«Зима 2025»

Внеклассное мероприятие: "Наш край"

Внеклассное мероприятие. Краеведение. Беседа с детьми.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Наш край

Край лесов в туманной сини
Среди дремлющих озер.
Тайна светлая России.
Тишина, покой, простор.



Впервые слово “Удомля”, как название местности, упомянуто в Симеоновской летописи Великого Новгорода в 1478 году. Край находился в личном владении Великого князя Московского. В 1478 году Москва вела перепись присоединенных новгородских земель. Удомельская волость входила в состав Тверской половины Бежецкой пятины Великого Новгорода.

Слово “Удомля”, согласно версии удомельского краеведа Н.А. Архангельского, означает на старославянском - “члененное, состоящее из частей” (“уд” - часть), что точно описывает характер одноименного озера, которое изобилует островами, заливами, плесами. По другой версии, по правилам вепского словосложения есть такое слово как «хоуд-ом-ля», что означает «яма-озеро».






г. Удомля.



озеро Удомля.

До прихода новгородских словен в VIII – IX вв. эти земли были заселены угро-финскими племенами. Они и дали названия местным озерам и рекам: Маги, Сьюча, Наволок, Кезадра, Кубыча, Песьво.


Например:Озеро Маги - от вепского «мяги» - гора, озеро с горой



Озеро Песьво-от славянского «песчаный»

Озеро Кубыча - от вепского «каидич»-узкое

Реки Мста – от вепсского «муста» - черная, Молога- на древнем языке – Рыбная река; Сьежа, что означает «стоячая, застойная», Тихомандрица- от древнерусского «тихая странница»




Река Сьежа

На берегу озера Удомля в селе Гарусово родился и провел свои детские годы граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834). В селе Островно, находясь в гостях у дворян Корсаковых он, одинадцатилетний мальчик, принял решение стать военным и в 13 лет поступил в Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

Аракчеев П.А.

Усадьба Аракчеевых в Гарусово

Семью Аракчеевых духовно окормлял дед ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) Павел Максимович Соколов. Он был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Покровский Тихомандрицкий в двух километрах от Гарусово. Иван Павлович, отец ученого родился на берегах речки Тихомандрицы в 1783 году, а свою фамилию получил от фамилии удомельских помещиков Менделеевых во время учебы в Тверской духовной семинарии. Сам Дмитрий Иванович в возрасте 17 лет приезжал к своим родственникам в село Млево на реке Мсте в 1852 году. При Александре I Аракчеев стал основным докладчиком императору по большинству вопросов внутренней и внешней политики России. Современники сильно исказили исторический образ Аракчеева, и лишь сегодня происходит переосмысление заслуг этого выдающегося человека – настоящего патриота и государственника.

Всю свою жизнь он поддерживал отношения со своими земляками. Особенно тесно он общался с Михаилом Васильевичем Храповицким (1758-1819). Поэт, писатель, публицист, выступавший за отмену крепостного права еще в начале XIX века и отпустивший на волю 869 крепостных душ в 1819 году – один из первых случаев массового освобождения крестьян во всей Российской Империи. Родовое имение Храповицких “Бережок” находилось на озере Песьво, соединенное с озером Удомля короткой протокой.


Развалины родового имения Храповицких

Мать Михаила Васильевича – Елена Михайловна была дочерью М.И.Сердюкова, строителя вышневолоцких каналов. Его старший брат - Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) был статс-секретарем Екатерины II. В детстве Александр Храповицкий с отцом бывал у М.В.Ломоносова, а в 20 лет давал уроки русского языка А.Н.Радищеву.

В XIX, начале XX века Удомля становится одним из мест, где активно творится русское искусство. Дважды в Удомле происходит смена эпох в русской живописи - А.Г.Венецианов, И.И.Левитан, рождение новой музыкальной культуры - В.В.Андреев. Удомля причастна также к рождению новой драматургии - А.П.Чехов.

В 1815 году землю возле села Дубровское Вышневолоцкого уезда купил художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Он работал в удомельском крае с 1819 по 1847 годы, сначала в сельце Трониха, а с 1832 года в Сафонково.


Усадебный дом Венецианова

Здесь он утверждал в русской живописи новую эстетику, национальную тему, писал с натуры простых людей и окружающие человека предметы. В Удомельском крае им были написаны все основные картины, среди которых:


Венецианов "На пашне. Весна"


Кроме собственной художественной деятельности, Венецианов открыл на свои средства в имении единственную тогда в России художественную школу для людей “простого звания”. При имении Венецианова существовала также школа для обучения крестьянских детей чтению, счету и письму, небольшая "больничка", где проходили лечение в условиях стационара (для содержания больных было отведено несколько коек в специально оборудованном помещении) крестьяне из окрестных деревень, к ним была приставлена женщина-сиделка.

Трое учеников Венецианова: Г.В.Сорока (д.Покровское), Ф.М.Славянский (д.Вышково), И.В.Васильев (д.Всесвятское) были уроженцами удомельской земли, крепостными.

Двух последних Венецианову удалось освободить из крепостной зависимости, и они также стали академиками живописи.





А.Г.Венецианов разбился на лошадях 4 декабря 1847 года у села Поддубье и был похоронен на Дубровском погосте.


Могила Венецианова


Художник Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) является характерным примером русского самородка. Он родился в д. Покровское возле оз.Молдино в крестьянской семье. Семья находилась в крепостной зависимости у Н.П.Милюкова, владельца ус. “Островки” на том же озере. Примерно в 1841 году Милюков отдал Григория (по рождению Васильева, кличка “Сорока” лишь позднее стала фамилией) в обучение А.Г.Венецианову. В общей сложности, Сорока обучался у мастера не полные год – полтора. Он редко покидал пределы своей родины. Известно лишь об одной его дальней поездке в Тамбовскую губернию, где им были написаны, примерно в конце 40-х годов, хрестоматийные картины: “Вид на плотину”, “Рыбаки”, “Вид на озеро”, “Автопортрет”. Тем не менее, он достиг в живописи академических высот и стал самым известным из учеников Венецианова, оставаясь при этом по теме и по духу истинно народным художником. На удомельской земле им были написаны картины: “Гумно”, “Кабинет в Островках”, “Вид на озере Молдино в усадьбе Островки”, “Автопртрет” и многие другие. Кроме живописи Сорока, как и его учитель, много занимался иконописью, расписывал храмы в близлежащих приходах.

Венецианов предпринимал постоянные попытки освобождения Сороки из крепостной зависимости. Но Милюков, являясь другом Венецианова на протяжении долгих лет, так и не дал вольную талантливому юноше, и Сорока получил свободу только с отменой крепостного права в 1861 году. В 1864 году произошел конфликт между художником и бывшим хозяином. Сорока от имени крестьянской общины написал жалобу на Милюкова за продолжающиеся притеснения. Ему было назначено наказание. Не ожидая его исполнения, художник наложил на себя руку – повесился в горшечном сарае на краю родной деревни и был похоронен, как самоубийца, за оградой сельского кладбища. В деревенской глуши Сорока достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни.



Г.Сорока "Рыбаки"

Летом 1893 года, после работы в д. Гирино на реке Мсте, в удомельский край впервые приезжает художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он поселился на озере Островно в усадьбе дворян Ушаковых вместе со своей спутницей художницей С.П.Кувшинниковой. Именно в Островно и на соседнем озере Удомля он пишет этюды к картине “Над вечным покоем”, о чем свидетельствует Кувшинникова: “Картину “Над вечным покоем” Левитан написал уже позже, в лето, проведенное под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры...” На оз.Удомля он останавливается в усадьбе дворян Аракчеевых в сельце Гарусово.


Левитан «Над вечным покоем»

В марте 1895 года Левитан в третий раз приезжает на оз.Островно и пишет с натуры картину “Март”, ставшую по утверждению искусствоведов выводом из “передвижнического пейзажа” и “предвестием пейзажа XX века”,

а осенью того же года - картину “Золотая осень”.










Всего же в Удомле им было написано не менее 50 картин и этюдов. Именно в Удомле Левитан достиг своего пика как пейзажист, а картины, написанные в Удомле, выдвинули его в первый ряд русской пейзажной живописи.

Летом 1895 г ода к больному меланхолией Левитану на пять дней приезжает писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904). Именно здесь он увидел те события, которые впоследствии легли в основу пьесы “Чайка”, пьесы, которая ознаменовала своим появлением на сцене рождение новой драматургии. Именно здесь на глазах у писателя Левитан совершает символический жест – убивает чайку и бросает ее к ногам любимой женщины. Так же по удомельским впечатлениям им был написан рассказ “Дом с мезонином”.









Левитан открыл эти места для целой плеяды русских художников, которые писали свои картины на озерах Кезадра, Островно, Удомля, Песьво, Молдино. Дольше всех в Удомле жил и работал Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957).

Здесь им написано большинство картин: “Час тишины”, “Вечер юного мая”, “Дом с клумбой перед ним” и др. В 1912 году он построил на оз.Удомля дачу “Чайка”, которую посещали и до сих пор посещают многие художники.


Дача «Чайка»

В разные годы в Удомле также работали художники: А.Е.Архипов, В.Н.Мешков, И.Э.Грабарь, В.В.Рождественский, П.П.Белоусов, Н.М.Ромадин, театральный художник Б.И.Волков, К.К.Иванов, и многие др.

В. Андреев

В начале 1900-х С 1865 года в сельце Марьино (сегодня оно вошло в состав села Молдино на оз.Молдино) жила семья создателя первого оркестра русских народных инструментов, композитора и исполнителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Именно здесь в 1883 году он впервые услышал балалайку и научился на ней играть. Позже он совершенствует ее, создает в Марьино мастерскую по изготовлению русских народных инструментов, а летом здесь же проходят репетиции первого оркестра русских народных инструментов. Изготовлением балалаек занимается местный столяр-краснодеревщик Семен Иванович Налимов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году его инструменты получили Большую золотую медаль, а самого Налимова современники за большое мастерство называли “русским Страдивари”.


Таким образом, выход на академическую сцену русских народных инструментов, русских мелодий и песен произошел, прежде всего, с удомельской земли.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее