«Весна — лето 2024»

«Сон как герой в произведениях русской литературы»

Поект по литературе рассматривает сон как героя литературного произведения. Рассмотрены сны в произведениях: "Слово о полку Игореве", " Евгений Онегин", "Обломов", "Преступление и наказание". Показано, как сны могут влиять на поведение героев, их жизнь.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ №1









Направление «Литературоведение»

Тема проектной работы

«Сон как герой в произведениях русской литературы»





Выполнила: Пронина Елена Андреевна, обучающаяся 10 «Б» класса

Руководитель: Прокопчик Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы















г. Клин, 2019 год

Содержание.



Введение ……………………………………………………………………… 3

«Смутный сон приснился Святославу…» ..……………………………….. 6

«И снится чудный сон Татьяне…» ……………………………………….. 9

«В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?» ……. 11

Мечты и реальность в снах Раскольникова …………………………………14

Заключение …………….……………………………………………………… 18



























Вступление

С древних времен сон играет важную роль в жизни человека. Он является очень важным биологическим процессом, ведь, когда человек спит, он наполняется силами. Во сне также нервная система человека обрабатывает полученную за день информацию. Но поистине загадочной является магическая сторона сна, которую люди всячески старались изучать, чтобы постичь тайны снов и научиться использовать их для получения предсказаний и изменения жизни.

Начиная с древних времен и заканчивая выводами современных ученых, люди считают, что в наших снах отражается наше психологическое состояние, наши радости и переживания. При правильной интерпретации сновидения могут ответить на некоторые наши вопросы и даже предсказать будущее.

Многие индейские племена считают, что во время сна наша душа покидает тело. Они предполагают, что у нас есть три души. Первая душа – наше эго, она находится в дыхании. Вторая душа – тело, она дает нам энергию и жизнь во время бодрствования. Третья душа – свободная душа, она покидает наше тело во время сна. Именно третья душа, оставляя наше тело, путешествует в другие миры и измерения, приоткрывая нам завесу тайн.

Боги и Богини сна существуют во всех мифологиях народов мира. Их почитали и вспоминали каждый вечер перед сном, прося у них защиты от плохих сновидений и кошмаров.

Например, в греческой мифологии был бог Гипнос. Он помогал нуждающимся, но за свою помощь забирал у человека половину его жизни. Сыновья Гипноса также имели власть над сновидениями, как плохими, так и хорошими. Его сын Морфей один из самых известных богов сновидений. Он может принять любой облик и посетить сон любого человека

Гипнос также присутствует в древнеримском пантеоне богов, но под именем Сомна. Эта же самая мифологическая параллель встречается в славянской мифологии – здесь присутствует бог Сон. Из этого можно сделать вывод, что эти три народа поклонялись одному богу, который имел в разных мифологиях свое новое лицо и имя.

В мифологии Китая, а позже и Японии у снов вместо своих богов-покровителей было некое подобие зверей. Их имена Баку и Нуэ. Внешний вид Баку напоминает тапира, обладающего формой, похожей на свинью с длинным носом. В царстве снов он является защитником людей и плохих сновидений и ужасов. Одно из старейших существ японской мифологии – Нуэ. У него лапы тигра, лицо обезьяны, и тело тануки, а вместо хвоста длинная ядовитая змея. Нуэ служит предвестником болезни и неудачи.

Основываясь на этом, можно сказать, что уже с древних времен человек наделяет сон определенным значением. Это может быть как его возможное будущее, так и ответ на сложный жизненный вопрос. Также сон может представлять собой беззаботный мир, куда человек очень хочет отправиться, чтобы сбежать от повседневных забот, но в силу обстоятельств обязан вернуться в настоящую жизнь.

В литературе сны всегда играли значительную роль, ведь сон, являясь литературным приемом, необходим в произведении для достижения автором определенной цели, например, освещение какой-либо части биографии героев, полного и многогранного раскрытия их характеров, причин их поступков и отношения к другим героям. А так как сон - это подсознательное проецирование действительности, то и во сне герой не лжет, не прикрывается масками и не притворяется. Именно поэтому авторы часто используют сны для полного раскрытия своего персонажа как личности.

В своем проекте я рассмотрю произведения некоторых русских классиков, которые используют сон как литературный прием, и выявлю причину такого решения. Будут рассмотрены четыре произведения :

  • «Слово о полку Игореве»

  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

  • «Обломов» И.А. Гончарова

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Целью проекта является определение роли сна в произведениях русской литературы.

Задачами проекта является:

  • Отбор произведений русской литературы , в композиции которых присутствуют сны.

  • Осуществление краткого анализа выбранных произведений с выявлением причины, по которой автор использует сон как литературный прием.

  • Детальное рассмотрение и объяснение символического значения сна в выбранных произведениях.

















«Смутный сон приснился Святославу…»

«Слово о полку Игореве» считается величайшим памятником литературы Древней Руси ХII века. Причиной этому послужило новаторство формы подачи самого произведения. Оно стоит на грани литературы и фольклора, так как в нем сочетаются не только народные образы, приметы и верования, но и лирическая нотка, из-за которой тема государства становится личной, а историческое повествование – народно-поэтическим.

Также «Слово» можно считать одним из первых произведений, в котором автор использует сон как литературный прием, а не как исторический факт, наполняя его определенным смыслом и придавая ему значение в общей картине произведения.

Основной идеей «Слова о полку Игореве» является патриотизм. Он выражен в тревоге автора за судьбу Родины и его призыве к князьям для защиты Отечества, прекращению междоусобиц. Создатель «Слова» видит в разрозненности русских князей причину их поражения в борьбе с половцами. Именно к такому выводу и приходит Святослав, выражая его в своем Золотом слове. Но решающим моментом для такого действия является именно сон князя.

Сон Святослава наделен колоссальным значением в художественной структуре «Слова». Он состоит из двух частей.

Первая часть:

«Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит, -

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня.

Уже доски без князька

в моем тереме златоверхом…»

В этой части описывается место нахождение князя. Святослав, будучи могучим и грозным правителем Руси, в своем сне находится не в столице государства – Киеве, а рядом с его границами, практически нос к носу с половцами. Вместо богатого княжеского стола (символа власти и могущества) во сне описывается кровать с черным покрывалом (символ скорой смерти). А в княжеском тереме уже нет своего хозяина

Вторая часть сна:

«…Всю ночь с вечера

серые вороны каркают у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

понесли меня вороны к синему морю».

Во второй части сна описывается состояние природы. Мы слышим каркающего ворона, предвестника плохих событий, и видим, как несутся эти черные птицы к морю- символу «того света», указывая на скорую кончину героя.

Сон Святослава дает возможность пережить и ему и читателю нелегкую судьбу князя Игоря и его дружинников. Святослав понимает горечь потерь войны из-за разобщенности русских князей, но в то же время он одобряет их мужество. Именно эти размышления князя становятся основой «Золотого слова» Святослава. В нем автор призывает русских князей сплотиться против общего врага и прекратить проливать кровь своих братьев.

Таким образом, можно сказать, что сон Святослава играет в произведении не последнюю роль. Он рассказывает о трагичной судьбе некоторых героев «Слова» и является вещим сном для их близких.



































«И снится дивный сон Татьяне…»

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Он является не только первым романом в стихах, но и открытой энциклопедией, в которой мы можем полностью рассмотреть общество XIX века. Автор использует необычную зеркальную композицию и применяет новую онегинскую строфу для своего произведения.

А.С. Пушкин любит использовать в своих произведениях сон в качестве литературного приема. Сновидение посещает Петра Гринева в «Капитанской дочке» и главную героиню в сказке «Жених». В каждом из этих произведений сон имеет значение для общей картины работы автора. Роман «Евгений Онегин» не стал исключением, в нем сон приходит к Татьяне Лариной.

Значение этого сна – пророческое, так как многие события, происходящие во сне, просматриваются после пробуждения Татьяны. При детальном рассмотрении видений можно понять, что в них смешаны как народные образы, указывающие только на смысл будущего, так и прямая его трансляция. Но начнем сначала.

Сразу после погружения в сон Татьяна оказывается перед бушующей водной стихией. Этот образ, согласно народным поверьям, означает молодость или самый богатый на эмоции и события отрезок нашей жизни. Перебраться через нее героине помогает взъерошенный медведь. Этот фольклорный образ может означать начало чего-то нового или перерождение старого. Разгадка этих образов кроется в их соединении во сне героини. При их соединении для девушки это может значить скорое кардинальное изменение жизни, но, если учесть, что речь идет о расставании с юными годами, можно предположить о скорой свадьбе Татьяны. Будем учитывать, что во сне девушка пытается убежать от медведя, но, несмотря на большое количество препятствий, у нее не получается этого сделать.

После неудачной попытки побега от медведя Татьяна оказывается около избушки, полной демонических чудовищ, среди которых выделяется Онегин. Сон, являясь вещим в данной сцене, намекает на будущее торжество в высших кругах, по случаю именин Татьяны. Ужасные чудовища в реальной жизни заменятся на не менее уродливых душой аристократов, звуки зверей заменят мелодии вальса и тонкий шлейф шепотков между людьми. Для своего окружения во сне Онегин является хозяином, а для девушки спасителем от них. В данной сцене Пушкин наделяет главного героя силой характера (на это указывает возможность управлять шайкой полузверей) и толикой демонизма (все же Евгений добровольно находится в этой компании и его тоже можно с ними сравнить), но в глазах Татьяны он выглядит как спаситель, который защитит ее от опасности. Он поражает ее непредсказуемостью своих решений и, даже находясь в столь сомнительном окружении, вызывает лишь восхищение. Такая реакция героини связана с ее внутренними чувствами и переживаниями. Можно сказать, что, поддаваясь своим чувствам, она идеализирует образ Евгения.

Завершает видение ссора двух казалось бы друзей – Онегина и Ленского. Эта сцена находит свое подобие в дальнейшей судьбе этих героев – дуэли, исходом которой становится смерть молодого поэта.

Стоит отметить, что сон Татьяны является не только вещим, он также раскрывает нам внутренний мир героини, открывая нам ее тонкую натуру. Она верит в народные приметы и обладает богатым воображением. Выполняя же пророческую функцию, сон открывает нам завесу тайны, намекая на возможные события, и делает настроение романа чуть тревожнее, заставляя читателя начать переживать за дальнейшую судьбу героев.







«В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?...»

Роман «Обломов» И.А. Гончарова вышел в свет в 1859году, когда Россия стояла на пороге экономических и социальных перемен, которые были вызваны необходимостью отмены крепостного права. В романе описывается частое в нашей стране явление – «обломовщина». Именно через судьбу своего героя автор показывает причины такой жизни, ее характерные черты и возможности от нее избавиться.

Центральным образом романа является Илья Ильич Обломов. Его жизнь от начала и до конца остается верна «обломовщине», ведь даже при помощи других людей герой не может изменить своим принципам и в итоге возвращается на круги своя. Чтобы разобраться в причинах такого мировоззрения Ильи Ильича, необходимо проанализировать его жизнь, начиная с детства.

И.А. Гончаров в своем произведении тоже использует сон как литературный прием. Во сне показана родная деревня героя – Обломовка и его детство. Этот прием использован автором для лучшего понимания как самой проблемы, поднимаемой в произведении, так и причин ее возникновения и дальнейшей нейтрализации.

Родная деревня Ильи Ильича находится в прекрасной равнинной местности, где нет ни высоких и страшных гор, ни глубоких морей. Природа вокруг кажется нам раем на Земле. Здесь небо жмется к земле, чтобы ласково обнять ее, солнце светит ярко и жарко, реки текут шаля и играя, природа вокруг верст на пятнадцать представляет собой ряд прекрасных этюдов. Времена года здесь приходят каждый в свое время, неся с собой свою погоду, не обманывая людей внезапными оттепелями или заморозками.

Природу Обломовки действительно можно назвать раем на Земле, ведь здесь все пропитано благоприятными условиями для жизни, люди здесь не будут в чем-то нуждаться, им не нужно будет выживать, можно лишь жить и наслаждаться своей жизнью.

Жители Обломовки никогда не знали никаких болезней, природных катаклизмов, ядовитых гадов и опасных животных. На полях жили лишь коровы, овцы, куры да перепела. Внешний мир с его заботами и суетой ничего не знает об этой уединенной земле, да и местные жители ничего не знают о других краях и странах. Складывается ощущение полной отчужденности жизни Обломовки и ее жителей, ведь людей здесь воспитывают отторгать всякий труд от себя.

Воспитание Обломова строится на сказках и русском фольклоре. Ему в пример ставят русских богатырей, которые после долгого лежания на песке обретали силу и славу. Все вокруг следили, чтобы маленький Илюша был сытым и совершал как можно меньше действий, запрещали ему самостоятельно одеваться или поднимать уроненную вещь.

Автор создает утопию, в которой, как в раю, все просто и легко, никто не обязан трудиться, все лишь наслаждаются прекрасной окружающей природой. Но в то же время Обломовку можно считать антиутопией, так как такая жизнь и воспитание является ударом для всего общества. Обломовщина воспитывает ленивых мудрецов в халатах, которые не способны ни к какой деятельности, соответственно бесполезны, а в определенных моментах и вредны обществу. Возможно, эти люди и были бы ему полезны, но их природная лень и принципы «обломовщины» не дают внутреннему таланту развиться, а удобному халату упасть к ногам его носителя.

И.А. Гончаров использует сон Обломова не только для биографии героя, он раскрывает в нем внутреннюю проблему Ильи Ильича, в котором и олицетворено все общество второй половины XIX века. Сон также показывает не только поверхностные проблемы, но и ее внутренние составляющие. Обломов во сне и в произведении в целом выступает в роли личностной проблемы, ее отдельной единицы, а Обломовка - в качестве общественной. Именно применение сна в качестве литературного оборота помогает читателю понять, что поднимаемая проблема касается не только Ильи Ильича как отдельной личности, но и всего общества в целом.





































«Мечты и реальность во снах Раскольникова.»

«Преступление и наказание» написано Ф.М. Достоевским в трудные для автора времена. Идея произведения вынашивалась им на протяжении шести лет пребывания на каторге, а сам роман писался в голодные годы после нее. Писатель в своем произведении описывает эпоху уничтожения старых нравственных законов. Основная проблема этого времени состоит в том, что люди, отказавшись от старых устоев, еще не придумали что-то новое, то ради чего им стоит жить.

Сюжет произведения довольно часто печатался в современных ему статьях. Это история о бедном студенте, который из-за денег убил старушку-ростовщицу и ее сестру. Но внимание читателя автор акцентирует не на самом факте убийства, а на наказании за него, на что также и указывает название романа. Автор решил показать читателю, что за любое преступление без исключений будет свое наказание: кто-то будет отвечать перед словом закона, неся за свой проступок материальную ответственность, а кто-то будет замучен своей совестью, неся за проступок духовные убытки в виде душевного здоровья. Родион Раскольников испытал оба вида наказания.

Раскольников убежден в том, что все люди делятся на «обычных» и «необычных» личностей. Обыкновенные люди, по его мнению, отличаются консервативностью, послушностью, духовной слабостью, неспособностью изменить свою участь, они лишь многочисленный материал для малочисленных наполеонов, которые служат лишь жертвой для достижения наполеоновских целей. Необыкновенные люди же устанавливают новые правила, изменяют уклад жизни, разрушают все старое, воплощая свои планы в действительности и не боясь при этом пожертвовать чьими-то жизнями. По моему мнению, именно внутренний конфликт отношения Раскольникова к одной из этих групп и является причиной его опрометчивого поступка. Он ставит себе задачу переступить через моральные нормы и изменить чью-то жизнь путем убийства процентщицы, относя себя к необычным людям, но из-за нравственных устоев все же не может закончить начатое. Да, Раскольников ее убивает, но изначально задуманная помощь бедным девушкам и юношам не была осуществлена.

Для полного раскрытия характера и образа Раскольникова Ф.М. Достоевский использует сон в качестве литературного приема, при этом он был использован не единожды в данном произведении. С течением времени и с каждым последующим сном мы видим, как герой постепенно меняется, приходя в конце произведения к состоянию внутреннего спокойствия.

Первый сон Родиона Раскольникова показывает нам одно яркое детское воспоминание. Он видит, как несколько мужиков кнутами забивают клячу. В этом сне нам опять же интересен не сам сюжет, а чувства и переживания мальчика и встречающиеся во сне образы. Герой переживает за бедную лошадь, ему ее жалко. Такое эмоциональное состояние говорит о внутренней тонкой организации, возможности сострадать, но в то же время автор противопоставляет сну, раскрывающему положительные черты персонажа, суровую реальность, в которой герой хочет совершить убийство. Это наводит нас на определенные мысли о Раскольникове как о человеке с внутренними противоречиями, человеке с постоянным внутренним конфликтом. Эти мысли также подтверждает противопоставление во сне кабака, олицетворяющего безобразного низменного мира, и церкви, связанной с Раскольниковым светлыми воспоминаниями. Возможность спасения от суровой реальности с помощью веры мы также сможем увидеть и в продолжении романа.

Сон перед преступлением являет нам прекрасную картину оазиса, которая живет лишь в воображении будущего деятеля Раскольникова. Этот сон для героя кажется будущей реальностью, которой можно добиться после убийства старухи-ростовщицы, но только читатель может понять, что это невозможно. Сон скорее является прекрасной картиной противопоставленной жестокой реальности.

Следующие два сна Раскольникова настигают после преступления. Внутреннее беспокойство, нервность героя и лихорадка преподносят герою два сна-кошмара.

В первом сне полицейский Илья Петрович избивает хозяйку квартиры героя. И опять нам важны не сюжет сна, а его образы и чувства героя. Образ процентщицы вызывает у Раскольникова отрицательные эмоции сродни ненависти, но в данной ситуации даже к своеобразному врагу он испытывает жалость и беспокоится за старушку. Но в то же время здесь присутствует образ полицейского-образ правосудия, которого так боится Раскольников. Этот сон также показывает нам все внутренние противоречие главного героя.

Второй сон после преступления также возникает на почве разрушения мировоззрения Раскольникова. Он начинает в полной мере осознавать неправильность мыслей своих суждений, запутавшись в них и так и не найдя ответ на вопрос, кто он. В этом сне герой опять попадает на место преступления следом за зовущим его человеком, но обнаруженная там женщина только усугубляет душевное состояние героя. Уже на мысленном уровне Раскольников понимает, что он попал впросак, а старуха только подтверждает наши мысли. Она как бы высмеивает неудачное решение и поступок героя, а Родион в свою очередь понимает, что так ничего и не смог изменить, ведь старуха жива и смеется над ним вместе с толпой. Этот сон является своеобразной точкой во внутреннем конфликте героя, ведь после него Раскольников не пытается найти ответы на изначально интересовавшие его вопросы. Он постепенно просто поддается течению жизни, а не пытается бороться с ним.

Заключительный сон Раскольникова снится ему уже на каторге. Он представляет собой повторяющееся видение о конце света. Автор добавляет его сюда не случайно, он намекает нам на то, что после признания своей вины перед законом Родион Раскольников начинает свою новую жизнь. Этот сон также является полной противоположностью сна про оазис. Здесь как бы сталкиваются два мира: мир мечты и фантазии, который так хотелось воплотить в жизнь, и мир суровой жизненной реальности, который, как оказалось, невозможно изменить одному человеку.

Основным замыслом романа, по моему мнению, для Ф.М. Достоевского было показать неизбежность наказания за содеянное преступление и обозначить нравственные рамки общества в непростой для него период. Именно для раскрытия главных проблем на примере конкретной личности автор использует сон как литературный прием. В снах была показана основная гамма чувств, переживаний и морального и этического состояния героя. В них также показаны черты характера Раскольникова, все идеи его поступков, внутренние переживания в момент крушения собственных планов и домыслов и принятие окружающей действительности.

























Заключение

В ходе исследовательской работы были проанализированы такие произведения как «Слово о полку Игореве», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Во всех этих произведениях авторы используют сны героев как литературный прием, но в каждом произведении этот прием используется для достижения разных целей, которые в основном не перекликаются.

В произведении «Слово о полку Игореве» сон играет не последнюю роль. Помимо того, что он является вещим, сон Святослава является причиной высказывания Слова, ведь именно после этого видения и у героев произведения, и у читателей возрастает желание действовать во имя предотвращения грядущих событий.

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» использует сон для полного раскрытия характера персонажей. Но это не последняя его роль. Автор также помогает не только понять героев до мельчайших черт характера, но и приоткрывает завесу тайны сюжета произведения и делает текст романа более красочным.

В романе «Обломов» Автор использует сон не только для полного раскрытия характера Ильи Ильича, который ,как известно, начинает формироваться в детстве, но и описывает жизнь общества, в котором существует очень много проблем. Таким образом, И.А. Гончаров дает нам понять не только сам характер персонажа, но и причины именно такого его формирования как личности, которая по макушку увязла в общественной проблеме – обломовщине.

В произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский тоже использует сон для полно раскрытия образа героя и проблемы определенного времени, но в отличие от других произведений лишь больше запутывают читателя в своих догадках. Сны здесь используются для лучшего понимания смысла произведения, они символичны, а шлейф их значений присутствует на протяжении всего романа.

В каждом из проанализированных произведений сны играют колоссальную роль. Они помогают автору лучше донести свою позицию до читателя, а читателю в свою очередь не приходится думать над причинами определенных поступков героев. За огромный промежуток времени сон стал полноценным литературным приемом, а в некоторых произведениях он стал и его героем.































Библиографический список.

  1. Серия книг «Мифы и легенды народов мира» изд. «Мир книги» - 2006 г.

  2. «Слово о полку Игореве» - изд. «Детская литература» 1975 г.

  3. Статья «Сон как художественный прием в Слове о полку Игореве» (электронный ресурс). - [http://mirznanii.com/a/361246/son-kak-khudozhestvennyy-priem-v-slove-o-polku-igoreve ] (дата обращения: 29.12.2018)

  4. «Евгений Онегин» - А.С. Пушкин сочинения в 3-х томах 1986 г.

  5. «Обломов» И.А. Гончаров

  6. «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский 1995 г.

  7. Статья «Сны и сновидения в русской литературе» (электронный ресурс). – [http://mirznanii.com/a/135746/sny-i-snovideniya-v-russkoy-literature ] (дата обращения: 4.01.2019)

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее