ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Изложение с элементами сочинения (публицистического стиля по тексту и фрагментами Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Шостаковича). (Слайд №1)
Цели: Продолжить работу над изложением с элементами сочинения публицистического стиля; прививать учащимся вкус к музыке, умение разбираться в ней.
Ход урока: (Слайд №2) 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, день, которого ждали город-герой Ленинград и все его защитники. Каждый год в этот день отмечается снятие блокады. На Пискарёвское мемориальное кладбище идут жители города, люди, приехавшие со всех концов страны. Здесь похоронены те, кто умер от голода и холода во время блокады. Их помнят, им приносят в этот морозный день цветы…
Слово учителя: (Слайд №3) Имя Ольги Берггольц связано с Ленинградом, с периодом его самых тяжёлых испытаний. «Я пробыла в городе на Неве всю блокаду. Мой муж Николай умер от голода в 1941 году. То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, - это мы решили твёрдо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило моё время, когда я смогу отдать Родине всё – свой труд, свою поэзию».
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила…
И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.
О да, мы счастье страшное открыли –
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака…
(Слайд №4) По распоряжению горкома партии О. Берггольц была прикреплена к городскому Радиокомитету. И выступала по радио почти ежедневно. «Ленинградская поэма» «Февральский дневник» - сами названия её стихов говорят нам о дневниковом характере её творчества. День за днём, месяц за месяцем ведёт она для измученных ленинградцев свой поэтический дневник. У них одни страдания, одна боль, одна судьба, одно ожидание победы.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках голубую воду возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
Там с декабря кочуют горожане
за много вёрст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий,
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведёт куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик – это суп на ужин.
- Товарищи, мы в огненном кольце…
А девушка, с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завёрнутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везёт…
(Слайд №5)С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941/42 года в городе не было топлива и электроэнергии.
(Слайд №6)Истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками, обстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом по обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесенным снегом улицам.
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
(Слайд №7) - Таня Савичева.
(Слайд №8) Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными усилиями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла, и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по ещё не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
О жив ещё. Он рядом где-то.
(Слайд №9) В осаждённом городе работали 39 школ. Да, поверить трудно, но это факт: даже в жутких условиях блокадной жизни школьники учились. Разве не торжество жизни, что именно в Ленинграде только одно ремесленное училище обучило этой зимой и отправило за кольцо на предприятия страны более 500 молодых умельцев!
А одна табачная фабрика освоила за зиму 14 совершенно различный и не свойственных ей производств, в том числе, научилась изготовлять превосходные лекарства.
(Слайд №10) А разве не торжество жизни, что публичная библиотека работала в Ленинграде всю зиму, участвовала в обороне города, в защите цивилизации и культуры. А разве не чудом стала прозвучавшая в это страшное время Седьмая симфония Д.Шостаковича, которую назвали «симфонией всепобеждающего мужества»?
(Слайд №11) И город выстоял, выжил!
И час прорыва блокады наступил в ночь с 18 на 19 января 1943 года.
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
в сияющих слезах твоё лицо.
Мы тоже плачем, тоже плачем, мама,
и не стыдимся слёз твоих: теплей
в сердцах у нас, бесслёзных и упрямых,
не плакавших в прошедшем феврале.
Пусть эти слёзы сердце успокоят…
А на врагов расплавленным свинцом
пускай падут они в минуты боя
за всё, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
у булочных стоявших у дверей,
за трупы их в пикейных одеяльцах,
за страшное молчанье матерей…
…О, как мы встретим наших ленинградцев,
не забывавших колыбель свою!
Нам только надо в городе прибраться:
он пострадал, он потемнел в бою.
Но мы залечим все его увечья,
следы ожогов злых, пороховых.
Мы в новых платьях выйдем к вам навстречу.
К «Стреле», пришедшей прямо из Москвы.
Я не мечтаю, - это так и будет.
Минута долгожданная близка.
Но тяжкий рёв разгневанных орудий
ещё мы слышим: мы в бою пока.
Ещё не до конца снята блокада…
Родная, до свидания! Иду
к обычному и грозному труду
во имя новой жизни Ленинграда.
(Слайд №12) Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – один из крупнейших композиторов современности. Для его творчества характерно стремление к воплощению глубоких жизненно-значительных идейных концепций, острых, нередко трагических конфликтов, сложного мира человеческих переживаний. Это оперы: «Нос», «Катерина Измайлова», «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»; оперетта «Москва, Черёмушки»; 15 симфоний, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»; 10 поэм для хора на стихи прогрессивных поэтов, камерные произведения, музыка к спектаклям и кинофильмам (свыше 35). Это, конечно же, Седьмая («Ленинградская») симфония.
-Прослушивание отрывка музыкального произведения.
-Слово учителя с элементами беседы. Симфония состоит из четырёх частей:
(Слайд № 13) Прелюдия – вступление к музыкальному произведению. Ясная, светлая мелодия – мир, покой, счастье. Вдруг…
Тема первой части - «Нашествие (сухое потрескивание барабана, жёсткие механические звуки, монотонная мелодия фашистского марша. Марш заполняет всё. Поступь чудовищ. Грохот убийц. Топот сапог…).
- Каково впечатление от прослушанной музыки?
- Какой основной конфликт отражён в ней? (борьба с фашизмом, борьба со злом).
-Позволяет ли такая музыка думать, творчески работать? (нет, она как бы бьёт по голове, отупляет).
Финал – заключительная часть музыкального произведения, имеющего несколько частей. В финале звучит мелодия победы.
-О чём эта симфония? (Итак, эта симфония о борьбе, о победе добра над злом, о величии и героизме советского народа в Великой Отечественной войне).
«Мелодия обрастает железом и кровью. Она сотрясает мир. Что-то железное идёт по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище, которое неумолимо шагает на вас… На предельном напряжении оркестра тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления». (Е.Петров)
(Слайд №14) Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто…
(Слайд №15) Чтение учителем текста «Симфония всепобеждающего мужества». (Методичка, стр. 204).
Самостоятельное составление плана и написание сочинения публицистического стиля. Тип речи на выбор: рассуждение или повествование, но с обязательным отражением своего отношения к описываемому событию.
Рефлексия.
6