Доклад на тему «Развитие толерантности на уроках истории» .
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в жизнь детей. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.
Так например, изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, в основе которого лежит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории, где значительное место отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя – постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и компромисса.
Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении.
В качестве примера хочу привести вам какой чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. В частности, период истории России с древнейших времен до XVI века, который мы изучаем с ребятами в 6 классе.
Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, необходимо подчеркнуть, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими племенами. И подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости.
Далее при изучении темы «Образование государства Киевская Русь» и говоря о призвании варягов и князя Рюрика, необходимо указать на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
Для формирования толерантного сознания учитель использует и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги , когда она отомстила племени древлян за смерть мужа, практически уничтожив племя– яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю . В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья ( когда князь сам собирал дань), введя «погосты»( террит. еденицы) и «уроки» (дань).
Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященным правлениям правлению Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира Красно Солнышко, я провожу мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба, когда они не захотели бороться со старшим братом Святополком за власть, а он их жестоко убил, за что потом был сам наказан, является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди княжеской династии Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств.
Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления ордынцев, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов , но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было объективно направлено на благо русского народа. В данном случае, толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения.
Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и его учащихся к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так, в Бурятии это выразилось в распространении культуры земледелия среди бурят. Русские же перенимали местные приемы охоты и скотоводства.
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.