есть свое любимое место и чаще всего место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и приятные воспоминания. Сколько бы лет не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства.
Объектом исследования является село Гайниямак, Республики Башкортостан. 
Цель моей работы состояла – показать, что архивные сведения, документы – источники, отражающие историю нашего края.

Методы исследования: изучение, обработка и анализ воспоминаний, изучение архивных материалов.



1.История села

Я долго думала о том, как лучше отразить историю моего села, с чего начать, о каком периоде рассказать. История села началась давно.

Название Гайниямак происходит от этнонима названия Тайнинской волости и антропонима имени первопоселенца Ямака. Об этом свидетельствуют договор башкир Илькуль (Иликей)-Минской волости и указ Уфимской провинциальной канцелярии, подтверждающий первый документ. \"Осинской дороги Тайнинской волости башкирцам Атнагулу Иртуганову, Емаку (Ямаку) Тайчинову (от тайсы) с товарыщи двадцати дворам, кои ныне живут на Ногайской дороге в Илькуль-Минской волости сего 1743 года июля 1 дня по данным вам доношениям объявили: желаете вы из Тайнинской волости переехать с 20 дворов. Оной Илькуль-Минской волости башкирцы Кутлумбет Мукаев с товарищами для поселения уже припустили, на том припуске привезли вы в Уфимскую провинциальную канцелярию татарское письмо за мирскими тамгами, которые за крепость и в книгу записано, за который припуск отдали вы денег тем башкирцам 160 руб., почему уже из вас несколько устроились и распахали пашни и прожили они, чтоб с предписанными 20 дворами из Тайнинской волости в Илькуль-Минскую волость переехать и о том переезде дать им указ. По означенному припускному письму поселиться и жить дворами на земле Илькуль-Минской волости башкирцов Кутлумбета Мукаева с тов. 18 человек, чтобы им всякие службы служить и платить в казну ее императорского величества ясаку вообще. 18 июля в Уфимской провинциальной канцелярии определено о переезде им дать указ. Выходит, что ходоки-гайнинцы еще в 1743 г. из нескольких семей-дворовнынешнею весною устроились и распахали пашни\". Эта дата является годом и месяцем создания деревни, то есть май 1743 г. Остальные башкирские семьи переехали сюда после заключения вышеприведенного договора, но в том же году.

В Гайниямак также были допущены татары из сословия государственных крестьян, которые в начале XIX в. представили властям текст нижеприводимого договора. \"1763 года мая 20 дня Уфимского уезда Ногайской дороги Илькуль-Минской волости вотчинники башкирцы юртовой старшина Ильчигул Таймасов и команды его походный есаул Балгазы Кайгулов (первопоселенец одноимённого селения), рядовые Балта Алдаров, Чавкин (Чаплык) Исмагилов и Ишкильда Чураев с общего согласия дали мы сие договорное письмо… того же уезда и волости нашей в д. Ямакову перешедшим из Казанского уезда татарам Байрамилю Егоферову, Мухамету Инаймасову, Минке…, Мрезкис (?) Нобердину, Якупу Сулейманову и Мухамету Камтеву в том, что припустили мы реченных татар Байрамиля Егоферова с тов. и с братьями их, всего 34 душами, на пожалованную от прежних великих государей предкам нашим землю по согласию той дороги заводчиков башкирца Емака Тайчинова с тов. для житья в показанной деревне Ямаковой домами вечно и где им пашню пахать, сено косить и в обе стороны р. Демы лес рубить, хмель щипать, мельницы построить, кроме неводу с разными снастями рыбу ловить, борти не делать, беркутов и ястребов не ловить, а есть ли они убьют чёрную лисицу и куницу, то оное делить с нами пополам, за которой припуск ныне мы взяли у них с двора ж оброку по 2 рубли, впредь с каждого двора ж нам брать по 20 коп., если же кто из нас братья или сыновья разделятся, то оброку брать же нам каждогодно с двора по 20 ж коп. и более ничего не требовать. В чём и тамги свои приложили: Ишкильда Чураев, Балгазы Кайгулов, Балта Алдаров, Алдар Темитов, Абиш Иштяков, Кутлумбет Мукаев V, Ильчикай Чураев."\

В 1773 г. сюда были допущены тептяри. Башкиры в 1798-1865 гг. находились в военно-казачьем сословии, входя в 12-й (13-й с 1847 г.) башкирский кантон. После того, как Российская империя выполнила свои задачи на юго-востоке империи (Средняя Азия), башкир постепенно стали переводить из военного в гражданское сословие, превратив их в обычных государственных крестьян. Среди башкир распространились слухи о том, что хотят их превратить во временно обязанных крестьян, конфисковав их вотчинные земли. \"Жители д. Гайниямак в числе 180 душ, желая переселиться в Сибирь, послали туда своих поверенных с целью поиска земли. Это случилось в 1863 г., когда стали ликвидировать кантоны. Они хотят быть казаками и избавиться от рекрута, что у башкир отнимут земли и наделят их землей как временно-обязанных крестьян\". Однако, это были лишь слухи.

В 1795 г. в деревне отмечено 220 башкир при 43 дворах. В 1816 г. было 486 башкир, 30 ясачных татар, 12 тептярей, в 1834 г. — 658 башкир, 80 ясачных татар, 7 тептярей, в 1859 г. — 978 припущенников, в 1870 г. — 1180 башкир, 96 татар, в 1920 г. — 2212 башкир. Как видно, в 1816 г. татары с тептярями составили 8 %. всего населения, в 1834 г. — 11,7 %, в 1870 г. — 7,5 %. Исходя из всего этого следует отметить, что в 1920 г. здесь было не менее 10-12 % татарского населения.

Тайнинские башкиры в 1743 г. прибыли сюда из деревень Пермской губернии: Куяново (Пермского уезда), Сарашево, Елпачиха, Ишимово (Осинского уезда). Гайниямакцы имели при себе удостоверение от 30 марта 1873 г. от башкир-вотчинников д. Сарашево о том, что они являются одновотчинниками с военными припущенниками из башкир д. Гайниямак (то есть в период кантонного управления находились в военном сословии).

В 1843 г. на 658 башкир было засеяно 256 пудов озимого и 1400 пудов ярового хлеба.

 С образованием колхоза началось стоительство животноводческой фермы, кузницы, дороги. Тогда же была построена школа, сельский клуб. Жизнь в деревне налаживальсь, но началась Великая Отечественная война. Более ста мужчин ушли на фронт, двадцать пять из их числа склонили головы на полях сражений. В 1958 году в с. Гайниямак зажглась первая лампочка «Ильича», что явилось великим событием в жизни деревни. В 60-70-е годы колхоз был одним из передовых в районе. Жизнь населения становилась лучше, работники начали получать зарплату.
В настоящее время деревня газифицирована полностью, «голубое топливо» подано в каждый дом. Деревня с каждым годом становится краше, обновляются заборы и фасады, строятся новые дома.



2 Праздник «Шежере байрам»

27 июня 2010г в селе состоялись два праздника - открытие социально-культурного центра и "Шежере байрам".

Всего полгода назад здесь была открыта после капитальной реконструкции школа.

На глазах менялось обветшавшее здание. Быстро вырос второй этаж, были заменены окна, двери, коммуникации, обустроена территория. Поразительно изменился интерьер. В итоге получился красивейший дворец. Притом - уникальный: в нем разместились дом культуры со зрительным залом на сто мест, библиотека, музей, фельдшерский пункт, отделение почтовой связи, администрация сельсовета, пункт охраны общественного порядка.

Все население от мала до велика собралось на праздник новоселья, приехали жители и соседних деревень. Обновленная школа, социально-культурный центр - это продолжение большой целенаправленной работы по развитию инфраструктуры в районе. При поддержке республики в районе происходят добрые перемены, люди плодотворно трудятся, создаются условия для полноценной жизни. Краеведческий музей привлек внимание богатством экспонатов. Новым медицинским оборудованием оснащен фельдшерский пункт. Все условия для успешной работы созданы для работников сельской администрации, почты, милиции. Праздник шежере закончилось торжество новоселья, и на живописной поляне близ реки Демы праздник "Шежере байрамы". Несколько башкирских родов составили свои шежере - родословные.

... Мальчик спрашивает деда: "Что такое шежере?". Дедушка отвечает: "Шежере, внучек, - это связь поколений, это познание своих истоков, это чувство рода, сила рода". Так начался праздник. Театрализованное зрелище продолжила встреча представителей двух родов - мин и гайны. "Мы северные башкиры, - заявили о себе гайнинцы. - Наше дерево - клен, птица - журавль, клич наш - "Бирук", родовой знак - амза". Два рода заключили между собой союз. Так обосновались в здешнем красивейшем краю гайнинцы.

О славном прошлом и людях своего села рассказал ветеран войны и труда Х. З. Саматов. Он воевал в составе легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, а после войны возглавлял местный колхоз, ставший передовым в районе.

Высокие гости побывали в юртах и ознакомились с шежере родов Саббаховых, Кашаевых, Шакуровых, Зариповых, Фазлиахметовых. Представители этих родов проделали большую работу - составили генеалогические древа и красиво их оформили. Шакуровы смастерили яблоню, где каждое яблочко обозначало члена большого рода. Представили и ремесла, унаследованные у предков. - паласоткачество, пчеловодство, лозоплетение. Аксакалы знакомили со своими корнями. Молодежь пела и плясала, исполняла даже песню своего рода.



3 Мечеть «Галия и Назметдин».


5 июля 2013 года в селе состоялось торжественное открытие мечети

На торжество, собравшее всех жителей деревни, прибыл председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджутдин. Приглашена была и администрация района. Спонсировал строительство уроженец села Гайниямак Наиль Хуснутдинов. В честь его родителей мечеть получила название «Галия и Назметдин». Храм из красного и желтого кирпича был возведен в кратчайшие сроки. Первый камень был заложен в августе 2012 года. А уже менее чем через год в живописном месте в самом центре села вознесся минарет красавицы-мечети. Рядом с мечетью, также по инициативе Наиля Назметдиновича, был открыт магазин мусульманской атрибутики и халяль –продуктов. В честь торжественного события для всех желающих было приготовлено угощение из мяса жертвенного барашка.































4 Мемориальная доска



В декабре 2014 года состоялось открытие мемориальной доски в честь знаменитого земляка, доктора ветеринарных наук, профессора Аюпова Хамита Валеевича.

Научная общественность республики широко отметила 100-летие со дня рождения Х. В. Аюпова - видного ученого-гельминтолога, заслуженного деятеля науки РСФСР и Башкирской АССР, автора более 150 научных работ и 14 изобретений. А его восхождение к вершинам науки началось со школы в родном селе.

На торжественное мероприятие приехало много гостей.

Выступавшие отметили огромный вклад, который внес Хамит Валеевич в развитие ветеринарной науки, его методикой и исследованиями до сих пор пользуются ветеринарные специалисты. В аграрном университете чтят память ученого, в должности проректора по научной работе, заведующего кафедрой долгие годы отдавшего воспитанию будущих специалистов. На факультете биотехнологий и ветеринарной медицины учреждена стипендия имени Хамита Аюпова.

И, как особо подчеркнули знавшие его лично, несмотря на регалии и звания, наш земляк оставался открытым и общительным, внимательным и скромным человеком.

Тяга к знаниям, старание и упорство привели выросшего в многодетной крестьянской семье обыкновенного деревенского мальчишку к широкой известности и славе. И теперь мемориальная доска, установленная на фасаде учебного заведения, будет напоминать ребятам, что тернистый путь к вершинам начинается именно со школьной скамьи.

Ведь сельский очаг знаний, имеющий вековую историю, по праву гордится своими учениками. Среди них – профессоры Султанахмет и Марат Тайчиновы, наши современники: проректор по учебно-методической работе Института развития образования РБ, кандидат педагогических наук Лилия Шакурова, кандидат технических наук, доцент Казанского национального исследовательского технического университета, подполковник запаса Рим Шакуров, кандидат экономических наук, доцент Башкирского аграрного университета Ирина Гирфанова (Саббахова), заместитель начальника управления сельского хозяйства района, заслуженный работник сельского хозяйства республики Флюр Султанов, военные и предприниматели, руководители и педагоги, работники здравоохранения, сельского хозяйства и многие-многие другие.







5 Модельная библиотека

  

Библиотека все прочно укрепляет позиции не только как информационный и образовательный центр, но и становится центром досуга для жителей сел и деревень.
В нашем селе было большое событие — открытие модельной библиотеки.
В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

На открытие библиотеки было приглашено представитель республиканского учреждения культуры- заместитель директора по методической и библиографической работе Национальной библиотеки им. Ахмет- Заки Валиди РБ- Алия Минзакировна Фатхутдинова. Право на вручение сертификатов о присвоении статуса модельной сельской библиотеки в торжественной обстановке было предоставлено Алие Минзакировне и Альбине Агзямовне.
На празднике также, присутствовал гость из Уфы, наш земляк, известный художник РБ, член художников России — Рамиль Зарагатович Мигранов, который приехал с выставкой своих живописных полотен, посвященных истории села Гайниямак.





















Заключение



Удивительное красивое место. У нас у молодого поколения есть все, чтобы его сохранить, желание, стремление больше узнать о своей малой Родине. Приезжайте, приходите и вы не пожалеете. Вы услышите много легенд и увидите много интересного. Вам снова захочется сюда вернуться. Это самое лучшее место на свете. Это мая малая Родина и я этим горжусь. Малая Родина – уголок земли, где Вы родились, где прошло ваше детство, где живут Ваши родители и друзья, где находится Ваш родной дом У птицы — гнездо, у человека — Родина. Человек без родины, что соловей без песни. Кто где родился, там и пригодился. Где сосна взросла, там она и красна. Живешь на стороне, а свое село все на уме. Своя земля и в горсти мила. На родной стороне даже дым сладок.

Я считаем, что моя работа может быть использована на уроках ОДНК НР и краеведения. Сохранит память о селе - нашей «малой родине» для будущих поколений. 
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Сёл на земле очень и очень много. Конечно они все разные. Каждое село, деревня кому – ни будь дороги. Село Гайниямак– мой самый любимый и памятный уголок земли, который называется малой родиной. И право у неё есть – жить и быть хранимой людской памятью.

Хочется оставить память о своей деревне, чтобы следующие поколения знали её историю. Она, моя деревня, маленькая, тихая и живут здесь очень хорошие люди. Моё исследование даёт представление о жизни людей села Гайниямак.

В процессе работы я узнала, как начиналась жизнь в селе Гайниямак, версии происхождения названия села, какими прекрасными людьми были ее жители, их быт, занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники.

В ходе работы у меня появилось много вопросов, касающихся истории своего села, на которые хотелось бы получить ответы (у меня появилось желание и дальше продолжать работу по этой теме). Из бесед со своими односельчанами я узнала много нового для себя о своем селе. История моего села неотделима от истории России.

Во время исследования я собрала обширный материал. Село стало мне ближе и роднее. Я считаю, что результаты моего исследования интересны и важны тем, кто жил и сейчас живет в селе Гайниямак.

Мы, жители Гайниямак, гордимся своим селом. Гордимся тем, что у нас такая древняя история, такая прекрасная природа, такие трудолюбивые люди, хорошо развита культура. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение наше село сохранило свою красоту.


Литература
  1. Газета Альшеевские вести.
  2. Архивные документы.
  3. Интернет ресурсы

-http://ufagallery.ru/?p=625

-http://artageless.com/many-faces-motherland-solo-exhibition-migranova-ramil


2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее