«Осень 2024»

Из опыта работы использования практик творческих « Мастерских»

На протяжении ряда лет автор занимается изучением различных практик педагогических «Мастерских». Элементы некоторых из них применяю в своей деятельности на уроках литературы.

Задача педмастерских:

- побуждать к самостоятельности, инициативе, активности;

- создавать ситуацию душевного « непокоя», личного переживания, озабоченности;

- воспитать свободно и критически мыслящую личность, способную осознавать себя и свое место в мире.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Из опыта работы использования практик творческих

« Мастерских»

На протяжении ряда лет автор занимается изучением различных практик педагогических «Мастерских». Элементы некоторых из них применяю в своей деятельности на уроках литературы.

Задача педмастерских:

- побуждать к самостоятельности, инициативе, активности;

- создавать ситуацию душевного « непокоя», личного переживания, озабоченности;

- воспитать свободно и критически мыслящую личность, способную осознавать себя и свое место в мире.


Цель «Мастерских» - научить мыслить творчески и раскованно, и самостоятельно выстраивать свое знание. Предлагаю для размышления несколько таких тезисов:

  1. Ребенок выучивается не благодаря школе, а вопреки ей.

  2. Школьные упражнения не дают знаний, они только дисциплинируют и рождают послушных солдатиков.

  3. Традиционное образование есть, по существу, обучение пассивности…

Дети обходятся без собственного опыта, без собственного пути к знанию и потому лишены наслаждения и радости собственных открытий и побед. Но последствия еще более суровы. При таком образовании человек становится послушным и пассивным.

  1. Похвала и порицание рождают рабство. ( То есть оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание.)

  2. Таблицу умножения зубрить не нужно. Лучше ее «открыть». Забудет ли автор свое изобретение?

  3. Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

  4. Способны все!

Последний тезис, наверное, главный. Все теоретические выкладки кажутся мертвыми по сравнению с живой работой в «Мастерских». Стоит раз погрузиться в эту атмосферу - и… либо сразу решаешь, что это « не твое», либо « заболеваешь» этой методикой всерьез.

Условия эффективного творческого успеха.

- участвуй, будь открыт и активен;

- высказывай свою точку зрения в диалоге;

- общайся продуктивно: мир каждого человека самоцветен, индивидуален, уникален;

- уча - учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;

- будь готов к самостоятельному творчеству, совершенствуй свои коммуникативные навыки;

- создавай настроение счастья, радости, поддержки.

Каждый ребенок способен созидать и творить, но его нужно « зажечь».

Учитель приходит к ученикам не с истиной, а с идеей, отказываясь от практики пассивной передачи знаний.


учитель доверительно - искренний характер

партнеры

ученик их взаимоотношений

ученик имеет спор рождает подвижные критерии

право на ошибку истину оценки.





«Погружение в успех».

Одним из главных достоинств своей работы считаю свободный путь обращения ребенка к слову, возможность раскрыть в соразмышлении и сопереживании духовную сущность. Задача педагога при этом: не трансляция знаний, а построение такой проблемной ситуации, которая инициирует самостоятельное движение ребенка в пространстве литературы.


Практическая направленность успеха.

( из опыта работы « Мастерской»).

Методы педагогической деятельности:

- создание проблемной ситуации ( индукция);

- метод « обучения в диалоге», который вовлекает учеников в поиск аргументов при обсуждении проблем;

- социо и самокоррекция в построении знаний;

- творческое конструирование знаний;

- социолизация (взаимное прочтение, озвучивание написанных мыслей);

- обобщение знаний;

- рефлексия.

Доминирующим в педагогической деятельности является проблемно - поисковый метод, который реализуется через постоянное создание на уроке проблемной ситуации, инициирующей поиск ответа, психологически интригующей ученика, задающей ритм всему классу.

В ходе работы « Мастерской» важно учитывать принцип: « Все способны!»

Самые распространенные « Мастерские»,практикуемые мной, пожалуй, «Мастерские построения знаний» и « Мастерские обучения творческому письму». Опыт этих мастерских использую в своей работе. При этом каждый раз происходит нечто подобное чуду, мир начинает светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обретает цвет, запах, становится шероховатым и скользким, влажным и колющим…

« Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» Не случайно многие « Мастерские» начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом.

Поэтому первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек - загадка, мир наш - тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие - то тонкие мостики, соединяющие «Я» каждого участника «Мастерской», его сознание и рабочий материал.

Второй этап - работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе « разобранных деталей».

В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания - не более. Но это ключи к новому, еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек - индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.

Работа с материалом сменяется непременной « социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что - то по ходу дела добавлять к уже написанному.

Кульминация творческого процесса - « разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки - новая «социализация»- взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в «Мастерских» идет в быстром темпе, и главное выделяется уже за счет этого темпа - нет времени « растекаться мыслию по древу».

После такой проработки - этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

Последний этап - рефлексия - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или « плохо», а анализ движения мысли.

Основной алгоритм работы в «Мастерской» - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. В «Мастерской» учу главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других. Группа - радуга, где каждый участник - носитель своего мнения, своего знания, индивидуального и неповторимого, непохожего ни на чье другое, как не похожи между собой цветовые полосы спектра. Истина - белый цвет, объединение многоцветных полос - иначе ее просто нет. Чем богаче спектр - тем ближе к истине. Рефлексия - осмысление себя, социализация - радостный выход к общению. Они сменяют друг друга, как волны в море. Знание представляется не сложившейся системой, не чем-то устойчивым и незыблемым, а бесконечным поиском, построением без окончательного завершения. В методике « Мастерской» не совсем привычным для традиционной школы оказывается положение учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, вещающий с кафедры и карающий за недостаточно точное усвоение материала, а старший сотрудник «Мастерской». Он, конечно, более опытен, но вовсе не обязан быть самым талантливым и даже самым умным. Старый афоризм: « Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого тебе учиться» - наполняется здесь новым и конкретным смыслом.

Никто не предлагает использовать методику « Мастерских» как единственную. В условиях нашей системы образования « Мастерские» могут существовать только в интеграции с традиционными уроками. Но учитель, проникшийся творческой атмосферой «Мастерских», и традиционные уроки начинает проводить по-новому. Возникают и новые идеи. Например, о проведении «сквозных «Мастерских»» в течение целого учебного дня, обсуждая одну проблему, но привлекая инструментарий разных наук. Древние мудрецы не делили познание мира на отрасли изолированных друг от друга наук, и они были правы. Мир - единство, которое нельзя разрывать. Человек - целостность. Выражение « цельная личность» звучит комплиментом. Но всегда ли такого человека воспитывает наша реальная школа?

Может быть, опыты « Мастерских» в какой - то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?

Для учащихся разных классов разработаны « Рабочие тетради по литера -туре», работа с которыми строится на принципах методики « Мастерских».В них содержится богатый материал - иллюстрации, фотографии, фрагменты статей, посвященных писателям. Мне показалось, что при постоянном наличии этих тетрадей в руках у ребят теряется важный элемент работы творческой «Мастерской» - неожиданность заданий. Кроме того, материал тетрадей очень обширен. Даже на спаренном уроке все охватить невозможно. Конечно, можно что-то оставлять на дом, продолжать на следующий день, но тогда теряется такой элемент «Мастерской», как ее целостность, законченность. Поэтому я предпочитаю иметь только одну «Рабочую тетрадь» - у себя дома. Необходимые для раздачи на уроке материалы нетрудно скопировать. Зато можно варьировать их количество и составлять свои задания по отдельным их фрагментам. То есть я использую материалы «Рабочих тетрадей» и основные приемы и задания, предложенные в них, но получаю большую свободу, реорганизуя ход урока.


Алгоритм работы со словом является средством логического построения знания в ходе « Мастерской творческого письма».

Целевое назначение - усвоение новых языковых понятий, развитие коммуникативных и творческих способностей ученика, направленных на положительный результат при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Достижение успеха заключается в том, что учитель ориентируется на личность ребенка, а не на его успешность в обучении. В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее