«Зима 2025»

Урок изобразительного искусства

Урок в форме познавательной лекции с последующим выполнением практической работы на основании полученных на уроке знаний.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Художник в театре

Урок в форме познавательной лекции с последующим выполнением практической работы на основании полученных на уроке знаний.

Обучающая задача: Развитие творческих способностей учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Дать первоначальное понятие о театре как о роде искусства и месте, в котором дают представление

  2. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.

  3. Развивать устную диалогическую речь.

Воспитательная задача:

1. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование сказок.

2. Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Форма урока. Комбинированный (технология + художественный труд на уроке ИЗО)

Цели урока:

  • выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля;

  • познакомить с художественной деятельностью сценографа;

  • формировать представление о выразительных средствах сценографии;

  • познакомить учащихся с видами сценического оформления; 

  • формировать умение определять тип сценического декорационного оформления;

  • способствовать формированию коммуникативной культуры;

  • способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

  • определить роль  художника  театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя;

  • обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов;

  • развивать навыки пространственной композиции;

  • развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям театрального и изобразительного искусства;

  • развитие познавательных способностей учащихся

  • развивать навыки создания эскиза декораций.

 Задачи урока: создание макета декорации к спектаклю.

Форма самостоятельной работы учащихся: индивидуальная

Оборудование:

для учащихся: цветная бумага, гуашь, акварельные краски, кисти, баночка для воды;

для учителя: презентация, интерактивный экран, книги о художниках-декораторах Билибин, Врубель.

таблица с терминами («декорация», «спектакль», «сцена», «занавес», «кулисы», «задник»);  

План урока:

 

Этапы урока

 

Время

1

Мобилизующее начало урока.

Сообщение темы и постановка цели урока.

1

 

Вводная лекция

11

 

Выбор сказки

Объяснение выполнения практической работы.

 

3

 

 

Физкультминутка

4

7

Самостоятельная работа учащихся.

 

19

8

Анализ коллективной работы учащихся. Итог урока

 

2















 

Ход урока

Время

Мин.

Примечание

1

Мобилизующее начало урока:

- проверка готовности учащихся к уроку.

 

 

1

 

 

2

Сообщение темы и постановка цели урока: «Художник в театре»

- Вы хотите узнать, как возник театр?

Знаете ли вы, что уже давным-давно Греки додумались до постройки театра? В России театра тогда еще не было. Да что Россия – еще не родился Иисус Христос, а греки уже знали, что такое театр.

2,3 Слайды. Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором (персоной), усиливавшим его голос. И женские и мужские роли в греческом театре исполняли мужчины.

Чтобы изобразить своего героя греческие актеры надевали маски, по выражению лица на маске всем был ясен характер, пол и возраст вымышленного героя.

Главная тема в древнегреческом театральном творчестве: «Быт и жизнь богов»

(4 Слайд - В средние века театральные представления происходили прямо на площади,  только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато, какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.

5 Слайд - 15 век. Англия Лондонский  театр «Глобус». Для него писали пьесы и играл в них великий Вильям Шекспир. Это было время и ведьминского колдовства, и рыцарей в сияющих доспехах, и убийств. Таким был театр во времена Шекспира. Именно в то время были написаны шедевры, построены величайшие сцены.

6,7 Слайды. В Италии бродячий театр назывался «Комедия дель арте». В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие. Актеры «Комедии Дель Арте» выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

8 Слайд. В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади, и их тоже запрещали и преследовали. В старину веселыми людьми называли скоморохов, ходивших по городам и селам и развлекавших народ. Умели играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать Личина, обличье, наличник - это все названия скоморошьей маски. Без маски не обходилось ни одного представление. Скоморохи дрессировали медведей. Медведи были помощниками скомороха.

9 Слайд. Театр Петрушки Любимым в народе среди скоморохов был актер кукольного театра, а наиболее популярной — комедия о Петрушке. Петрушка — любимый герой зрителей. Он смельчак и задира, всегда сохранявший чувство юмора. Длинноносый парень в колпаке с кисточкой, смешивший людей

10 Слайд. В честь рождения сына Петра царь Алексей Михайлович приказал открыть придворный театр сначала в селе Преображенском, затем в Москве. Построили для него помещение – «храмину», набрали труппу актеров из иностранцев и русских.

Было это более 350 лет назад.

11,12 Слайды. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду –  бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

13 слайд Приложение Роль художника в театре

В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

 

Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.

 

14 Слайд. Рассмотрим схему, изображающую устройство сцены.

Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.

Театральная сцена – основная  часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.

15,16 Слайды. Структура декорации на сцене

17 Слайд. Декорации, этапы создания. Порядок работы художника над макетом к спектаклю

- Декорации - Что же такое декорация?

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

- Как называется театральное действие, происходящее на сцене театра?

- Спектакль.

- Искусство театра – это коллективное искусство. В создании одного спектакля участвуют: драматург, композитор, режиссер, актеры, художники, даже гардеробщики и билетеры.

  Театральный художник должен внести свой вклад в общее дело, помочь раскрыть содержание драматического произведения, создать при помощи декораций среду, в которой происходит событие, действие спектакля.

 

- Из каких частей состоит макет театра?

 

СЦЕНА                  ЗАНАВЕС

КУЛИСЫ              ЗАДНИК (фон)

 

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. 

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

 

Задник живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

 

Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Итак, я сейчас познакомила вас с одни из видов работы театрального художника. Сегодня вам предстоит побыть в роли театральных художников и создать декорацию настольного театра. Вы будете работать коллективно, используя различные материалы.

18 Слайд. Макет-маленький театр на столе

19-21 Слайд. – Задание на урок ученикам 

22-24 Слайды. Фотографии работ учеников.                                            

 

11

 

 

 

Тема урока

записывается на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термины

записываются на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

3

Подготовка к практической работе:

 (чтение учителем отрывка из сказки А.Толстого «Приключение Буратино или золотой ключик»)

- Угадайте, из какой сказки взят этот отрывок? «..Три раза ударили в колокол и занавес поднялся. На маленькой сцене стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми косами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Он поклонился почтенной публике и сказал грустно: «Здравствуй, меня зовут Пьеро…»

 

- Можем ли мы уже сейчас определить, какие предметы будут находиться на сцене театра? Почему?

- Помните, размер героев равен 6 см.

- Какие детали будут украшать пол сцены?

- Почему?

Учитель показывает примеры в книгах о художниках. Как над декорациями работали Билибин, Врубель

 

3

Схема макета к

фрагменту сказки

«Золотой ключик» зарисовывается на доске

4

Физминутка:  (учащиеся выполняют упражнение за учителем)

- Буратино потянулся (наклон туловища вперед)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклон туловища вперед, вниз)

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел. (покачивание туловища влево, вправо).

чтобы ключик нам достать, (тянем руки вверх)

надо на носочки встать (перекачивание с пятки на носок, с носка на пятку).

 

 

4

 

5

Практическая работа:

-определение фрагмента спектакля для настольного театра по иллюстрации к сказке

-оформление фона-задника

 

 

 

9

 Ученики выбирают к каким сказкам будут выполнять макет декорации

  

6

Самостоятельная работа учащихся:

а) инструктаж по технике безопасности

 

Контроль за работой детей

- грамотность в выполнении работы,

- самостоятельность,

- оригинальность, выразительность работы,

- техника выполнения работы,

- соблюдение правил техники безопасности.

 

 

 

9

Итог урока:

-Анализ, оценка выполненной работы учениками

- Какую роль играет работа театрального художника в постановке спектакля?

Домашнее задание:

- Прочитайте (еще раз) сказку

 

2

 



 Краткий отчёт преподавателя о проведённом уроке:

Урок в целом прошёл в рамках задуманного плана. Дети смотрели презентацию и слушали информационный материал с большим интересом.

Выбор учеников выпал на сказку, прочитанную на уроке литературного чтения - «Сказка о царе Салтане», также к сказке «Золушка».

К работе отнеслись творчески, с большим интересом.

Оценка работ учащихся.



На втором уроке (в случае необходимости углубления темы возможно оформление сцены объёмными и полуобъёмными декорациями).

 

Тезисы:

Введение на уроках изо театрального искусства способствует повышению культурному и эстетическому  развитию школьников.

Изучение на уроке изо организации сценического пространства театра от античности до наших дней, раскрывает значение сценографии -  как вид художественного творчества, занимающегося оформлением  спектакля и сложившийся, как самостоятельный вид искусства.

Созданное театральными архитекторами и художниками в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней.

Опорный материал урока представлен в виде таблицы.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее