«Зима 2025»

Золотой век русской литературы

«Русская литература XIX века - одно из трех величайших чудес человеческой культуры» - сказал известный французский поэт Поль Валери.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

XIX век –

XIX век – " Золотой век" русской литературы

Автор: Хусайнова Манижа 14 лет, МБОУ ДОД ЦДТ «Меридиан»

г. о. Самара.

 

Руководитель: Хабашова В. Н.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ «Меридиан»

г. о. Самара

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии.

масштабе.

ХIХ век называют веком русской литературы в мировом масштабе .

ХIХ век называют веком русской литературы в мировом масштабе .

Поэты «Золотого века» давшие духовную пищу двум векам всего человечества.

Поэты «Золотого века» давшие духовную пищу двум векам всего человечества.

«Русская литература XIX века - одно из трех величайших чудес человеческой культуры» - сказал известный французский поэт, прозаик, мыслитель, критик Поль Валери. Поль Валери (1871-1945)

«Русская литература XIX века - одно из трех величайших чудес человеческой культуры» - сказал известный французский поэт, прозаик, мыслитель, критик Поль Валери.

Поль Валери (1871-1945)

Величайшие деятели русской литературы XIX века подвергались преследованиям и многие из них волею судеб кончили свою жизнь трагически.

Величайшие деятели русской литературы XIX века подвергались преследованиям и многие из них волею судеб кончили свою жизнь трагически.

Посвящается А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову и другим поэтам золотого века, трагически завершившим свою жизнь   Поэты века золотого  С огнём негаснущим в груди,  Пылали жизнью вы немного,  Не дотянув до полпути.  Любви вы строки посвящали,  В них романтизма слышен глас,  Но в час сомненья и печали  Она обманывала вас, –  Влекла на ссоры и дуэли,  В объятья ревности слепой…  И вот…               Друзья не доглядели…  И вечен гения покой.  А мы, любуясь вашим слогом,  Судьбу мечтая обмануть,  Подумали а если б долгим  Был вашей жизни путь, –  Другой бы творчества дорога  Легла…                 Но время не вернуть. 

Посвящается А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову и другим поэтам золотого века, трагически завершившим свою жизнь

Поэты века золотого С огнём негаснущим в груди, Пылали жизнью вы немного, Не дотянув до полпути. Любви вы строки посвящали, В них романтизма слышен глас, Но в час сомненья и печали Она обманывала вас, – Влекла на ссоры и дуэли, В объятья ревности слепой… И вот…              Друзья не доглядели… И вечен гения покой. А мы, любуясь вашим слогом, Судьбу мечтая обмануть, Подумали а если б долгим Был вашей жизни путь, – Другой бы творчества дорога Легла…                Но время не вернуть. 

А.С. Пушкин провел свою молодость в ссылке, а впоследствии был затравлен и убит на дуэли.

А.С. Пушкин провел свою молодость в ссылке, а впоследствии был затравлен и убит на дуэли.

М.Ю. Лермонтов был выслан на Кавказ и в 28 лет погиб на дуэли близ города Пятигорска.

М.Ю. Лермонтов был выслан на Кавказ и в 28 лет погиб на дуэли близ города Пятигорска.

К.Ф. Рылеев в числе других декабристов был повешен царскими палачами на Сенатской площади

К.Ф. Рылеев в числе других декабристов был повешен царскими палачами на Сенатской площади

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) Русский поэт-декабрист. , один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года. Дружеское общение с Пушкиным, касалось, в основном, литературных дел. Тюрьма мне в честь, не в укоризну… Тюрьма мне в честь, не в укоризну,  За дело правое я в ней,  И мне ль стыдиться сих цепей,  Когда ношу их за Отчизну!  ( К.Ф. Рылеев )

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)

Русский поэт-декабрист. , один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года. Дружеское общение с Пушкиным, касалось, в основном, литературных дел.

Тюрьма мне в честь, не в укоризну…

Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я в ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Когда ношу их за Отчизну!

( К.Ф. Рылеев )

Все его творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой (31 год), но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.

Все его творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой (31 год), но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.

А.И. Одоевский поэт-декабрист отправлен на каторгу в Сибирь. Потом спустя 10 лет, по приказу царя, переведён рядовым в действующую армию на Кавказ. .

А.И. Одоевский поэт-декабрист отправлен на каторгу в Сибирь.

Потом спустя 10 лет, по приказу царя, переведён рядовым в действующую армию на Кавказ. .

Александр Иванович Одоевский (1802 – 1839) Русский поэт, декабрист. Стихи Одоевского, написанные до 1825, почти не сохранились. Пользуются известностью его стихотворение «Струн вещих пламенные звуки…» (1827) — ответ на известное послание в Сибирь А. С. Пушкина, поэма «Василько» (1829-1830), стихотворение «Зосима» (1827-1829), «Старица-пророчица» (1829) и др. Именно его перу принадлежит известная строчка: «Из искры возгорится пламя…». Усиление философского начала в лирике Одоевского сближает её с лермонтовской линией в русской поэзии. Странница –пророчица. На мосту стояла старица,  На мосту чрез синий Волхов;  Подошел в доспехах молодец,  Молвил слово ей с поклоном:

Александр Иванович Одоевский (1802 – 1839)

Русский поэт, декабрист. Стихи Одоевского, написанные до 1825, почти не сохранились. Пользуются известностью его стихотворение «Струн вещих пламенные звуки…» (1827) — ответ на известное послание в Сибирь А. С. Пушкина, поэма «Василько» (1829-1830), стихотворение «Зосима» (1827-1829), «Старица-пророчица» (1829) и др. Именно его перу принадлежит известная строчка: «Из искры возгорится пламя…». Усиление философского начала в лирике Одоевского сближает её с лермонтовской линией в русской поэзии.

Странница –пророчица.

На мосту стояла старица, На мосту чрез синий Волхов; Подошел в доспехах молодец, Молвил слово ей с поклоном: "Загадай ты мне на счастие, Ворочусь ли через Волхов".

(А.И.Одоевский)

А.А. Бестужев поэт-декабрист в ссылку сослан в Сибирь.

А.А. Бестужев поэт-декабрист в ссылку сослан в Сибирь.

Александр Александрович Бестужев ( 1797 – 1837) Русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Автор лирических и сатирических стихов, поэтических посланий, эпиграмм, рецензий, полемических писем, эссе на литературные темы. Публиковался под псевдонимом «Марлинский». Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка;. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе…  Осень. Пал туман на море синее,  Листопада первенец,  И горит в алмазах инея  Гор безлиственный венец…  (А.А. Бестужев)

Александр Александрович Бестужев ( 1797 – 1837)

Русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Автор лирических и сатирических стихов, поэтических посланий, эпиграмм, рецензий, полемических писем, эссе на литературные темы. Публиковался под псевдонимом «Марлинский». Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка;. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе…

Осень.

Пал туман на море синее, Листопада первенец, И горит в алмазах инея Гор безлиственный венец…

(А.А. Бестужев)

В.Ф. Раевский поэт-декабрист сослан в ссылку в Сибирь .

В.Ф. Раевский поэт-декабрист сослан в ссылку в Сибирь .

Владимир Фёдорович Раевский ( 1795 – 1872) Русский поэт, публицист, вошёл в историю как первый декабрист. Дружил с А. С. Пушкиным, именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года предупредил Раевского об аресте. После ареста находился под надзором в Кишинёве. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковался, а стихи его сохранились как улика при аресте. Излюбленный жанр Раевского -- дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, сдержанностью, суровостью, “неукрашенностью”. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем и политическим лириком. К моей спящей  Ты спишь... и сладостен покой  Любови нежной,  Сон сладкий, безмятежный Не прерывается печальною мечтой!..  (В.Ф.Раневский).

Владимир Фёдорович Раевский ( 1795 – 1872)

Русский поэт, публицист, вошёл в историю как первый декабрист. Дружил с А. С. Пушкиным, именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года предупредил Раевского об аресте. После ареста находился под надзором в Кишинёве. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковался, а стихи его сохранились как улика при аресте. Излюбленный жанр Раевского -- дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, сдержанностью, суровостью, “неукрашенностью”. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем и политическим лириком.

К моей спящей

Ты спишь... и сладостен покой

Любови нежной,

Сон сладкий, безмятежный

Не прерывается печальною мечтой!..

(В.Ф.Раневский).

А.С. Грибоедов арестован по подозрению  в принадлежности к декабристам.

А.С. Грибоедов арестован по подозрению в принадлежности к декабристам.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Русский поэт пушкинского периода, дипломат, драматург, пианист, композитор. В1826 году был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам. Писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз, одной из вершин русской драматургии и поэзии.  Крылаты фразы: Свежо предание, а верится с трудом. Счастливые часов не наблюдают. Не надобно дрyrого образца,  Когда в глазах пример отца. Служить бы рад, прислуживаться – тошно.  (А.С. Грибоедов)

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Русский поэт пушкинского периода, дипломат, драматург, пианист, композитор. В1826 году был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам. Писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз, одной из вершин русской драматургии и поэзии.

Крылаты фразы:

Свежо предание, а верится с трудом.

Счастливые часов не наблюдают.

Не надобно дрyrого образца, Когда в глазах пример отца.

Служить бы рад, прислуживаться – тошно.

(А.С. Грибоедов)

А.И. Полежаев отдан царем в солдаты за вольнодумство.

А.И. Полежаев отдан царем в солдаты за вольнодумство.

Александр Иванович Полежаев (1805-1838) Талантливый русский поэт, сурово наказанный царем за вольнодумство в своей ранней студенческой поэме «Сашка» - ссылкой в солдаты, а затем - на Кавказ. Полежаев - автор ряда поэм и стихотворений, до конца жизни не утративший прежней силы своего духа и таланта. Многие песни Полежаева стали популярными в народе песнями. Сам поэт был замучен суровыми, жестокими условиями солдатчины. А.И. Полежаевым написан цикл стихов , посвящённый гибели А.С. Пушкина. Особенно известен отрывок из них «Венок на гроб Пушкина» (1837 ). ...Г  Венок на гроб Пушкина . Где же ты, певец народный,  Величавый, благородный,  О так, о так, певец Людмилы и Руслана,  Единственный певец волшебного фонтана,  Земфиры, невских берегов,  Певец любви, тоски, страданий неизбежных  Ты мчал нас, уносил по лону вод мятежных Твоих пленительных стихов…  (А.И. Полежаев)

Александр Иванович Полежаев (1805-1838)

Талантливый русский поэт, сурово наказанный царем за вольнодумство в своей ранней студенческой поэме «Сашка» - ссылкой в солдаты, а затем - на Кавказ. Полежаев - автор ряда поэм и стихотворений, до конца жизни не утративший прежней силы своего духа и таланта. Многие песни Полежаева стали популярными в народе песнями. Сам поэт был замучен суровыми, жестокими условиями солдатчины. А.И. Полежаевым написан цикл стихов , посвящённый гибели А.С. Пушкина. Особенно известен отрывок из них «Венок на гроб Пушкина» (1837 ).

...Г Венок на гроб Пушкина .

Где же ты, певец народный, Величавый, благородный, О так, о так, певец Людмилы и Руслана, Единственный певец волшебного фонтана, Земфиры, невских берегов, Певец любви, тоски, страданий неизбежных Ты мчал нас, уносил по лону вод мятежных

Твоих пленительных стихов… (А.И. Полежаев)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.  Близкий друг и наставник Пушкина до конца жизни поэта. В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В 1808 году явилась его «Людмила». С этой балладой в русскую литературу вошло новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского. « Людмила Спит иль нет моя Людмила?  Помнит друга иль забыла?  Весела иль слезы льет?  Встань, жених тебя зовет»….  (В.А. Жуковский)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Близкий друг и наставник Пушкина до конца жизни поэта. В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В 1808 году явилась его «Людмила». С этой балладой в русскую литературу вошло новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.

« Людмила

Спит иль нет моя Людмила? Помнит друга иль забыла? Весела иль слезы льет? Встань, жених тебя зовет»….

(В.А. Жуковский)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 ) Русский поэт, драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация великого или величайшего национального русского поэта . . Его гениальные сочинения, восхвалялись подобно произведениям Данте е в Италии или Гёте Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии», а Гоголь говорил «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): « Пушкин — наше всё». [

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 )

Русский поэт, драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация великого или величайшего национального русского поэта . . Его гениальные сочинения, восхвалялись подобно произведениям Данте е в Италии или Гёте Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии», а Гоголь говорил «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): « Пушкин — наше всё». [

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  Письмо Евгения Онегина. Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу.    (А.С.Пушкин) Письмо Татьяны Лариной : Вообрази, я здесь одна,  Никто меня не понимает,  Рассудок мой изнемогает,  И молча гибнуть я должна… (А.С.Пушкин)

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Письмо Евгения Онегина.

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу. (А.С.Пушкин)

Письмо Татьяны Лариной :

Вообрази, я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна…

(А.С.Пушкин)

С начала 1820-х гг. Пушкин становится центральной фигурой литературной жизни. Ссылка не явилась этому помехой, а только прибавила ему популярности. На него возлагали надежды литературные критики и политические заговорщики, с ним соперничали старшие поэты и сверстники, ему подражали начинающие стихотворцы. В его романтических поэмах («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), первых образцах самого модного в России 1820-х гг. литературного жанра, находили осуществление принципов «народности» и «романтизма» (а в самом авторе – «русского Байрона»).

С начала 1820-х гг. Пушкин становится центральной фигурой литературной жизни. Ссылка не явилась этому помехой, а только прибавила ему популярности. На него возлагали надежды литературные критики и политические заговорщики, с ним соперничали старшие поэты и сверстники, ему подражали начинающие стихотворцы. В его романтических поэмах («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), первых образцах самого модного в России 1820-х гг. литературного жанра, находили осуществление принципов «народности» и «романтизма» (а в самом авторе – «русского Байрона»).

  В произведениях поэтов «Золотого века» любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу…..

  В произведениях поэтов «Золотого века» любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу…..

Друзья мои, прекрасен наш союз!  Он как душа неразделим и вечен –  Неколебим, свободен и беспечен,  Срастался он под сенью дружных муз.  Куда бы нас ни бросила судьбина  И счастие куда б ни повело,  Все те же мы: нам целый мир чужбина;  Отечество нам Царское Село...  (А.С.Пушкин)

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село...

(А.С.Пушкин)

Константин Николаевич Батюшков (1787 – 1855 ) Русский поэт, предшественник и кумир А.С. Пушкина. Друг Вяземского и Жуковского. Значение Батюшкова в истории русской литературы заключается в том, что он придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия. По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова. Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус / Любви и очи и ланиты Источник. Буря умолкла, и в ясной лазури Солнце явилось на западе нам; Мутный источник, след яростной бури, С ревом и с шумом бежит по полям!  (К.Н. Батюшков)

Константин Николаевич Батюшков (1787 – 1855 )

Русский поэт, предшественник и кумир

А.С. Пушкина. Друг Вяземского и Жуковского. Значение Батюшкова в истории русской литературы заключается в том, что он придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия. По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова. Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус / Любви и очи и ланиты

Источник.

Буря умолкла, и в ясной лазури Солнце явилось на западе нам; Мутный источник, след яростной бури, С ревом и с шумом бежит по полям!

(К.Н. Батюшков)

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873) Русский поэт, один из крупнейших переводчиков произведений И. В. Гёте, Шиллера, Байрона, Шекспира. Ранние стихи его проникнуты романтическими образами, бурной метафорикой, энергичной ритмикой стиха, словотворчеством. Тематика — романтические красоты природы, любовь к «идеальной деве», война, бал.  Его лирические произведения отличаются большей философской глубиной,. Особенно позднее творчество это оды «Борьба», «К новому поколению», «И ныне», «7 апреля 1857» и др.,, патриотические и призывают к борьбе с общественным злом. Чёрные очи. … Вот - смотрю ей долго в очи,  Взором в мраке их тону,  Глубже, глубже - там одну  Вижу искру в бездне ночи.  Как блестящая чудна!...  (В.Г.Бенедиктов)

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873)

Русский поэт, один из крупнейших переводчиков произведений И. В. Гёте, Шиллера, Байрона, Шекспира. Ранние стихи его проникнуты романтическими образами, бурной метафорикой, энергичной ритмикой стиха, словотворчеством. Тематика — романтические красоты природы, любовь к «идеальной деве», война, бал. Его лирические произведения отличаются большей философской глубиной,. Особенно позднее творчество это оды «Борьба», «К новому поколению», «И ныне», «7 апреля 1857» и др.,, патриотические и призывают к борьбе с общественным злом.

Чёрные очи.

Вот - смотрю ей долго в очи, Взором в мраке их тону, Глубже, глубже - там одну Вижу искру в бездне ночи. Как блестящая чудна!...

(В.Г.Бенедиктов)

Аполлон Николаевич Майков ( 1821-1897)   Русский поэт, написавший поэмы «Две судьбы», «Княжна », драматические поэмы или лирические драмы «Три смерти», «Странник», «Два мира», балладу «Емшан» и др. В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Печатался в журналах: «Отечественные записки». Созданные им в 1854—1858 годах стихи о русской природе стали хрестоматийными: «Весна!», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку.  Летний дождь

Аполлон Николаевич Майков ( 1821-1897)

  Русский поэт, написавший поэмы «Две судьбы», «Княжна », драматические поэмы или лирические драмы «Три смерти», «Странник», «Два мира», балладу «Емшан» и др. В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Печатался в журналах: «Отечественные записки». Созданные им в 1854—1858 годах стихи о русской природе стали хрестоматийными: «Весна!», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку.

Летний дождь

" Золото, золото падает с неба!" -

Дети кричат и бегут за дождем...

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном…

(А.Н.Майков)

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)   Русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ. Им было написано около 50 стихов. Многие из них наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта. Центральная тема последних стихотворений Веневитинова—судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью. Он был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «…Чудно соединявшего в себе все три искусства».  К Пушкину. Известно мне: доступен гений Для гласа искренних сердец. К тебе, возвышенный певец, Взываю с жаром песнопений …  ( Д.В. Веневитинов)

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)  

Русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ. Им было написано около 50 стихов. Многие из них наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта. Центральная тема последних стихотворений Веневитинова—судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью. Он был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «…Чудно соединявшего в себе все три искусства».

К Пушкину.

Известно мне: доступен гений

Для гласа искренних сердец.

К тебе, возвышенный певец,

Взываю с жаром песнопений

( Д.В. Веневитинов)

Пётр Андреевич Вяземский  (1792 - 1878)   Друг Карамзина и Пушкина, выступал в 1820-х гг. защитником романтизма, один из крупнейших русских поэтов золотого века; историк литературы и русского быта, переводчик, мемуарист; остроумец и сердцеед... и одна из самых драматических судеб за всю историю русской литературы К мнимой счастливице. О женщины, какой мудрец вас разгадает?  В вас две природы, в вас два спорят существа.  В вас часто любит голова  И часто сердце рассуждает.  ( П.А. Вяземский)

Пётр Андреевич Вяземский (1792 - 1878)  

Друг Карамзина и Пушкина, выступал в 1820-х гг. защитником романтизма, один из крупнейших русских поэтов золотого века; историк литературы и русского быта, переводчик, мемуарист; остроумец и сердцеед... и одна из самых драматических судеб за всю историю русской литературы

К мнимой счастливице.

О женщины, какой мудрец вас разгадает? В вас две природы, в вас два спорят существа. В вас часто любит голова И часто сердце рассуждает. ( П.А. Вяземский)

Алексей Николаевич Апухтин (1840 – 1893) Русский поэт. Печатается в журнале «Современник», с лирическими стихотворениями «Деревенские очерки» (1859). В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города. Много и плодотворно пишет, отыскивая собственный путь в поэзии. Волшебные слова любви и упоенья. Волшебные слова любви и упоенья. Я слышал наконец из милых уст твоих, Но в странной робости последнего сомненья Твой голос ласковый затих.  (А.Н.Апухтин)

Алексей Николаевич Апухтин (1840 – 1893)

Русский поэт. Печатается в журнале «Современник», с лирическими стихотворениями «Деревенские очерки» (1859). В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города. Много и плодотворно пишет, отыскивая собственный путь в поэзии.

Волшебные слова любви и упоенья.

Волшебные слова любви и упоенья.

Я слышал наконец из милых уст твоих, Но в странной робости последнего сомненья Твой голос ласковый затих.

(А.Н.Апухтин)

Николай Михайлович Языков ( 1803 – 1846) Русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии. В  стихах его, искренних, полных живого веселья и русской удали, ярко раскрывался характер лирического героя, презирающего социальную ложь. О его поэтическом мастерстве писал Н. В. Гоголь: “Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб конем …”. Высоко ценил поэзию Языкова А.С. Пушкин. « Издревле сладостный союз поэтов меж собой связуст... Клянусь Овидиевой тенью, Языков, близок я тебе!». Весенняя ночь. Во мне душа трепещет и пылает, Когда, к тебе склоняясь головой, Я слушаю, как дивный голос твой, Томительный, журчит и замирает, Как он кипит, веселый и живой!..  ( Н.М.Языков)

Николай Михайлович Языков ( 1803 – 1846)

Русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии. В стихах его, искренних, полных живого веселья и русской удали, ярко раскрывался характер лирического героя, презирающего социальную ложь. О его поэтическом мастерстве писал Н. В. Гоголь: “Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб конем …”. Высоко ценил поэзию Языкова А.С. Пушкин. « Издревле сладостный союз поэтов меж собой связуст... Клянусь Овидиевой тенью, Языков, близок я тебе!».

Весенняя ночь.

Во мне душа трепещет и пылает,

Когда, к тебе склоняясь головой,

Я слушаю, как дивный голос твой,

Томительный, журчит и замирает,

Как он кипит, веселый и живой!..

( Н.М.Языков)

Павел Александрович Катенин  (1792 -  1853)   Русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Возглавлял одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал романтические баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816— «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»).  Изображение русского быта, широкое использование просторечных форм языка , но вместе с тем была связь с декабристской идеей борьбы за народность литературы.  Баллада «Леший». … «Отпусти, родная, в поле, — Просит сын старушку мать, — Нагулявшись там на воле, В лес дремучий забежать.  (П.А.Катеин)

Павел Александрович Катенин (1792 -  1853) 

Русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель.

Возглавлял одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал романтические баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816— «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»). Изображение русского быта, широкое использование просторечных форм языка , но вместе с тем была связь с декабристской идеей борьбы за народность литературы.

Баллада «Леший».

… «Отпусти, родная, в поле,

— Просит сын старушку мать,

— Нагулявшись там на воле,

В лес дремучий забежать.

(П.А.Катеин)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 – 1846) Русский поэт, писатель, лучший друг Пушкина по Царскосельскому лицею, декабрист.  Приговорён к каторжным работам сроком на 15 лет, затем отправлен на поселение в заштатный город Баргузин В ссылке продолжал писать поэмы, стихотворения, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и др. К Пушкину (Мой образ.) Мой образ, друг минувших лет, Да оживет перед тобою! Тебя приветствую, Поэт! Одной постигнуты судьбою, Мы оба бросили тот свет, Где мы равно терзались оба, Где клевета, любовь и злоба Размучили обоих нас!  (В.К.Кюхельбекер)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 – 1846)

Русский поэт, писатель, лучший друг Пушкина по Царскосельскому лицею, декабрист. Приговорён к каторжным работам сроком на 15 лет, затем отправлен на поселение в заштатный город Баргузин В ссылке продолжал писать поэмы, стихотворения, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и др.

К Пушкину (Мой образ.)

Мой образ, друг минувших лет,

Да оживет перед тобою!

Тебя приветствую, Поэт!

Одной постигнуты судьбою,

Мы оба бросили тот свет,

Где мы равно терзались оба,

Где клевета, любовь и злоба

Размучили обоих нас!

(В.К.Кюхельбекер)

Антон Антонович Дельвиг  (1798 -1831)   Русский поэт,  увлекался русской народной поэзией и лирической песней. В его произведениях звучат добродушие и задумчивость. На литературные вечера в салоне Дельвигов собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков. Издатель, в 1825-1830 годах выпустил в своём издательстве семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежнк», с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти. Самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Пушкину ,живущий уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы. Соловей мой, соловей,  Соловей мой, соловей,  Голосистый соловей!  Ты куда, куда летишь,  Где всю ночку пропоешь?...  А как нынешней весной  Разлюбил меня милой…  (А.А.Дельвиг)

Антон Антонович Дельвиг (1798 -1831)  

Русский поэт, увлекался русской народной поэзией и лирической песней. В его произведениях звучат добродушие и задумчивость. На литературные вечера в салоне Дельвигов собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков. Издатель, в 1825-1830 годах выпустил в своём издательстве семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежнк», с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти. Самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Пушкину ,живущий уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.

Соловей мой, соловей, Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоешь?... А как нынешней весной Разлюбил меня милой…

(А.А.Дельвиг)

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма. Маэстро элегий и эпиграмм. Приятель Пушкина и Кюхельбеккера. Поэзия Баратынского наполнена чувственностью и гармонией. После восстания декабристов в его поэзии появляются и социальные нотки и философское начало.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)

Один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма. Маэстро элегий и эпиграмм. Приятель Пушкина и Кюхельбеккера. Поэзия Баратынского наполнена чувственностью и гармонией. После восстания декабристов в его поэзии появляются и социальные нотки и философское начало. "Разуверение" - одна из самых известных вещей, положенная на музыку М.Глинкой.

Разуверение.

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!....

(Е.А.Баратынский )

Иван Иванович Козлов (1799-1840) Русский поэт переводчик эпохи романтизма. В 40 лет ослепший и парализованный поэт не прекратил  творить. Поэзия Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла отклик в лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали Пушкин, Жуковский, Грибоедов. Своей судьбой, личной и поэтической -Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и вечных тайнах земного бытия. Его романтическая поэма «Чернец» (1825), написанная в форме лирической исповеди молодого монаха, пользовалась восторженным приёмом у читателей, её высоко оценил А. С. Пушкин,.  Чернец. Прекрасный друг минувших светлых дней,  Надежный друг дней мрачных и тяжелых,  Вина всех дум, и грустных и веселых,  Моя жена и мать моих детей!  Вот песнь моя, которой звук унылый,  Бывало, в час бессонницы ночной,  Какою-то невидимою силой  Меня пленял и дух тревожил мой!....  (И.И.Козлов)

Иван Иванович Козлов (1799-1840)

Русский поэт переводчик эпохи романтизма. В 40 лет ослепший и парализованный поэт не прекратил творить. Поэзия Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла отклик в лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали Пушкин, Жуковский, Грибоедов. Своей судьбой, личной и поэтической -Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и вечных тайнах земного бытия. Его романтическая поэма «Чернец» (1825), написанная в форме лирической исповеди молодого монаха, пользовалась восторженным приёмом у читателей, её высоко оценил А. С. Пушкин,.

Чернец.

Прекрасный друг минувших светлых дней, Надежный друг дней мрачных и тяжелых, Вина всех дум, и грустных и веселых, Моя жена и мать моих детей! Вот песнь моя, которой звук унылый, Бывало, в час бессонницы ночной, Какою-то невидимою силой Меня пленял и дух тревожил мой!....

(И.И.Козлов)

Алексей Васильевич Кольцов (1809 – 1842 ) Русский поэт. Знакомство с поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, И. Ф. Богдановича, а затем А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», «Земное счастие» были написаны в подражание популярной сентиментально -романтической поэзии. После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности. Красавице.   Ах, кто ты, дева-красота?...  Когда б ты на скале крутой,  Одна, над бездною морской,  Как дева Пушкина, стояла  Под белой дымкой покрывала?..  (А.В. Кольцов)

Алексей Васильевич Кольцов (1809 – 1842 )

Русский поэт. Знакомство с поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, И. Ф. Богдановича, а затем А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», «Земное счастие» были написаны в подражание популярной сентиментально -романтической поэзии. После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности.

Красавице. Ах, кто ты, дева-красота?... Когда б ты на скале крутой, Одна, над бездною морской, Как дева Пушкина, стояла Под белой дымкой покрывала?.. (А.В. Кольцов)

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Русский писатель, поэт, драматург.  Был вхож в самые высокие сферы  общества. Исколесил всю матушку  Европу. Несмотря на свое высокое  положение, в жизни был довольно скромным человеком. Как поэт Толстой отдавал дань чистой лирике, душевной грусти.  Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный». Автор проникновенного лирического стихотворения

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Русский писатель, поэт, драматург. Был вхож в самые высокие сферы общества. Исколесил всю матушку Европу. Несмотря на свое высокое положение, в жизни был довольно скромным человеком. Как поэт Толстой отдавал дань чистой лирике, душевной грусти. Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный». Автор проникновенного лирического стихотворения "Средь шумного бала» положенного на музыку и часто звучащего в радио и теле эфире.

Средь шумного бала.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

(А.К.То лстой)

Поэтическая женщина Чт о она?- Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта! Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839) Русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии».. Давыдов как поэт решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии. Талант Давыдова не великий, но замечательный, самобытный и яркий, ему принадлежат сатирические басни и любовные элегии. Давыдова любили, уважали, посвящали стихи Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, Языков. «Давыдов, пламенный боец, он вихрем в бой кровавый, он в мире счастливый певец Вина, любви и славы .» - писал В.А. Жуковский. Поэтическая женщина. Чт о она?- Порыв, смятенье и холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, урагана красота, Исступленного поэта беспокойная мечта!  (Д.В.Давыдов)

Поэтическая женщина

Чт о она?- Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта!

Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839)

Русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии».. Давыдов как поэт решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии. Талант Давыдова не великий, но замечательный, самобытный и яркий, ему принадлежат сатирические басни и любовные элегии. Давыдова любили, уважали, посвящали стихи Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, Языков. «Давыдов, пламенный боец, он вихрем в бой кровавый, он в мире счастливый певец Вина, любви и славы .» - писал В.А. Жуковский.

Поэтическая женщина.

Чт о она?- Порыв, смятенье и холодность, и восторг,

И отпор, и увлеченье, смех и слезы, черт и бог,

Пыл полуденного лета, урагана красота,

Исступленного поэта беспокойная мечта!

(Д.В.Давыдов)

Прощай , немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ Михаил Юрьевич Лермонтов ( 1814 –  1841) Великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Потомок шотландца Георга Лермонта, Поэт подхватил эстафету талантливой и высокой поэзии у Пушкина. Образ Лермонтова ассоциируется с Кавказом. Это офицер бесстрашно гарцующий на своем прекрасном коне под пулями горцев.  Прощай. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ….  (М.Ю.Лермонтов)

Прощай , немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ

Михаил Юрьевич Лермонтов ( 1814 – 1841)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Потомок шотландца Георга Лермонта, Поэт подхватил эстафету талантливой и высокой поэзии у Пушкина. Образ Лермонтова ассоциируется с Кавказом. Это офицер бесстрашно гарцующий на своем прекрасном коне под пулями горцев.

Прощай.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный им народ….

(М.Ю.Лермонтов)

Поэзия Лермонтова это и бурная страсть и нежность и гнев и раскаяние...

Поэзия Лермонтова это и бурная страсть и нежность и гнев и раскаяние... " ... Его душа стремится вырваться из "темницы" ввысь. Поэт горячо любит Кавказ и видит в нем следы своих страстей.

М.Ю. Лермонтов - автор романтической драмы

М.Ю. Лермонтов - автор романтической драмы "Маскарад", Стихотворения «Бородино».

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь (27 лет), но успел за эти годы написать много прекрасных стихов, поэм, создал целую эпоху в литературе. Смерть поэта Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. (М,Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь (27 лет), но успел за эти годы написать много прекрасных стихов, поэм, создал целую

эпоху в литературе.

Смерть поэта

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

(М,Ю. Лермонтов)

Николай Александрович Некрасов (1821-1878) Поэт, писатель, публицист, классик русской литературы. Некрасов замечательно отразил в своем творчестве стихию народно -лирической поэзии с ее надрывом и высокой простотой, которую можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики. Некрасова, с полным правом можно назвать истинно народным поэтом. Его размышления о гражданском долге о служении отечеству, вылились в замечательные произведения, которые мы, непременно, изучали в школе.  Мы с тобой бестолковые люди...  Если проза в любви неизбежна,   Так возьмем и с нее долю счастья:    После ссоры так полно, так нежно   Возвращенье любви и участья.  (Н.А. Некрасов)

Николай Александрович Некрасов (1821-1878)

Поэт, писатель, публицист, классик русской литературы. Некрасов замечательно отразил в своем творчестве стихию народно -лирической поэзии с ее надрывом и высокой простотой, которую можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики. Некрасова, с полным правом можно назвать истинно народным поэтом. Его размышления о гражданском долге о служении отечеству, вылились в замечательные произведения, которые мы, непременно, изучали в школе.

Мы с тобой бестолковые люди...

Если проза в любви неизбежна,  Так возьмем и с нее долю счастья:   После ссоры так полно, так нежно  Возвращенье любви и участья.

(Н.А. Некрасов)

Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892) Русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист. Любовная лирика Фета – самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов потрясает, не смотря на то, что как правило они кончаются светло, мажорно. Замечательная лирическая поэзия до сего дня остается образцом для многих поэтов.  На заре ты ее не буди... На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.  (А.А.Фет)

Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892)

Русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист. Любовная лирика Фета – самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов потрясает, не смотря на то, что как правило они кончаются светло, мажорно. Замечательная лирическая поэзия до сего дня остается образцом для многих поэтов.

На заре ты ее не буди...

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

(А.А.Фет)

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Русский поэт, активно принимавший участие в литературной жизни России, высокий слог которого навсегда останется в истории русской поэзии. Четыре женщины, четыре Музы вдохновили поэта на создание прекрасных лирических стихотворений. Но не люби он с такой силой и самосожжением, не было бы и его гениальной любовной лирики. Стихотворение

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Русский поэт, активно принимавший участие в литературной жизни России, высокий слог которого навсегда останется в истории русской поэзии. Четыре женщины, четыре Музы вдохновили поэта на создание прекрасных лирических стихотворений. Но не люби он с такой силой и самосожжением, не было бы и его гениальной любовной лирики. Стихотворение "Умом Россию не понять", написанное Ф.И.Тютчевым в конце жизненного пути актуально сегодня, как никогда.

Люблю глаза твои, мой друг… Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг…

(Ф.И.Тютчев)

Иван Андреевич Крылов ( 1769-1844) Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.  Им было написано около 200 басен.  Однако для множества современников, от Пушкина до Фаддея Венедиктовича Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет Квартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица Ворона и Лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна;  но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок  (И.А. Крылов)

Иван Андреевич Крылов ( 1769-1844)

Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Им было написано около 200 басен. Однако для множества современников, от Пушкина до Фаддея Венедиктовича Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет Квартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок

(И.А. Крылов)

Фёдор Николаевич Глинка ( 1786-1880) Русский поэт, публицист, издал

Фёдор Николаевич Глинка ( 1786-1880)

Русский поэт, публицист, издал "Письма русского офицера" ( 1815-1816). Эти письма принесли ему литературную известность. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука да Марья", пов. (1818), "Подарок русскому солдату" (1818), "Зиновий Богдан Хмельницкий" (1819). Офицер, участник декабристских обществ. основал «Союз благоденствия северных рыцарей». В 1826 г. он был исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск. Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» (Вот мчится тройка удалая...) и «Песнь узника» (Не слышно шуму городского...), лёгшие в основу популярных народных песен.

Тройка

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

(Ф.Н.Глинка)

Иван Сергеевич Тургенев ( 1918-1888) Русский писатель, мастер литературного языка , оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. В цикле рассказов «Записки охотника» показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Ася», «Вешние воды» созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» .  Утро. Утро туманное, утро седое,  Нивы печальные, снегом покрытые,  Нехотя вспомнишь и время былое,  Вспомнишь и лица, давно позабытые...  ( И.А.Тургенев)

Иван Сергеевич Тургенев ( 1918-1888)

Русский писатель, мастер литературного языка , оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. В цикле рассказов «Записки охотника» показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Ася», «Вешние воды» созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» .

Утро.

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые...

( И.А.Тургенев)

Николай Васильевич Гоголь(1809-1852 ) Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В В 1832 году публикуются « Вечера на хуторе близ Диканьки »– повесть, в которой важную роль играет смех, становящийся злым, появляются сказочные мотивы. После этой публикации даже Пушкин сказал, что из Гоголя может выйти толк. Он описывал не страдания лишнего человека, а простую жизнь простых украинцев, а для литературы той эпохи это было весьма необычно.  В его повестях то и дело появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы . Самые известные его повести: «Портрет», «Невский проспект», « Записки сумасшедшего » Потом Гоголь пишет еще «Нос» и повесть  « Шинель» : С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему:  «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…» Большой оригинал.  (Н.В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь(1809-1852 )

Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В В 1832 году публикуются « Вечера на хуторе близ Диканьки »– повесть, в которой важную роль играет смех, становящийся злым, появляются сказочные мотивы. После этой публикации даже Пушкин сказал, что из Гоголя может выйти толк. Он описывал не страдания лишнего человека, а простую жизнь простых украинцев, а для литературы той эпохи это было весьма необычно. В его повестях то и дело появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы . Самые известные его повести: «Портрет», «Невский проспект», « Записки сумасшедшего » Потом Гоголь пишет еще «Нос» и повесть  « Шинель» :

С Пушкиным на дружеской ноге.

Бывало, часто говорю ему:

«Ну что, брат Пушкин?»

— «Да так, брат, — отвечает, бывало,

— так как-то все…» Большой оригинал.

(Н.В. Гоголь)

Александр Николаевич Островский (1823-1886 ) Русский драматург творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Первое произведение Островского «Свои люди — сочтемся!» принесло ему литературную известность. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» , «Бесприданница», правдиво е изображение жизнь народа.

Александр Николаевич Островский (1823-1886 )

Русский драматург творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Первое произведение Островского «Свои люди — сочтемся!» принесло ему литературную известность. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» , «Бесприданница», правдиво е изображение жизнь народа.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) Великий русский писатель мыслитель, философ  и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения . . Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы. К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое « великое пятикнижие », в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на это «Братья Карамазовы» входят в число 100 величайших романов всех времён

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Великий русский писатель мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения . . Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы. К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое « великое пятикнижие », в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на это «Братья Карамазовы» входят в число 100 величайших романов всех времён

Лев Николаевич Толстой(1828-1910) Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Почётный академик по разряду изящной словесности.

Лев Николаевич Толстой(1828-1910)

Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Почётный академик по разряду изящной словесности.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. й

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. й

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее