«Зима 2025»

Исследовательская работа "Эдуард Асадов- непризнанный талант"

Исследовательская работа посвящена творчеству Эдуарда Асадова.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 им. А. А. Абрамова
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края









Исследовательская работа на тему:

«Эдуард Асадов – непризнанный талант»













Выполнила: ученица 11 Б класса

Егунова Мария

Руководитель: Кузменкина И.В.,

учитель русского языка и

литературы






2016 учебный год






План исследования.




I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3

1.Актуальность темы………………………. ……………………...…….4

2.Цель и задачи исследования …………………………………………..4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………… 5

1.Биография ………………………………………………………………5

2. Особенности поэзии Эдуарда Асадова……………………………...13

3. Критика………………………………………………………………..15

4. Исследование …………………………………………………………20

III.Заключение ………………………………………………………….24

1.Список используемой литературы ……………………………… …25


































Введение.



Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.

Такая песня будет побеждать,

Такую песню примет мой народ!

Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб, взяв их в новый, незнакомый век,

Читатель мог уверенно сказать:

-Недаром прожил в мире человек!

И там, у завершенья крутизны,

Сквозь яркий день и сквозь ночную тьму,

Вплетая голос в гул моей страны,

Я так скажу потомку своему:

-Ты слышишь этот песенный прибой?

Ты видишь счастьем залитую ширь?

Храни же свято этот светлый мир,

Что добыт был великою ценою!

Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб этот миг приблизить хоть на час.

Они прекрасны, замыслы у нас!

И наши песни будут побеждать!



Если я скажу, что золото не тускнеет, то вряд ли кого-нибудь удивлю. Оно действительно не поддается ни времени, ни щелочам, ни кислотам. То же самое происходит и с произведениями больших и ярких мастеров искусства и литературы. К сожалению, как и золото, в жизни нашей литературные шедевры встречаются довольно редко. Впрочем, встречайся они часто – золото перестало бы быть золотом. Но они есть, и мы, чтобы не путать их с произведениями менее яркими и глубокими, привыкли называть подобные книги классикой. Да, классика есть. Она живет и сегодня, если только внимательно ко всему приглядеться. Вот уже более пяти десятилетий книги Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Вряд ли найдется человек, который, не кривя душой, видел хотя бы раз книгу Эдуарда Асадова, пылящуюся на полках книжного магазина. Но не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики.

С творчеством Эдуарда Асадова я познакомилась недавно, но он сразу же запал мне в душу и стал одним из любимейших поэтов. Мне безумно нравятся все его произведения, у него очень интересная жизнь и судьба. Но, однако, обладая столькими заслугами, огромной любовью читателей, мы не найдем его имя в учебниках литературы, не услышим о нем по телевидению.

Так в чем же причина того, что он не зачислен в списки литературных классиков?

Почему он подвергался такой жесткой критике? Это мне и предстоит выяснить.





АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Творчество Эдуарда Асадова в наше время, к сожалению, не пользуется особой популярностью. И всё же его роль в современной литературе огромна. Это поэт, живший на рубеже 20-21 века, он видел Россию на самых разнообразных стадиях её развития. Он пережил и распад СССР, и зарождение «новой» России. Одна из основополагающих черт его поэзии — обостренное чувство справедливости. Он воспринимал буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле. Люди признательны ему за то, что он сумел выразить и передать их самые сокровенные чувства в минуты сомнений, раздумий, радости и любви. “Сражаюсь, верую, люблю” — эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого-то самого прекрасного чувства в мире жил, мечтал и трудился поэт Эдуард Асадов.




Цель и задачи исследования.


Цель: Узнать о достижениях и заслугах Эдуарда Аркадьевича Асадова .

Выяснить, почему он подвергался гонениям со стороны прессы,

средств массовой информации.


Задачи:

1. Изучить биографию Э. Асадова.

2. Прочитать его произведения.

3. Найти и изучить прессу, критические статьи, интервью, связанные с ним и с его творчеством.

4. Выяснить причины гонений, критики

5.Составить анкеты для школьников и родителей

6. Провести анкетирование в школе

7.Выяснить читают ли современные школьники произведения Э.Асадова и насколько популярен Э. Асадов в наши дни

8. Полученные результаты проанализировать и обобщить.
















II. Основная часть.

Биография.

Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. Но бывает и так, что судьба художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к ней возникает особый читательский интерес. Жизнь Э. Асадова- пример такой судьбы. Эдуард Асадов - по линии отца - потомок карабахских армян. Его родители, участвовавшие в революции и Гражданской войне, вернувшись, стали учителями. Они горячо любили детей, отдавали им всю душу и, конечно, мечтали о собственном сыне. И эта мечта сбылась.

Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в древнем туркменском городе Мары (бывший Мерв). Первые впечатления детства поэта: громадное, раскаленное добела солнце, близкие звезды южного ночного неба, бурые пески Каракумов, красные халаты, высокие бараньи папахи, белые чалмы, сверкающие монисто, семенящие под седлами ишаки, величественные верблюды, пестрые базары… Такова была средняя Азия тех лет. Экзотики хоть отбавляй! Все это будило воображение, врезалось в память навсегда.

В 1929 году случилась беда. В тридцатилетнем возрасте умер отец Эдуарда, Аркадий Григорьевич. Мать с сыном переехали на Урал, в Свердловск (ныне Екатеринбург), где жил дедушка Иван Калустович Курдов. Здесь мама продолжала учительствовать, а сын пошел в первый класс. Тут он провел свое детство и отроческие годы.

Первые свои стихи Эдуард написал в восьмилетнем возрасте, когда они жили в Свердловске. Мечтал о поступлении в Литературный институт и с головой погрузился в книги и поэзию, полюбил театр, музыку, за эти годы, уходя в турпоходы, Эдуард объехал едва ли не весь Урал. Он навсегда полюбил строгую и даже немного суровую красоту уральской природы и под стать ей трудолюбивых, сердечных людей Урала. Все эти светлые и яркие впечатления найдут впоследствии отражение во многих стихах и поэмах Асадова.

Не то я задумчивый стал с годами,

Не то где-то в сердце живет печаль,

Но только все чаще и чаще ночами

Мне видится в дымке лесная даль.

Вижу я озеро с сонной ряской,

Белоголовых кувшинок дым…

Край мой застенчивый, край уральский,

Край, что не схож ни с каким иным.

С переводом Лидии Ивановны в 1939 году на работу в Москву Эдуард становится московским школьником. Снова уроки, споры в школьных коридорах, новые друзья, и стихи, стихи. Эдуард читает и перечитывает любимых поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А Блока, С. А. Есенина. Именно их он всю жизнь считал своими учителями.

14 июня 1941 года состоялся выпускной бал в 38 московской школе, где учился Асадов. А ровно через неделю - война. И Эдуард Асадов, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. Ему было тогда 17 лет.

Перрон, пути, потом Москва-Вторая

Мытищи, Клязьма, дымный небосклон…

Летит стрелою, скорость набирая,

В свой дальний путь военный эшелон.

Бегут поля, деревни, мимо, мимо…

Шлагбаум, будка, ленточка берез…

И песня, перемешиваясь с дымом,

Несется, кувыркаясь, под откос.

Темнело небо, стлался дым косматый

На ежиком остриженных полях,

Гонимый ветром, застревал в кустах

И повисал на соснах серой ватой.

Еще ребятам далеко до фронта,

Еще не раз их побомбят сперва.

Давно ушла за кромку горизонта

Знакомая, любимая Москва.


Вчерашний школьник был отправлен в артиллерийские войска. Сначала он был наводчиком, а уже в 1943 году, став офицером, командовал батареей. И сколько бы сил и нервов ни забирала война, поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом. Стихи он писал всюду: в воинских эшелонах, в коротких перерывах между боями и в землянке на отдыхе при свете ночной коптилки. Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана главным образом с двумя городами: Ленинградом и Севастополем – двумя бастионами славы и мужества Великой Отечественной войны.

Он воевал так, как надо, считая победу высшей задачей своей жизни. Он воевал, а дома его ждала мама.

Мама! Тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по - мирному в гуще леса,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив редкую храбрость, самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен. Иван Семенович Стрельбицкий в книге «Ради вас, люди» пишет «… Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой – это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг… Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню…»

Эдуард Аркадьевич вспоминал: “Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. “Быть или не быть?” в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил…И вот самое трудное: приговор врачей – “Впереди будет все… Все, кроме света…” И вот это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос “Быть или не быть?” А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: “Да”, поставить перед собой самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь.

Взрывом мины Э. Асадову вырвало глаза. Вот как написал он позднее об этом в стихотворении «Моему сыну» …

В гуле боев, десять вёсен назад,

Шел я и видел деревни и реки,

Видел друзей. Но ударил снаряд –

И темнота обступила навеки…

- Доктор, да сделайте ж вы

что – нибудь!

Слышите, доктор! Я крепок,

Я молод! –

Доктор бессилен. Слова его –

холод:

- Рад бы, товарищ, да глаз

не вернуть…


Двадцатилетним Э. Асадов вступил в мирную жизнь с черной повязкой на лице. Поэзия вернула его в строй, дала ему силы. Он поступил и успешно закончил Литературный институт имени М. Горького и никогда не жаловался, что ему трудно учиться, писать и жить в темноте.

Одна из основных тем в творчестве Э. Асадова – это тема Родины, верности, мужества и патриотизма.

То ли с укором, то ли с сожаленьем

Звучит твоя задумчивая речь,

Неужто впрямь не смог я уберечь

Себя когда-то в боевых сраженьях?


Мог или нет – да разве в этом дело?!

Ведь в час, когда я подымался в бой,

Я чувствовал все время за спиной

Мою страну, что на меня глядела.





И где бы мне беда ни угрожала –

Не уступал ни смерти, ни огню.

Ведь Родина мне верила и знала,

Что я ее собою заслоню.


Как жаль мне, что гордые наши слова

“Держава”, “Родина” и “Отчизна”

Порою затерты, звенят едва

В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил.

Шагая по жизни путем солдата,

Я просто с рожденья тебя любил

Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда?

Наверное, в разное время разной.

Да, именно, разною, как когда,

Но вечно моей навсегда прекрасной!

И если б тогда у меня примерно

Спросили: какой представляю я

Родину? Я бы сказал, наверно:

– Она такая, как мама моя!


Со стихами о Родине теснейшим образом связаны и как бы являются их частью стихи о природе. Асадов любит не только людей и родную землю. Невозможно любя природу, не любить все живое на земле. Есть в творчестве Асадова один совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях. После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе не мог бы похвастать таким удивительным циклом.

Беспощадный выстрел был меткий.

Мать осела, зарычав негромко,

Боль веревки, скрип телеги, клетка…

Все как страшный сон для медвежонка.

Город суетливый, непонятный,

Зоопарк – зеленая тюрьма,

Публика снует туда – обратно,

За оградой высятся дома…

Солнца блеск, смеющиеся губы,

Возгласы, катанье на лошадке,

Сбросить бы свою медвежью шубу

И бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,

И заныло сердце медвежонка,

Носом, словно мокрая клеенка,

Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,

Как тесна и как противна клетка!

Медвежонок грыз стальную сетку

И до крови расцарапал пасть.

Боль, обида – все смешалось в сердце.

Он, рыча, карябал доски пола,

Бил с размаху лапой в стены, дверцу

Под нестройный гул толпы веселой.

Кто-то произнес: – глядите в оба!

Надо встать подальше, полукругом.

Невелик еще, а сколько злобы!

Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нем сколько,

Попадись-ка в лапы – разорвет!-

А “зверюге” надо было только

С плачем ткнуться матери в живот.



Многие из стихов о животных – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину

"Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину"

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом

Где шумный людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса

Собака не взвыла ни разу

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою

Старик у вокзального входа сказал:

"Что, оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы,

А то ведь простая дворняга…"

В вагонах, забыв передряги

Шутили, смеялись, дремали,

Тут видно о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали

Не ведал хозяин, что следом,

По шпалам из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты

И выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти открытой.

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И стукнувшись лбом о перила

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик, ты не знаешь природы

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.


Каких бы тем ни касался Асадов, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу. Множество стихотворений Асадова посвящены любви. Эдуард Аркадьевич вспоминает, что он всегда прекрасно относился к женщинам. Когда он ушел на фронт, у него не было любимой девушки. Не успел еще влюбиться – ведь ему было всего семнадцать лет.


Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего – то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…

Зажглись рябин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое…

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!


И я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку!



В 1948году Асадов женился на артистке Центрального детского театра Ирине Викторовой. Родился сын, но семейная жизнь как-то не сложилась, и они расстались.


Когда на лице твоем холод и скука,

Когда ты живешь в раздраженье и споре,

Ты даже не знаешь, какая ты мука,

Ты даже не знаешь, какое ты горе…


Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,

А в сердце и свет, и любовь, и участье,

Ты даже не знаешь, какая ты песня,

И даже не знаешь, какое ты счастье!


Через некоторое время совершенно случайно Эдуард познакомился со своей будущей второй женой – артисткой Москонцерта Галиной Валентиновной Разумовской, с которой они прожили 36 лет. Пришла настоящая, большая любовь. Целый цикл стихов о любви посвящен Галине Разумовской

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно.

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!


Любовь к человеку, настоящая дружба – одна из главных тем поэзии Асадова. Сам Эдуард Асадов пронес настоящее чувство дружбы через всю жизнь, он познал цену дружбы еще в суровые годы войны.

“Нет, друзья, не там, где за столом

Друг за друга тосты поднимают.

Дружба там, где заслонят плечом.

Где последним делятся рублем…”


Если грянет беда и беда твоя волком завоет,

И ты вдруг обратишься к друзьям в многотрудной судьбе,

И друзья, чтоб помочь, забегут, может статься, к тебе,

Если помощь та им ничегошеньки будет не стоить.

Если ж надо потратить достаточно время и сил

Или с денежной суммой какой-то на время расстаться,

Вот тогда ты узнаешь, как «дорог» ты всем и как «мил»,

И как быстро начнут все друзья твои вдруг испаряться.

И лишь кто-то, быть может, не спрячет души, не сбежит,

И поделиться искренне всем: и рублем, и душою,

Не унизит надменным сочувствием и не схитрит,

И в любых непогодах останется рядом с тобою.

Как же славно с друзьями упрямо шагать до конца

И чтоб сверху судьба улыбалась сияющим ликом…

Только как все же грустно, что светлые эти сердца

Слишком редко встречаются нам в этом мире великом…


Падает снег, падает снег-

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз по шагами хрустит, как соля,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душою?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда-

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подал людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди!









Особенности поэзии Эдуарда Асадова.

Одна из основополагающих черт его поэзии — обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических “огневых средств”, он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Люди признательны ему за то, что он сумел выразить и передать их самые сокровенные чувства в минуты сомнений, раздумий, радости и любви. Характерной особенностью поэтического письма Асадова является обращение к самым животрепещущим темам, тяготение к остросюжетному стиху, к балладе. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремится решить их с предельной искренностью и прямотой (“Клеветники”, “Неравный бой”, “Когда друзья становятся начальством”, “Нужные люди”, “Разрыв” и другие).

Сражаться для того, чтобы побеждать! — вот главный пафос гражданской поэзии Эдуарда Асадова. Однако сражаться успешно за светлые идеалы можно лишь с глубочайшей верой в их непременное торжество. И вот тут прежде всего хотелось бы отметить одну замечательную способность как Эдуарда Асадова, так и его поэзии — оптимизм. Оптимизм, в котором ни налета бодрячества, ни элемента позы, но самое искреннее жизнелюбие и радость бытия.

Поэт живет для людей. Люди верят в своего поэта. И в трудные, и в радостные минуты они советуются с ним: раскрывают сборники его стихов, пишут ему горячие и взволнованные письма. В произведениях Асадова они ищут и находят строки, созвучные их мыслям и чувствам, отвечающие на многие волнующие вопросы.

Поэт дорожит этой любовью, ибо нет ничего важней для художника, чем ощущение своей принадлежности народу. И такое доверие — высшая для него награда. В лирике его многие стихи, казалось бы, личного, даже интимного плана имеют зачастую звучание самое что ни на есть гражданское: “Моя звезда”, “На пороге двадцатой весны”, “Я с вами всегда, товарищи!”, “Моей маме” и другие. И в то же время значительная часть гражданских произведений имеет ярко выраженную лирическую окрашенность: “Двадцатый век”, “Родине”, “Всегда в бою”, “Шурка”...

“Сражаюсь, верую, люблю” — эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого-то самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и трудится поэт Эдуард Асадов.

Одна из замечательных черт его лирики — это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях или о счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется или страдает. И читатель великолепно чувствует это. Чувствует и глубоко сопереживает. И когда в своем стихотворении поэт произносит слово: “Люблю!”- ему можно верить. “Сражаюсь, верую, люблю” — эти слова словно бы написаны на творческом стяге поэта.

Тематическая амплитуда стихов Асадова достаточно широка. В книгах Асадова есть все — от сурового драматизма до искрометного смеха. В его прозе немало мест, исполненных живого и светлого юмора. Казалось бы, война — тяжелое и горькое испытание для души человека. Пройти через жестокий огонь войны и сохранить в себе способность улыбаться даже в самый нелегкий час по плечу лишь исключительно мужественным и добрым людям.

Эдуард Асадов — принципиально-страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно цельный и жизнерадостный человек. Вся его жизнь — это борьба, поиски и находки.

Критика.

Свои стихи Асадов писал всю жизнь, но больше всего он их написал во время болезни после ранения. Писал и днем, и ночью, и до, и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что еще не то и не так, но снова искал и снова работал. Его стихов не читал еще не один профессиональный писатель. Надо было не ошибиться и послать тому, в чье слово веришь, ведь могли ответить снисходительно, потому что автору работать трудно… Эдуарду же нужен был прямой и ясный ответ, без малейшей скидки. Поэтому он отправил стихи Корнею Чуковскому, так как Корней Иванович был не только автор веселых детских книжек, но и жесткий и зубастый критик. Через несколько дней пришел ответ: «Дорогой Эдуард Аркадьевич! …От души благодарю Вас за письмо и за доверие. Однако же сразу должен предупредить, что, оценивая стихи, не кривлю душой и не стараюсь «подсластить пилюлю», как бы ни была она горька. Тем более с Вами. Тут я считал бы это просто кощунственным». Ну а дальше, после такого «предупредительного грома» блеснула и молния. От посланных стихов остались, пожалуй, только фамилия Асадова и даты. Все же остальное было разбито, разгрохано и превращено в пыль и прах. И сил на это было потрачено немало, так как почти каждая строчка была снабжена пространными комментариями. Самым же неожиданным был вывод: «…Однако, несмотря на все сказанное выше, с полной ответственностью могу сказать, что Вы – истинный поэт. Ибо у Вас есть то поэтическое дыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов. К. Чуковский». Эти слова сделали для Асадова больше, чем многие лекарства и витамины. Он всегда был благодарен веселому и колючему старику за эти искренние и светлые слова.

Было время, когда высоколобые критики авторитетно заявляли: "Такого поэта - нет", - и все они питали к нему довольно сильные чувства: сарказм, раздражение, ненависть. Все знали, что он, такой, существует, прошел всю войну, на войне потерял зрение, слепой поэт, человек-легенда, автор Стихов о рыжей дворняге, автор исполненных катарсиса стихов - "не стихов" о любви... «Они студентами были, они друг друга любили..». «Сатана.»., « Проверяйте любовь, проверяйте..». Все эти и другие стихи не могли оставить самого бесчувственного сухаря и чурбана равнодушным. В миллионах советских школ девчонки переписывали их в песенники, сколько бы им ни бубнили учителя, что это "не поэзия". Стихи Асадова нередко подвергались критике «серьезных» литераторов. Поколение шестидесятых декламировало вслух стихи Вознесенского и Евтушенко и восхищалось на кухнях поэзией Рейна и Бродского. Сам Э. Асадов с горечью говорил: «Поначалу решили, что я эту профессию – поэт – себе придумал. Но постепенно привыкли и относились все лучше и лучше. В Ленинград я впервые приехал выступать со стихами в 50-х годах. Я читал стихи в большом зале Академической капеллы, слушателей было так много, что в гардеробе не хватало мест: люди просто швыряли шубы и манто на пол и мчались в зал. Почти то же самое случилось и во Дворце культуры имени Дзержинского, где зал аж на 1000 мест. Меня заставляли читать некоторые стихи по два раза. Потом за кулисы пришла моя бывшая школьная подруга, которая работала корректором в газете “Смена”. Она сказала мне: “Ты не огорчайся, но завтра про тебя выйдет очень грубая и злая статья”. Меня в ней ругали за то, что среди моих слушателей в зале бывает больше девушек, чем мужчин. Вот так, из года в год, чем больше становилось у меня читателей, тем резче были критические статьи. В начале 60-х самые большие тиражи – по 100 тысяч экземпляров – были у двух поэтов: у меня и у Евтушенко. Критики – ладно, обиднее всего мне было, что и некоторые поэты, которые обнимали меня при встрече, пили со мной за дружбу, за спиной говорили совсем другое. Это было самое горькое».

«Работа – это моя сила, мои крылья, моя дорога, это все мое»,– так говорил Асадов. На вопрос о том, каким он видит будущее российской литературы, поэт ответил: «Я могу сказать только одно: как бы ее ни качало по ухабам и ямам, все равно наша литература – великая литература. Она все равно снова поднимет паруса и будет одной из лучших в мире. Это жизнь не раз подтверждала. Вот перевернули всю нашу политику, экономику, больше десяти лет наш книжный рынок заполняли всякой непристойностью. Все кинулись, хватали, глотали. А потом наелись и сплюнули. И как-то от этого отошли, стали искать настоящую литературу, настоящие книги. И у меня лет семь ничего не печатали. Кстати, я ни по каким издательствам никогда не хожу. Ко мне сами обратились издатели и стали снова публиковать мои стихи. И я вновь вошел в литературный строй, продолжаю говорить и писать то, во что верую сам».

По словам литературоведа Александры Зосимовой, «не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики. Почему так получилось? Ответ, как говорится, просто до смешного: да потому, что на стороне Эдуарда Асадова были миллионы читателей всех возрастов и профессий - от школьника до ветерана и от рабочего до прославленного ученого. Сразу же возникает вопрос: чем же волнуют и покоряют эти стихи читателей? Да прежде всего огромной художественной и жизненной правдой, самобытностью и неповторимостью интонаций, полифоничностью звучания. И все-таки самое главное - то, что не поддается практически никакому анализу, никаким препарированиям критики, короче говоря, то, что Михаил Исаковский назвал когда-то "секретом поэзии", а именно - литературный талант».

А подростки – и Советского Союза, и современной России – по сию пору зачитываются удивительно светлыми, чистыми и верными строками Эдуарда Асадова о любви.

Будучи незрячим, Асадов видел жизнь глубже, проницательнее, живее, чем многие другие. Стихи Асадова сердечные, доходчивые и проникновенные, они пережили своего автора и остаются актуальными в любое время. При жизни Асадов был скромным человеком, однако его имя и творчество было всегда известно и популярно среди молодёжи, которой поэт адресовал свои произведения.

Сам о себе он говорил: «Я человек, у которого просто есть свои убеждения относительно того, что есть добро и что — зло. И с годами они не меняются».

«Я пишу о любви, о дружбе, о настоящих отношениях, о совести, о чести, о любви к Родине. «Наверное, многим этого не хватает», – говорил поэт в одном из своих последних интервью. – Сейчас так много пошлости, чернухи. Но я все равно стою на том, на чем стоял. В нашей стране нашлось немало людей, которые за последние десять с лишним лет очень легко поменяли свои убеждения и взгляды. Я верую в какие-то ценности, которым никогда не изменю. Я и при советской власти верил в социализм, но не верил в коммунизм. Почему? Потому что мне никто ни разу не объяснил, что же это такое. Я понимал и сейчас понимаю: от каждого по способностям, каждому по труду. А вот что такое: от каждого по способностям, каждому по потребностям, – я не понимал и до сих пор понять не могу. Кто определит эти потребности? На всех не хватит ни икры, ни мехов. Мне объясняли еще в Литинституте: у людей будет такое сознание, что они не будут брать ничего лишнего. Будут! Они брали еще во времена Гомера и сейчас будут. Человек не меняется…»





Из интервью Э. Асадова «Поэт любви и мужества»

12 сентября 2003 года

— Вас стараются не замечать центральные средства массовой информации. Вы почему-либо неугодны власти?

— Я никогда никому не угождал и не менял убеждений в зависимости от конъюнктуры, в том числе общественно-политической. Еще студентом Литературного института продолжал открыто поддерживать отношения с преподавателями, против которых затевались несправедливые гонения и которых многие из-за этого начинали сторониться. Ни разу не откликнулся на просьбы руководителей союза писателей подписать очередное письмо против человека, намеченного в жертвы... Я имел надежды на раннего Ельцина и позже — на Путина. Но слишком многого не могу принять в том, что происходит в нынешней жизни. Никогда не смирюсь с разрушением великой страны. С тем, что наше прошлое осквернено и затоптано. Да, были лагеря, репрессии, но было же и много хорошего! Сколько всего построили, как гордились своей страной... Не приму эту дикую, грабительскую приватизацию, которая попрала все понятия о справедливости, обогатила очень узкую группу людей, а народ ввергла в нищету. И никогда не пойму тех, кто упорно отказывается пересмотреть хотя бы самые вопиющие ее итоги...

Не соглашусь с тем, что не следовало желать Америке поражения в войне с Ираком. Сегодня уже совершенно очевидно, что завоевана почти безоружная страна ради установления контроля над ее нефтью... Кстати, на общественно-политические темы у меня тоже есть стихи — как говорили в прежние времена, гражданского звучания. В них я говорю то же, что сказал сейчас вам.

Так вот, возвращаясь к вашему вопросу... Если меня пригласить в телевизионный эфир, я ведь и там скажу все то же самое. Как знать, может быть, поэтому в завсегдатаях телепередач ходят другие поэты и другие деятели культуры?

— Так кто же вы по взглядам — коммунист, либерал, патриот, демократ?

— А нельзя обойтись без штампов? Я человек, у которого просто есть свои убеждения относительно того, что есть добро и что — зло. И с годами они не меняются.

— Эдуард Аркадьевич, когда, как говорят уже в наше время, вы вернулись к читателям?


— В середине девяностых. Сам ни разу не перешагнул порога издательства, чтобы попросить о выпуске своей книги — однажды позвонили из «ЭКСМО» и предложили сотрудничество. Я очень благодарен этому издательству. Сейчас там у меня выходит несколько книг в год. И все, что издается, расходится почти мгновенно. Это дает силы жить и писать.










Из интервью внучки поэта Кристины Асадовой

«Факты и комментарии»


— Почему произведения Эдуарда Асадова не были включены в школьную программу?

— Трудно сказать. Критики будто не замечали Эдуарда Асадова — даже на пике его популярности. Пели дифирамбы Рождественскому, Вознесенскому, Евтушенко... Об Асадове если и вспоминали, то говорили: мол, поэт для «кухарок», то есть для простого народа. Народной любовью Асадов действительно не был обделен: всегда собирал полные залы слушателей, книги его раскупались молниеносно. Дед гордился тем, что он поэт народный, как Сергей Есенин, которого очень любил.

Поклонники творчества Эдуарда Асадова писали ему со всей страны: благодарили за творчество, поздравляли с праздниками, слали свои стихотворения... Он старался всем отвечать, давал советы начинающим поэтам. Очень любил своих читателей. Иногда люди писали: мол, это стихотворение точно обо мне! Но все же переживал из-за оценок критиков. Категорически не соглашался с тем, что нужно писать элитарную поэзию «не для всех» — для эстетствующих кругов.


Из антологии Евгения Евтушенко

«Десять веков русской поэзии»

«В массовости он обошел не только автора «Гренады», но, пожалуй, и нас, шестидесятников. Его читали даже те, кто раньше и в стихи не заглядывал, если, конечно, их не задавали в школе.

В чем был секрет его успеха? Он писал простым, доходчивым языком, без формальных изощренностей, без перегруженности культурными ассоциациями. Его стихи, при всей их дидактической лубочности, задевали чувства простодушных читателей, а особенно одиноких девушек, оставивших родителей в деревнях и провинциальных городках и на каждом шагу убеждавшихся, что не только Москва слезам не верит, но и любой мало-мальски индустриализированный город. В самых банальных житейских ситуациях, которые, казалось бы, не заслуживали внимания искусства, Асадов отыскивал самые болевые точки и участливо отзывался на эту боль.

Кто-то высокомерно назвал Асадова поэтом «пэтэушников и лимиты», но разве это не люди? И для них его стихи были неожиданно найденной спасительной теплотой, подсказкой, как преодолеть одиночество, как сделать карьеру, но и совесть сохранить, кому можно верить в любви, а кому нет. Раньше в молодежных общежитиях гуляли рукописные тетрадочки самосоставленных крошечных антологий, где главенствовали стихи Асадова, наряду с песнями из кинофильмов. Кстати, до сих пор его книги раскупаются, и не только в России. Я видел их на прилавке в Берлине рядом с рестораном «Пастернак». Значит, они кому-то по-прежнему помогают жить.


Да, Асадов шел за читателем, но не учил ничему недоброму, и ничего плохого не было в том, что над его стихами растроганно плакали. Не он виноват, что молодые люди спивались, завязывали на головах целлофановые пакеты, чтобы надышаться клеем «Момент», убивали друг друга или самих себя. Напротив, я уверен, он удержал многих от пессимизма, от подлостей или даже от самоубийства. «Шантаж сентиментальностью» – презрительный французский оборот – к Асадову не относится, потому что он не был циником, а недостаточно тонкий вкус – это другая и очень распространенная болезнь. Ей подвержен, и я сам, потому что хотел бы писать сразу для всех, а тогда невольно становишься банальным, ведь многие люди, увы, нуждаются в том, чтобы им напоминали именно избитые истины. Но нередко такое старательное учительство в расчете на массы выходит за рамки искусства.


Вот уже более пяти десятилетий книги Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Чтобы не быть голословной, с абсолютной уверенностью скажу, что вряд ли найдется человек, который, не кривя душой, видел хотя бы раз книгу Эдуарда Асадова, пылящуюся на полках книжного магазина. Но не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики. Почему так получилось? Ответ, как говорится, прост до смешного: да потому, что на стороне Эдуарда Асадова были миллионы читателей всех возрастов и профессий – от школьника до ветерана и от рабочего до прославленного ученого. Сразу же возникает вопрос: чем же волнуют и покоряют эти стихи читателей? Да прежде всего огромной художественной и жизненной правдой, самобытностью и неповторимостью интонаций, полифоничностью звучания. И все-таки самое главное – то, что не поддается практически никакому анализу, никаким препарированиям критики, короче говоря, то, что Михаил Исаковский назвал когда-то «секретом поэзии», а именно – литературный талант.

Каких бы тем ни касался Асадов, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу.

























Исследование.


На работу над этим проектом меня сподвигли две вещи. Во-первых, это действительно мой любимый поэт и «учитель жизни». Во-вторых, мной был осуществлен поиск в Интернете по ключевой фразе «Эдуард Асадов», результаты которого приведены ниже в таблице. Запрос был сделан 10 декабря 2015 года.


Поисковая система


Поисковая система

Yahoo

Google

Yandex

Rambler

Meta

Aport

Кол-во найденных документов

990

75100

28115

31351

481

3946


И меня очень удивил тот факт, что результаты оказались значительными. В таких поисковых системах, как Google, Yandex и Rambler, количество найденных документов превышает 20 000. Это говорит о том, что многие пользователи сети Интернет интересуются или, по крайней мере, слышали о таком поэте. Однако я думаю, что большинство учеников не находят времени, чтобы увлекаться поэзией. И я решила это выяснить, поэтому следующим этапом в моем исследовании стало анкетирование.



Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №11

На первом этапе исследования мной ставилась задача составить анкеты для респондентов – обучающихся в 9-11классах

Далее респондентам были предложены анкеты со следующими вопросами:


Анкета.

  1. Знаете ли вы кто такой Эдуард Асадов?

  2. Что о жизни Эдуарда Асадова вы знаете?

  3. Какие стихи Эдуарда Асадова вам знакомы?

  4. Есть ли у вас любимые стихи Эдуарда Асадова?

  5. Увлекаетесь ли вы поэзией?


Всего опрошено 94 обучающихся.

Проанализируем мнения опрашиваемых участников нашего исследования.














Проведя анкетирование, мои выводы подтвердились: школьники не увлекаются поэзией и не знают, кто такой Э.Асадов

















III.Заключение

Он сумел стать нужным не десяткам, сотням или тысячам людей, а миллионам по России, странам бывшего СССР. Его стихи о любви и остальные переведены на украинский, татарский, армянский, эстонский и другие языки. Он универсальный поэт. Его читает не только советское поколение, но и молодежь 21 века; не только рабочие, но и видные деятели столиц. И мы все, по словам П. Короленко, «втайне любим Асадова, поэта вне стилей, канонов, литературных конвенций. Культура нам повелела стесняться Асадова и читать со вкусом породистые стихи, ухоженные, как доги и ньюфаундленды. Стихи Асадова подобны рыжей дворняге - той, брошенной кем-то и верной. Читательские письма к нему - те тысячи, миллионы, по выражению самого поэта, писем светлых и высоких - бесспорный патент на право называться поэтом реально народным».

И – продолжают выходить его стихи - трехтомник Асадова, потом полное собрание сочинений в шести томах, отдельные сборники…

Э. Асадов – любимый поэт миллионов и миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь — это борьба со всяким злом. В годы войны – борьба с фашизмом. В послевоенные годы – борьба с подлостью, ложью, трусостью. Борьба за любовь, чистоту человеческих отношений. А его оружие – поэзия.

Душа поэта и судьба солдата! Нет никакого сомнения в том, что в этом-то органическом единстве трепетного счастья и беспредельного мужества, нежности и отваги, упорства и доброты заключается одна из привлекательных особенностей поэзии Эдуарда Асадова.


Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!


В завершение хочу процитировать слова С. Баруздина, сказанные о великом мастере слова Эдуарде Асадове: «Как бы незримыми нитями, идущими от сердца к сердцу, связан поэт со своими читателями. Быть нужным людям, отдавать им всего себя без остатка, бороться за то, чтобы жизнь стала еще справедливей, радостней и прекрасней, – в этом видит писатель смысл своей жизни, свое назначение, свое счастье».

Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций, напротив, стремится решать их с предельной искренностью и прямотой ("Клеветники", "Неравный бой", "Когда друзья становятся начальством", "Нужные люди", "Разрыв"). Какой бы темы ни касался поэт, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу.

Причины того, что его так критиковали, были очень несправедливы. Эдуард Аркадьевич Асадов замечательный поэт, который добился больших успехов и любви читателей. Его заслуги в литературе велики, и я считаю, что забывать его большая ошибка. Его обязательно нужно включать в школьную программу, потому что его стихи учат всему хорошему, искреннему, настоящему, чего сложно отыскать в реальной жизни. Он действительно заслуживает больших наград

Очень надеюсь, что некоторые, прочитанные Вами, строчки из сборника стихотворений Эдуарда Асадова не оставили Вас равнодушными, стали и Вашим кредо в жизни. Если это действительно так, значит моя цель достигнута!




Список используемой литературы.


Э. Асадов Стихотворения Послесловие А.

Засимова. М; «Олимп» 2002. 403с. Э. Асадов Собрание сочинений. В 3-х т. Т.

Стихотворения./ Предисл. С. Баруздина. – М.: Худож. лит., 1987. – 526 с.

Э. Асадов Сборник сочинений. Том первый. М;

« Художественная литература» 1987г.

Э. Асадов «Что такое счастье». М; «Эксмо-пресс» 2003г

Асадов Э. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения./

Предисл. С. Баруздина. – М.: Худож. лит., 1987. – 526 с.

Асадов, Э. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Граница, 2003.

Асадов, Э. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Художественная литература, 1987.

Асадов, Э. Избранное. В двух томах. — М.: Художественная литература, 1981.

Асадов, Э. Во имя большой любви. — М.: Молодая гвардия, 1963.

Асадов, Э. Что такое счастье: Стихотворения. «Золотая серия поэзии». — М.: Эксмо. 2008. - 416 c., ил.,

Асадов, Э. Лирика. — М.: Эксмо, 2006.

Асадов, Э. Ты снова придешь ко мне. Поэзия и проза. — М.: Эксмо-Пресс, 2006.

Асадов, Э.У любви не бывает разлук. — М.: Эксмо, 2006.

Асадов, Э. Первое свидание. — М.: Эксмо, 2006.

Асадов, Э. Праздники наших дней. — М.: Эксмо, 2006.

Асадов, Э. Что такое счастье. — М.: Эксмо, 2005

Асадов, Э. Когда стихи улыбаются. — М.: Эксмо, 2004.

Асадов, Э. Дорога в крылатое завтра. — М.: Эксмо, 2004.


Интернет ресурсы

http://eduard-asadov.narod.ru/

www.litera.ru›Стихия›articles/325.html 2. ru.wikipedia.org/wiki/Эдуард_Асадов 3. www.easadov.ru

http://www.poezia.ru/salon.php?sid=23663

http://www.stihi.ru/2003/12/14-419

http://www.poetryclub.com.ua/metrs.php?id=267&type=critiques

http://litkonkurs.ru/?dr=45&tid=67502

http://www.livelib.ru/author/12621/reviews

http://www.melitopol.com.ua/forum/viewtopic.php?t=5925

http://www.livelib.ru/author/12621/reviews/~2

http://www.socionik.com/thread/12487.html




Фильмография:

Оригинальное название: Эдуард Асадов. Сражаюсь, верую, люблю

Год выпуска: 1986

Жанр: Документальный, биография

Выпущено: СССР, Гостелерадио СССР

Режиссер: Евгений Лисконог

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее