«Весна — лето 2024»

Сценарий индивидуального урока по дисциплине «Дирижирование»

Сценарий индивидуального урока по дисциплине «Дирижирование».

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Сценарий индивидуального урока по дисциплине «Дирижирование». Тема:  Г. Свиридов. Романс из музыки к повести А. Пушкина «Метель». Роль ауфтакта в дирижировании, формирование навыков исполнения. Цель:   1)  Обучающая   –   овладение   разными   видами   показа   ауфтакта   в условиях меняющегося темпа, характера, фактуры, динамики. 2) Развивающая  ­ приобретение теоретических знаний  и  навыков их практического воплощения.   инновационных Вид урока: комбинированный. Применение информационная, диалогическая, совместная мыследеятельность и т.д. Межпредметные   связи:  литература,   МХК,   история   исполнительского искусства, музыкальная литература.  Инструментарий   урока:  фортепиано,   партитура,   клавир,   стол,   стулья, пюпитр,  дирижерская палочка, видеоаппаратура, DVD.  технологий:   педагогических                                             Структура урока 1. Актуализация прежних знаний.       Обучающая дирижирует произведение Г. Свиридова «Романс».  Преподаватель анализирует уровень исполнения, отмечая положительные  моменты и неточности. Совместно с обучающейся обсуждаются понятия и  степень воплощения навыков, полученных на прошлом уроке. Произведение находится в стадии разбора музыкального текста, особое внимание   обращается   на   музыкальную   форму,   художественно­образную сферу, технику дирижирования.  Диалог преподавателя и обучающейся:  Расскажите о характерных особенностях музыкального языка Георгия Свиридова? (­ Яркий мелодизм, гармоническая свежесть). Назовите   основные   жанры   в   творчестве   композитора?   (­   Оратория, кантата, хоровой концерт, вокальный цикл, романс). Какие произведения из прозы А. Пушкина Вы знаете? (­ Капитанская дочка, Дубровский, Станционный смотритель, Русалка). Какие   еще   музыкальные   части   из   музыки   к   «Метели»   Вы   можете назвать? (­ Тройка, Весна, Осень, Пастораль, Военный марш, Венчание, Вальс). В   основу   каких   музыкальных   произведений   положены   поэтические тексты   А.Пушкина?   (   ­   оперы   П.   Чайковского   –   «Евгений   Онегин», «Пиковая   дама»;   С.   Рахманинова   ­   «Алеко»;   А.   Даргомыжского «Каменный гость»).           Совместно с обучающейся анализируется  музыкальная форма пьесы и  составляется исполнительский план произведения с динамическим развитием. Форма   «Романса»   ­   куплетно­вариационная,   представляет   собой Глинкинский тип вариаций на удержанную мелодию, т.е. при неизменной теме варьируется фактура сопровождения и оркестровка:  Molto adagio Adagio Adagio,   ma non troppo Pochissimo   piu animato Con passione Adagio, ma non troppo  вступление тема тема с вар 1  тема с вар 2 тема tutti тема f               p      p                mp f         pp 2. Формирование новых понятий и способы их воплощения. Преподаватель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Уроки   профессора Мусина И.А.», раздел (Ауфтакты) с последующим обсуждением.                  Затем, по составленной нами схеме, разбирается каждый фрагмент партитуры,   его   музыкально­образное   содержание   и   способы   передачи изложенного текста мануальными движениями.  Непродолжительное вступление (4 такта), своими сочными,    фактурными аккордами (ассоциируются  с величавой картиной русской  природы) предвосхищают появление основной темы «Романса».   Дирижерский жест во вступлении  достаточно большой по амплитуде – насыщенный и глубокий, как раз и должен подчеркнуть широту и дыхание вступления. Ауфтакт (полный)   можно начинать с преддвижения, из точки появления звука не должно быть резкого отскока руки (несмотря на акцент), междольный   ауфтакт     ко   второй   доле    (заполнение      )   должен   быть выполнен   безукоризненно   по   времени,   чтобы   у   оркестрантов   сложилось точное   представление   о   темпе.   Последний   аккорд   вступления   необходимо снять мягким ауфтактом точно в четвертую долю. Дать понятие звучащей паузы на фермате. Гитарный   аккомпанемент   перед   вступлением   темы   требует   особого ауфтакта по принципу ­ бас­аккорд,  (на «бас» более короткое по амплитуде движение, на «аккорд» ­ длиннее). Чарующий   лирический   образ   основной   темы   «Романса»   (напоминает первую фразу старинного романса Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною») начинается   неполным   ауфтактом,   предельно   выразительным   (вокальным) жестом, на четвертой доле (   )   применяется чуть заметный задержанный ауфтакт, в дальнейшем развитии мелодии задержанный ауфтакт менее ярко выражен. Дать понятие активного и пассивного жеста.  В   данном   примере   коснемся   темы   противосложения.   Показывается полным ауфтактом очень выразительным жестом со стремлением в первую долю   не   забывая   о   принципе   активного   и   пассивного   жеста   в   звучании    (1,2,4 доли активные, 3 – менее выраженные).                                 Нисходящее   движение требует   полного   ауфтакта   с заполнением  отражения шестнадцатыми  длительностями  и точным снятием       в   четвертой   доле.  Animato  в   этой   части   достигается   не   только ускорением   темпа,   но   и   свободной   агогикой   (внутреннего   ускорения   и замедления в шестнадцатых – можно достичь приемом ускоряющим темп, а потом возвращающим его в первоначальный). Это, прежде всего ускоренный рефлекс   руки   после   первой   группы       (после   точки   удара).   Рука быстро   покидает   точку   и   с   ускорением   движется   к   следующей   доле,   тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления. Замедление темпа   во   второй   группе     достигается   обратным   приемом   –   рука задерживается   в   точке   удара,   рефлекс   увеличивается,   удлиняется промежуток   времени,   в   котором   и   происходит   восстановление   прежнего темпа. То есть действует известный принцип – сколько взял, столько и отдай!   Кульминация пьесы (точка золотого сечения).  Оркестровое tutti носит торжественный,   благородный,   праздничный   характер,   вместе   с   этим,     оно пронизано   страстной   лирикой.   Максимально   большой   насыщенный   жест, активные ауфтакты во фразах как в теме, так и в партии противосложения, должны передать всю широту, эпичность этой, исключительно значимой по эмоциональному воздействию части. Заканчивается   «Романс»   спокойным   звучанием   главной   темы   с видоизмененным противосложением из Adagio ma non troppo   I части. Чтобы создать контраст с tutti  жест должен быть предельно лаконичным, ауфтакты чуть  «уставшими»,  все  движения   и  эмоции   на  убывание,  на   рр,  буквально растворяясь в тишине. Окончание звучания показывается ауфтактом почти намеком, практически не снимая звук. 3.Формирование умений и навыков.              Преподаватель на протяжении всего урока показывает различные виды ауфтактов   на   музыкальных   отрывках   из   исполняемого   произведения приведенных   в   предыдущем   разделе.   Отрабатывает   с   обучающейся технологию   исполнения   движений   рук   с   обязательным   внутренним   и мышечным   контролем.   Формирует   навыки   выразительного   исполнения ауфтактов   и   умением   визуализации   движения   рук   по   времени,   амплитуде, штриху   и   т.д.   Предлагает   различные   виды   упражнений,   способствующих предельно точному освоению мануальной техники для каждого отдельного эпизода и всего произведения в целом. 4.Задание для самостоятельной работы:         ­ Добиться и продемонстрировать на следующем уроке ясный и грамотный показ   разных видов   ауфтактов на меняющийся темп, характер, динамику, фактуру.   ­   Посмотреть учебный фильм  «Уроки профессора Мусина И.А.» 1 часть и  определить какими методическими приемами педагог добивается  осмысленного показа различных ауфтактов. Рекомендованная литература: ­   Малько   Н.А.   Основы   техники   дирижирования.   Композитор   –   Санкт­ Петербург, 2015. ­  Мусин И.А. Техника дирижирования. www. Torrentino.me , 2016 ­  Мусин.И.А. О воспитании дирижера: Очерки. www  ­  Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. booksee.org , 2015 ­ www    Дирижерский   аппарат   и   его   постановка.   Казачков   С.А.  .  forumklassika    .  ru ,2013  .  studmed    .  ru , 2013                          Учебный фильм: Уроки профессора И.А.Мусина. Искусство дирижирования, 1часть.   Интернет ресурсы: ­   www. youtube.com. ­  http://www.partita.ru|others. ­  http://famousmusicians.net/?page_id=249

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее