Урок: Типология обществ: цивилизационный и позитивистский подход
1. Введение
Здравствуйте. В прошлый раз мы познакомились с формационным подходом, предложенным Карлом Марксом. Сегодня мы познакомимся с двумя другими подходами – цивилизационным и позитивистским.
В рамках цивилизационного подхода каждое общество рассматривается отдельно, как самостоятельный, не связанный с другими объект исследования.
Давайте рассмотрим значение термина «цивилизация». В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как территориальное, культурно-географическое объединение людей, общество, сохраняющее свою идентичность на протяжении длительного времени.
Основоположником цивилизационного подхода был известный английский историк и философ Арнольд Тойнби. В своем труде «Постижение истории» он выделил ряд таких цивилизаций, например, шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую, китайскую, индусскую, исламскую и христианскую.
С точки зрения Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд стадий развития: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение (рис. 1).
Рис. 1. Стадии цивилизаций
Развитие цивилизации определяется творческим меньшинством, которое разрабатывает программу развития общества. Если творческое меньшинство перестает оказывать влияние на общество, цивилизацию ждет упадок.
Особенностью тойнбианского понимания общественного прогресса является тот факт, что цивилизации развиваются изолированно и не в состоянии повлиять на ход эволюции друг друга. Например, египетская цивилизация в 1 тысячелетии до нашей эры уже переживала упадок, а греческая – только рождалась. Греческая цивилизация не смогла ни ускорить, ни замедлить процесс деградации египетской цивилизации (рис. 2).
Рис. 2. Египетская и греческая цивилизации
Тойнби, правда, признает, что цивилизации могут образовывать своеобразные цепочки, но их в цепочке может быть не более трех. Так, греческая цивилизация образовалась на руинах минойской (рис. 3), а западная и православная – на основе греческой.
Рис. 3. Минойская и греческая цивилизации
Таким образом, цивилизации гораздо чаще противостоят друг другу, чем дополняют.
Своеобразный вариант цивилизационного подхода представил немецкий историк Освальд Шпенглер.
Географические объединения людей Шпенглер называет культурами, а цивилизация в его понимании – это завершающий этап истории культуры, ее упадок (рис. 4).
Рис. 4. Культура и цивилизация
С точки зрения Шпенглера, завершающий этап существования культуры характеризуется подъемом материальной культуры и упадком духовной.
Цивилизационный подход также не свободен от недостатков.
Попыткой примирить формационный и цивилизационный подходы многие социологи считают подход, предложенный французским философом Огюстом Контом. Этот подход многие называют позитивистским, так как Конт был основоположником позитивизма.
В основу своей классификации Конт также положил экономический критерий, но выделил основной сектор экономики. Он разделил общество на три этапа – традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество (рис. 5).
Рис. 5. Классический позитивизм
Теорию Конта признают и современные ученые, однако они считают ее несколько устаревшей. Современные позитивисты, или неопозитивисты, как их принято называть, выделяют три этапа развития общества – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (рис. 6).
Рис. 6. Неопозитивизм
Моменты перехода общества с одной стадии на другую называются модернизацией.
Выделяют первичную и вторичную модернизацию.
Согласно этому подходу, в настоящее время мир переживает процесс перехода к постиндустриальному обществу, основой экономики которого является сфера услуг. Есть и другие названия этого этапа.
Позитивистский подход является в настоящее время общепринятым. Однако не следует отрицать и других подходов к истории человечества.
Несколько наших следующих уроков будут посвящены истории современной цивилизации. А наш сегодняшний урок на этом окончен. Спасибо за внимание.
Русские корни цивилизационного подхода
Становление цивилизационного подхода традиционно связывается с именем Арнольда Тойнби. Однако впервые этот подход появился в работах русского философа Николая Яковлевича Данилевского (рис. 7).
Рис. 7. Н. Я. Данилевский
Данилевский не пользовался термином «цивилизация», а называл устойчивые общества культурно-историческими типами. Многие исследователи считают этот термин более удачным.
Отличие концепции Данилевского от концепции Тойнби заключается в том, что основой общества признается не просто общая культура, а языковая общность. Данилевский не отрицает и взаимовлияния цивилизаций. Успехи цивилизации зависят от разнообразия элементов типа, то есть чем больше цивилизация возьмет у других, тем более устойчивой она будет.
Столкновение цивилизаций?
В 1993 году вышла работа Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В ней автор доказывает, что если XX век ознаменовался столкновением идеологий, но XXI век будет веком войн между цивилизациями.
Доказательством этого, по мнению Хантингтона, можно считать усиление позиций ислама в мире, бурное развитие китайской и вообще дальневосточной экономики, усилившиеся в ряде регионов мира религиозные конфликты и даже полномасштабные войны.
«Горячими точками» религиозных конфликтов только за последние 20 лет стали десятки стран – Индонезия, Индия и Пакистан, Нигерия, Филиппины. Столкновения на религиозной и национальной почве происходят даже в странах Европы. Всем памятен датский карикатурный скандал. 11 сентября 2001 года произошла атака на ВТЦ, которую некоторые исследователи считают первым раундом глобальной межцивилизационной войны.
Необходимо решать вопросы на основе диалога и не поддаваться на провокации.
Закат Европы
Работа Освальда Шпенглера «Закат Европы» считается одним из исследований, которые перевернули представление людей о современном обществе.
Шпенглер жил в Германии конца XIX – первой трети XX века, и это предопределило его взгляды на общество.
Несмотря на то, что сегодня мы признаем наличие научно-технического прогресса, многие современные ученые, да и обычные люди, считают себя пессимистами и не ждут от развития цивилизации ничего хорошего.
Теория субэкумен
Многие ученые не готовы отказаться от термина «цивилизация», даже учитывая его максимальную расплывчатость и неконкретность. Предпринимаются попытки выхода из этой ситуации.
В современном обществознании одним из наиболее перспективных вариантов цивилизационного подхода считается теория субэкумен. Субэкуменами предлагают называть устойчивую коалицию культур, связанных единой религиозно-философской традицией. Это слово происходит от греческого «ойкумена» – обитаемая человеком часть Земли.
Субэкуменами можно считать западнохристианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии (Индия и индианизированные культуры) и конфуцианско-буддиский мир Дальнего Востока (Китай и синизированные культуры).
Можно считать, что в современном мире практически все люди и социальные группы могут быть отнесены к одной из указанных субэкумен. Однако объяснить посредством субэкумен возникновение и развитие древних цивилизаций невозможно.
Литература к уроку
Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.