СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКИ.
ПРОГРАММНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА
В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни. Музыка помогает людям увидеть и понять богатый и многообразный мир. Она может поведать о правдивых и фантастических событиях, нарисовать картину природы, передать движение поезда или веселый шум толпы. Но музыке особенно свойственно выражать настроения людей, их чувства и переживания.
Содержание песни, романса, хора легко пересказать. В этом нам помогают слова. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в произведениях, написанных для отдельных инструментов или оркестра содержание раскрывается только в музыкальных звуках. Его нельзя увидеть. Его трудно пересказать словами, но его можно почувствовать и понять.
Иногда композитор дает инструментальной пьесе название и тем самым поясняет ее содержание, например: «Новая кукла» Чайковского или «Веселый крестьянин» Шумана.
Источником вдохновения для композиторов являются:
события исторического прошлого — борьба народа с врагами родины, борьба против угнетателей (опера Глинки. «Иван Сусанин», увертюра Чайковского «1812 год», кантата Прокофьева «Александр Невский»)
картины древнего народного быта - повседневная жизнь людей, их труд и отдых, обычаи (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко», фантазия Глинки «Камаринская»)
произведения литературы и народного творчества – стихи, поэмы, романы, былины, сказания, сказки (Лядов «Кикимора», опера Чайковского «Евгений Онегин», балет Чайковского «Щелкунчик», опера Прокофьева «Война и мир»)
образы природы – пейзажи, ночная тишина, вспышки молний, морская стихия и т.д. (Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Григ «Утро», Чайковский «Подснежник»)
современная жизнь людей – покорение сил природы, космоса, борьба за мир (оратория Шостаковича «Песнь о лесах», Шостакович «Родина слышит», Островский «Пусть всегда будет солнце», оратория Прокофьева «На страже мира»)
Итак, музыка может выражать настроение и чувства людей – радость, горе, любовь, переживания, спокойствие, негодование, скорбь и т.д. В этом заключаются её выразительные свойства.
Музыка может изображать картины природы, звон колокольчиков, раскаты грома, скрежет танков, скрип снега, шум дождя и т.д. В этом её изобразительные свойства.
В музыкальном произведении выразительность и изобразительность тесно переплетаются, но они неравнозначны. Уровень изобразительности может быть выше и ниже, а уровень выразительности всегда высок.
Существует огромное количество произведений, в которых композитор каким-либо образом объясняет нам содержание своего произведения. Это может быть только краткое название музыкального произведения (например, «Зайчик дразнит медвежонка» Кабалевского, «Детский альбом» Чайковского), а может быть развёрнутая словесная программа – пояснение. Такие произведения называются программными.
Название помогает слушателям понять содержание произведения, а исполнителям – лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки», - утверждал Р. Шуман.
Иногда, помимо названия, композитор даёт произведению литературное предисловие – программу. В ней более или менее подробно излагается его содержание. В отдельных случаях композитор подробно излагает содержание каждого фрагмента музыки («Кикимора» Лядова). Иногда в качестве программы берётся литературное произведение («Ромео и Джульетта» Чайковского).
Программность может быть не только литературной. Часто в музыкальном произведении сюжета как такового нет, и он рисует какой-то один образ, пейзаж, картину (вступление к опере «Хаванщина» Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке»).
В программной музыке мы встречаем сочинения, вдохновлённые живописными полотнами (фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Поводом для её создания стали впечатления композитора от выставки работ художника В. Гартмана).
Очень ярким примером программной музыки является симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. Композитор создал её для редакции радио и этим произведением хотел помочь детям познакомиться с симфоническим оркестром. За каждым героем этой сказки закреплена не только определённая музыкальная тема, но и определённый тембр музыкального инструмента.
Таким образом, мы видим, что в программных произведениях нашли яркое воплощение правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы и живописи.
Программность может быть картинная (картины природы, народных празднеств, портретные музыкальные зарисовки), а может быть сюжетная (часто связана с каким-либо литературным произведением). Программной музыке присущи конкретность и образность («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского. Здесь даётся яркая музыкальная картина пробуждающейся природы, восхода солнца. Но есть и другое значение этого произведения – воссоздание картины пробуждающейся России.).
Итак, программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая программу, т.е. какой-то конкретный сюжет или образ, выраженный в названии произведения.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художники в рисунках и красках, скульптор в дереве и мраморе, а писатель и поэт в словах создают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. Ведь музыка – это искусство звуковое.
Различают звуки шумовые и музыкальные.
К шумовым отнесём раскаты грома, треск, стук, и т.д. Музыкальные звуки в отличие от шумовых – имеют высоту, их можно повторит голосом.
Свойства и качества музыкального звука:
Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний, чем чаще колебания – тем выше звук.
Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения.
Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний.
Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука. Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одного человека от голоса другого человека, звук одного инструмента от звука другого.
Таким образом, к выразительным средствам музыки относятся – регистр, мелодия, ритм, темп, динамика, лад, тембр, аккомпанемент и др.
Мелодия – основа музыкального произведения. Д.Шостакович называл мелодию душой музыкального произведения. Мелодия состоит из последовательности звуков, разных по высоте и длительности (протяжённости), выражающих определённую музыкальную мысль, которую можно пропеть.
Мелодия не стоит на месте, а постоянно развивается, изменяется, т.е. двигается.
Типы движения мелодии: поступенное (плавное) и скачкообразное (прерывистое). Мелодия может двигаться вверх, вниз, останавливаться на одном уровне.
Кульминация – наиболее напряжённый, экспрес- сивный момент в развитии мелодии, это наивысшая точка эмоционального напряжения. Это и цель, к которой шло развитие, и точка перелома, «перевал», на котором восхождение сменяется спуском.
Кантилена – напевная мелодия, льющаяся беспрерывным потоком. Встречается в народных песнях.
Речитатив – полупение, полуговор, мелодия близка к разговорной речи. Подобные мелодии встречаются в былинах, операх, романсах, песнях.