«Весна — лето 2024»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Поэт". 9 класс

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Поэт". 9 класс

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Анализ стихотворения  А. С. Пушкина  «Поэт»

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы. 1.  Автор и название стихотворения. 2.  История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил. 3.  Жанр стихотворения. 4.  Тема, идея, основная мысль стихотворения. 5.  Композиция стихотворения, его деление на строфы. 6.  Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении. 7.  С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. 8.  Ритм стиха, стихотворный размер, рифма. 9.  Моё восприятие стихотворения. 10.  Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  • План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
  • 1. Автор и название стихотворения.
  • 2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  • 3. Жанр стихотворения.
  • 4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  • 5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  • 6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  • 7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  • 8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  • 9. Моё восприятие стихотворения.
  • 10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
1. История создания Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года. Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года). В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта. Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.
  • 1. История создания
  • Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года.
  • Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года).
  • В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта.
  • Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.
Литературное направление Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.  Род По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста. Пафос Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной». Стихотворение А.С.Пушкина «Поэт» Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.  Тематика В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

Литературное направление

Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.

Род

По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.

Пафос

Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной».

Стихотворение А.С.Пушкина

«Поэт»

Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.

Тематика

В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

проблема отношения поэта и общества проблема самооценки художника Проблематика проблема творческой свободы

проблема отношения поэта и общества

проблема самооценки художника

Проблематика

проблема творческой свободы

Идея Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики. Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).
  • Идея
  • Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.
  • Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).
Система образов Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы». Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник». Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник». Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.
  • Система образов
  • Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы».
  • Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник».
  • Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник».
  • Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.
Центральные персонажи Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа. Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению. Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».
  • Центральные персонажи
  • Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.
  • Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.
  • Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».
Лирический герой Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя. В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.
  • Лирический герой
  • Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя.
  • В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.
Сюжет В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной». Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде. В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд». В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.
  • Сюжет
  • В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной».
  • Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.
  • В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд».
  • В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.
Композиция Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам. В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания. Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту. В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).
  • Композиция
  • Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.
  • В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания.
  • Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.
  • В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).
Оно сочетает разные виды рифмовки: 1 строфа — перекрёстная,  Схематически это 2 строфа — кольцевая, выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ. Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. 3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин. Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы. Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми. Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит». Художественное своеобразие произведения

Оно сочетает разные виды рифмовки:

1 строфа — перекрёстная,

Схематически это

2 строфа — кольцевая,

выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.

Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин.

Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы.

Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит».

Художественное своеобразие произведения

Эпитеты («взыскательный художник», «толпы холодной») Метафоры («алтарь, где твой огонь горит», «треножник») Средства художественной выразительности Сравнения («ты – царь»)

Эпитеты («взыскательный художник», «толпы холодной»)

Метафоры («алтарь, где твой огонь горит», «треножник»)

Средства художественной выразительности

Сравнения («ты – царь»)

Значение произведения Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи. При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.
  • Значение произведения
  • Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.
  • При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.
Актуальность Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов. Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным. Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.
  • Актуальность
  • Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.
  • Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.
  • Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.
Моё отношение Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве. Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.
  • Моё отношение
  • Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.
  • Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.
Чему учит Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался. Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.
  • Чему учит
  • Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.
  • Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее