«Зима 2025»

Хозяйство гуннов.

споыкоывлвн твнынлелгн аынленвн првпленленлеглыелылынлглылглгш

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

School at Kazakh-American University

Hand-outs


Тема урока: Хозяйство и общественное устройство хунну Класс: 5D, Урок № 56-57

Учитель: Ерболова Л.С. Учебный год: 2019-20



  1. Краткое содержание урока.

Материалы, собранные в ходе археологических исследований постоянных поселений гуннов, показали, что они разводили все виды скота. Найденные в ходе раскопок железные серпы, плуги, ручные мельницы, зернотерки и другие орудия, необходимые для засевания и сбора зерновых культур, являются ярким свидетельством развития земледелия у гуннов. В остатках жилищ были обнаружены ямы для хранения зерна, а в составе сырцового кирпича, крыш домов – солома. Таким образом, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие.

Гунны в основном жили в юртах. Из домашней мебели у них были деревянные лежанки и предметы для ежедневного применения. Гуннские ремесленники ткали из шерсти подстилки и ковры. Внутри юрты на почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в кол
чане.

Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными бляхами. Гуннские женщины носили серьги с драгоценными камня
ми, золотые кольца и перстни, волосы подкалывали золотыми и серебряными заколками. В холодное время года гунны одевали шубы из кожи и шкур животных, носили высокие войлочные или кожаные сапоги. Обнаруженные в ходе раскопок орудия труда, оружие, посуда доказывают высокий уровень развития у гуннов ремесел. Гуннские кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов. Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды для жидких продуктов – молока, кумыса, айрана делали из обожженной глины или дерева.





Хyнну были равнинными скотоводами. Зиму они проводили в северных частях пустыни Гоби. Летом перекочевывали в степи южной Сибири и предгорья Алтая. Помимо скотоводствабыли и другие хозяйственные занятия, как ремесла, земледелие, различные промыслы.Раскопки Иволгинского городища в Южной Сибири в корне изменили устоявшееся представление о хуннутолько как о скотоводах. В городе и вокруг него были обнаружены орудия трудаи следы земледелия, принадлежавшие хунну. Они выращивали здесь просо, злаковые культуры и занимались пастушеским скотоводством. Такие земледельческие очаги были как севернее пустыни Гоби, так и южнее.

Хуннское общество в момент формирования состояло из 24 племен. При формировании государства территории этих племен стали основой создания 24 провинций. С усилением для государства к хунну присоединились новые племена и целые народы. Но они не стали частью хуннского общества. Все они были вассалами или союзниками. Они платили дань и в пользу хунну давали воинов для их походов.

Хуннское общество и государство возглавляли четыре рода. Они занимали самые высшие государственные должности и посты, выполняли ответственные поручения. Должностьшаньюя формально была выборной. Но кандидатов на высшую должность могли выставить только из семьи правителя. Существовала система занятия высших должностей. Должностив семье шаньюя распределялась по старшинству от старшего брата к младшему.

Шаньюй сосредоточивал в себе исполнительную, законодательную и судебную власть. Также он был духовным главой общества- первосвященником культа Тенгри. В дипломатической переписке шаньюй называл себя «сын неба». Со времен шaньюяЛаoшaня этот титул стал более пышным: «...рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий шаньюй».

 

 Хуннская армия формировалась по территориальному признаку. Каждая из 24 провинций выставляла определенное количество воинов. Армия поделилась на западную и восточную части-крылья, а также по десятичнoй системе: десятники командовали десятком воинов, сотники сотней, темники тысячей и т.д.

В системе государственной власти продолжала сохраняться древняя традиция коллективного принятия решений по наиболее важным вопросам. Три раза в год в определенные дни хунну собирались и проводили религиозные ритуалы, приносили жертвы духу неба - Тенгри. Эти сборы выполняли функцию народных собраний. Все три праздника, судя по календарю, соответствуют определенным циклам в пастбищном животноводстве.



  1. Глоссарий:

    Russian

    English

    Kazakh

    Хозяйство

    Economy

    Шаруашылық

    Армия

    Army

    Әскер

    Титул

    Title

    Лауазым

    Пустыня

    Desert

    Шөл

    Религиозный

    Religious

    Діни

    Ритуал

    Ritual

    Жоралғы

    традиция

    Tradition

    дәстүр

  2. Самостоятельная работа студента: Выучить урок по hand-outs.

  3. Ответьте на вопросы:

    1.  Опишите хозяйство хунну.

    2. Дайте характеристику общественного и государственного устройства хунну.

    3. Назовите высший титул хуннского правителя, его основные функции.

    4. Из скольких племен состояло хуннское общество в момент формирования?

    5. Сколько раз в год хунну собирались и проводили религиозные ритуалы?

    6. По какому признаку Хуннская армия формировалась?

    7. На части делилась армия хунну? Как называлась каждая часть?



  1. Литература: :История Казахстана. Автор. Кумеков Б.Е. Учебник для 5 класса.Пар.47, стр.120





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее