Визуальное расписание в коррекционной работе с детьми с РАС
Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких – либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.
В нашей жизни мы все очень часто пользуемся зрительной поддержкой для того, чтобы организовать свою жизнь, сделать выбор, выполнить задачу, общаться с другими людьми. Это и ежедневник, и гаджеты. Мы этим постоянно пользуемся, и даже сейчас, согласитесь, очень комфортно, когда есть презентация, и можем взглядом зацепиться за информацию, о которой говорят. И, когда нам показывают какие-то вещи наглядно, гораздо интереснее, чем человек просто говорит и ничем информацию не сопровождает.
Также, находясь в чужой стране, например, где мы не знаем языка, мы не можем обратиться к кому-то. Как мы будем ориентироваться? Мы будем искать какие-то символы, какие-то указатели. И, в том случае, если мы не будем понимать, то нас так же будет охватывать тревога. Мы все время пытаемся провести аналогию с детьми для того, чтобы нам более четко и осознанно ощущать, а как чувствует ребенок? И вот когда представляешь себя в чужой стране, где вокруг ничего непонятно, и все говорят на языке, которого ты не знаешь, и догадаться по письменности невозможно, ну вот совсем ничего не понимаешь. И насколько дискомфортно нам будет. Представьте ребенка, который не понимает куда он пришел, сколько это будет продолжаться и когда это закончится, что с ним будет происходить в следующую минуту. Мы можем только представить тот уровень тревожности, которую этот ребенок ощущает.
Визуальное восприятие обычно является сильной стороной ребенка с РАС. И поэтому, визуальной поддержке отводится особое внимание. Наши слова после озвучивания исчезают, а символ остается. Таким образом и новые слова закрепляются, и понимание того, что происходит у ребенка снижает уровень тревожности. Зрительная поддержка – жизненно важный инструмент для детей с РАС. Как для детей с нарушением зрения – очки, для детей с нарушением слуха – слуховой аппарат, для детей с ДЦП – коляска, так и для детей с РАС – это инструмент, который помогает им обучаться.
Визуальное расписание – это некая система, которая показывает, что и в какой последовательности будет происходить на занятии. Визуальное расписание помогает развивать у ребенка с РАС самостоятельность и гибкость (когда они будут понимать во времени, что будет происходить с ними, они становятся более самостоятельными). У нас есть возможность предупреждать ребенка об изменениях, которые будут происходить. Расписание способствует снижению тревоги, а значит, будет меньше проявлений нежелательных форм поведения и помогает переходить от одного вида деятельности к другому, потому что часто присутствуют трудности переключения внимания у детей. Т. е. они готовы бесконечно собирать пазлы и им трудно переключиться на какой-то вид деятельности, даже тоже очень любимый.
Следует отметить, что очень часто визуальная поддержка, в частности визуальное расписание, ассоциируют только с изображениями, карточками, картинками и т. д. Но в визуальную поддержку входит все, что помогает коммуникации, предоставляя информацию через зрительные каналы. В том числе наши жесты.
Расписание может составляться как на целый день, часть дня, так и на урок, и на какой-то короткий отрезок времени. Типы расписания могут быть разными. Мы помним, что у детей могут быть разные трудности восприятия, и на начальном этапе, в том числе и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, используются предметы, когда ложка обозначает, что мы будем есть, а ключи, что мы поедем на куда-то. Используем фотографии, когда ребенок трудно воспринимает символические изображения и ему нужны конкретные изображения конкретных предметов. И это будут реальные фотографии заданий, с которыми работает ребенок, фотографии педагогов, с которыми работает ребенок. Это могут быть схематические рисунки, они подписаны, потому что мы не знаем, читает ли ребенок. Написанные слова, если ребенок читает. А ребенку старшего возраста предложим написанные фразы, предложения.
Итак, обычно мы начинаем со стратегии сначала-потом. Мы должны понимать, что у ребенка с РАС есть проблемы с центральным связыванием, соответственно с пониманием всех причинно-следственных связей, которые есть у нас. Это касается временных отрезков в том числе. Если такому ребенку мы введем ряд картинок и предложим пять каких-то активностей, то это будет провоцировать нежелательное поведение. Потому, что это сложно, непонятно и очень сильно тревожно.
Поэтому вот эту логику взаимоотношений, эмоций дел и т.д. мы начинаем со стратегии сначала-потом, которая может выглядеть по-разному. От простого классического варианта планшетки с липучками, на которой мы можем располагать фотографии, пиктограммы (сначала занятие потом мяч) Любые коробки, контейнеры, емкости, в которые мы предлагаем ребенку: сначала читаем, потом играем. Сначала мы предлагаем ребенку менее желаемое, а стимул, то, что он хочет, мы, естественно оставляем на потом. Потому, что мы должны подкреплять ребенка получением соответствующего стимула. Если у ребенка уж очень выражена тяга к этому стимулу. Другими словами, он пытается все время его у вас отобрать. То сам стимул можно заменить фотографией или картинкой этого стимула. Мы обязательно комментируем все, что происходит, но простыми доступными словами: сначала задание, потом пазлы.
Если мы начали работать с расписанием, мы все время работаем с расписанием. Мы работаем со структурой все время, потому что это помогает ребенку понять эту последовательность. Подбираем символически: есть возможность не использовать фотографии, а использовать символы, прекрасно. Тогда будет легче работать, достаточно листа бумаги и карандаша, чтобы быстро нарисовать то задание, которое необходимо будет выполнить.
Изменения в расписании необходимо обговаривать предварительно. Но это происходит гораздо позже, не на этапе стратегии сначала-потом. Это делается после введения некоторого цикла заданий. И когда ребенок вам уже доверяет, установлен руководящий контроль, вот тогда мы можем уже изменять что-то в расписании. Расписание выполняют все. Если обозначено, что ты сейчас напишешь одну букву А, а потом получаешь пазлы, то как бы прекрасно ребенок ни написал эту букву, как бы вам не хотелось дать еще задание, мы соблюдаем правило. Важный момент заключается в том, что мы начинаем предъявлять ребенку стратегию сначала-потом, даже если нам кажется, что он на нее не смотрит, не обращает внимание, никак не реагирует. Здесь взаимосвязь и такое двойное взаимодействие, зацикленная история, что если мы будем соблюдать правило, то ребенок поймет, что он получит желаемый предмет только после того, как выполнит то, что от него требуют. И он, спустя время начинает интересоваться, что же это будет. На первом этапе мы выбираем задания, которые даются ребенку легко, он точно умеет с ними справляться. Это какое-то легкое быстрое задание (приклеить одну карточку, положить один деталь) после которого ребенок получит мотивационный стимул. Так быстрее формируется алгоритм сначала-потом. Это наша главная цель на этом этапе.
Визуальное расписание лучше всего предлагать в вертикальном варианте. Потому что для глаз ребенка гораздо удобнее и комфортнее воспринимать вертикальные линии, а не горизонтальные. Задания в расписании можно менять. Иногда, бывает так, что мы понимаем, что не успеем выполнить то, что запланировано, а ребенок привык выполнять пять заданий. Тогда мы, не меняя расписания, меняем объем внутри каждого задания. А если понимаем, что точно не успеем, или не подготовили какое-то задание, или что-то изменилось, то мы обсуждаем это с ребенком (убираем не нужную карточку, говорим нет, а ребенку предлагаем выбрать одну из двух заданий, которые ему нравятся и он его точно выберет. Так ребенку легче понять, что расписание может меняться.
Бывают дети, которые очень фиксируются на изображениях и их тяжело поменять на новые задания. Когда мы меняем карточки с картинками на нейтральные, то делаем это по одной и даем задание, которое очень нравится ребенку. Потом две карточки меняем, и постепенно переходим на нейтральные карточки. Так легче формировать вот эту гибкость изменения.
Очень важно в визуальной поддержке использование различных таймеров. Они позволяют формировать у ребенка произвольность и снимать тревожность. Для ребенка с РАС ощущение времени одна из серьезных проблем. Именно поэтому мы начинаем со стратегии сначала-потом, это временная последовательность. Таймеры могут быть в виде заводного кухонного, песочные часы.
Есть задания, которые нам нужно растянуть или сократить по времени. Тут нам помогут низкотехнологичные таймеры. Например, в виде карточки «Жди!». Они хороши тем, что здесь мы можем пять минут растянуть так, как нам это нужно, в отличии от таймера, который мы завели на минуту. Сколько длится минута на этом таймере решаем мы. Такие таймеры нужны, когда мы не знаем сколько нам необходимо действовать. Даже если вам кажется, что ребенок не обращает внимание на таймер, как только ребенок станет постигать вот эту структуру, он начнет обращать внимание на таймер, усвоит принцип «Жди!» хороший вариант использовать таймер не только для того, чтобы определить сколько продлится определенная деятельность, но и в том числе, сколько ребенок взаимодействует с мотивационными стимулами.
Еще один вид визуального таймера, который подойдет для школьников, которые очень быстро выполняют задания: две строчки написал, ему нужно вскакивать и бежать. Мы говорим решаешь примеры пять минут, проходим через время ставим ему галочку, смайлик, в конце я закончил. Хороший вариант, чтобы продлить вид деятельности по времени.
Для визуальной поддержки используют визуальные правила социально приемлемого и не приемлемого поведения. Их используют в инклюзивных классах или группах. Есть карточки, которые ребенок носит с собой. На занятиях правила можем предъявлять как в виде отдельных карточек, так и на листе, зависит от ребенка. Почему важно вводить карточки с правилами поведения? Мы можем на словах много раз сказать ребенку не кричи, сиди тихо, но они гораздо лучше воспринимают изображения и лучше воспринимают то, что на них, чем то, что мы им говорим на слух. И когда они научаются пользоваться этими правилами, мы просто показываем на картинку и ребенок, уже знает, что сейчас нужно сидеть тихо.
Если нам кажется, что ребенок не реагирует, не смотрит и ему все равно, мы здесь можем использовать прием моделирования. У детей существует такая фрагментарность восприятия, и, поэтому, мы апеллируем к нескольким сенсорным системам: мы должны и потрогать ребенка, смоделировать позу, и произнести инструкцию, и показать картинку. Тогда очень велик шанс, что это все у нас будет работать. Желательное поведение обязательно нужно подкреплять, говорить ребенку, что он молодец, и что-то ему за это давать. Тогда будет еще больший эффект. Ребенок должен понимать, что ему гораздо выгоднее во взаимодействии с нами.
Еще варианты визуальной поддержки, когда мы используем картинки, пиктограммы. Мы часто дублируем устную инструкцию письменно или пиктограммой, чтобы ребенок мог сконцентрироваться на задании и нам не пришлось повторять несколько раз инструкцию.
Так же мы используем визуальные алгоритмы, цепочки последовательности действий, которые чаще всего нам важны в каких-то бытовых ситуациях (научить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, мыть руки, ходить в туалет). Такие истории у нас висят в туалетах, раздевалках, спальнях. Также мы используем их на уроках. Например, это цепочки последовательности действий: открыть учебник, найти нужную страницу, нужное задание и переписать в тетрадь. Для того, чтобы нам не повторять каждое действие, такой алгоритм позволяет ребенку быть самостоятельным. Со временем мы будем снижать визуальную поддержку, но есть дети, которым эта поддержка нужна достаточно долго.




