Ансамблевое музицирование на первоначальном этапе обучения
Фахрутдинова Альбина Равильевна, педагог по классу фортепиано
МБУДО «Детская музыкальная школа №21» г. Казани
Ансамблевое музицирование с детьми начинается еще с до нотного периода, когда ученик совместно с учителем играет простейшие, но уже имеющее прогрессирующее значение пьесы.
За счет мелодических и гармонических красок сопровождения, исполнение становится более красочным и живым, возникает психологический контакт между преподавателем и учеником и определенный эмоциональный настрой, ощущение сотрудничества, сотворчества.
С первых же уроков ансамблевое музицирование позволяет ученику участвовать в исполнении многоголосной музыки.
Приведу небольшие примеры, скажем, песенка Е.Тиличеевой «Спи, мой мишка». Преподаватель играет аккомпанемент, а ученик играет две нотки. Таким образом, начинает уже развиваться полифонический слух учащегося.
Развивая воображение ребенка в простейших звуковых сочетаниях можно искать разнообразные краски, например, имитируя призывы кукушки, звуки башенных часов. Так, ученик приобретает навыки оркестровки, развивается его тембро-динамический слух, образное мышление.
Например, в песенке «Маленькая Юлька» можно поручить, ученику играть две нотки в верхнем регистре, а преподаватель играет аккомпанемент и мелодию. Здесь приобретаются первые навыки сопровождения, поскольку ребенок исполняет сопровождение, а не мелодию. Умение слушать общее звучание партии, которое сливается в единое целое, формирует чувство метрических пульсаций, чувство ритма.
Благодаря ансамблевому исполнению ученик начинает понимать выразительно-смысловую функцию паузы, это например, в песенке «Белка» где ученик играет прыжки белочки с паузой, а учитель играет аккомпанемент и мелодию. Ребенку нужно не отчитывать паузы, а слушать заполняющую ее в другой партии музыку (в данном случае). Таким образом, воспринимается полностью вертикаль, гармонический слух развивается параллельно с мелодическим.
Многие ансамблевые пьесы приучают слух маленького ученика к достаточно сложным гармониям. Например, в песенке «Баба-Яга» ученик играет мелодию, а сопровождают ее очень необычные гармонии.
На самом раннем этапе обучения можно оставлять ансамбль и без участия преподавателя, поручая одному ученику играть мелодию, а другому простейший аккомпанемент. Например, в виде квинт, в песенке «У кота воркота» один ученик играет мелодию, а другой ученик играет сопровождение. Еще с большим интересом дети включаются в работу когда в ансамблях принимают участия три ученика, например в этой же песенке можно использовать еще одного малыша. Шире здесь используются возможности клавиатуры и можно поменяться партиями, один ученик допустим, в низком регистре играет, другой в высокой, создается ощущение колыбельки (покачивания), а один в серединке играет мелодию.
Практика показала что, двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее, закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
С усложнением художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры, такие как преодоление трудности полиритмии, педализации, передачи партнерами друг другу из рук в руки пассажи, мелодии, аккомпанемента не разрывая при этом музыкальную ткань.
Ансамбль помогает не только справляться с техническими трудностями, но и воспитывает чувство коллективизма, ответственности, желание быть не хуже других, рождает здоровую конкуренцию и в тоже время взаимопомощь, если во время исполнения кто-то запутался другой выручает, появляется стимул к более основательной и более внимательной игре.
Благодаря ансамблевому музицированию расширяется кругозор учащихся, формируется, воспитывается художественный вкус. Ансамблевое выступление способствует приобретению уверенности, творческой смелости, так как в ансамбле дети всегда смелее выступают. Все это говорит о необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием.