«Весна — лето 2024»

Художественно-образные средства выразительности в творчестве поэта зауралья Бориса Ефимовича Черемисина

Творчество Бориса Ефимовича Черемисина не только очень насыщенно и образно, но и легко для восприятия, доступно каждому. Множество сравнений, метафор и других средств выразительности дают четкое представление о мыслях поэта.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Художественно-образные средства выразительности в творчестве поэта Зауралья

Бориса Ефимовича Черемисина

Алтухова Ольга (ШГПИ, Шадринск)

Научный руководитель: Максимовских А.Г., кандидат филологических наук, доцент

Борис Ефимович Черемисин – известный поэт города Шадринска. Родился он 17 августа 1950 г., в 1971 г. закончил факультет русского языка и литературы в Шадринском государственном педагогическом институте, в 1980 г. – аспирантуру в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина. Сначала работал учителем в школе (1971-1974 гг.), потом в Шадринском педагогическом институте (1975-1977 гг.). С 1984 по 1986 гг. преподавал в университете города Печ в Венгрии. С 1990 г. – заведующий кафедрой литературы Шадринского педагогического института, в котором он по 2002 год он читал курс лекций по истории русской литературы и считается ветераном кафедры литературы и журналистики филологического факультета. Скончался Борис Ефимович 30 мая 2009 года.

Б.Е. Черемисин – автор нескольких поэтических сборников: «Изморозь времени, зовы любви» (1994), «Души сиреневые тени» (1996), «На перекрестии душ и времён» (1998), «В полусвете вечернем» (2000), «Визитки зимы» (2006). В 1999 году он был принят в Союз писателей России. С чтением курса истории русской литературы он посетил такие европейские страны, как Венгрия, Болгария, Польша, Югославия. Встречался с А. Цветаевой, дочерьми поэта К. Бальмонта. Писал песни в содружестве с композиторами Ю. Гавриловым, В. Орловой. В 2000 г. Борис Ефимович получил Курганскую областную премию.

Первая книга стихов «Изморозь времени, зовы любви» вышла в 1994 г., когда автору было уже за сорок. Это едва ли не самый поздний дебют в шадринской поэзии. Б.Е. Черемисин не пытался выйти к широкому читателю. Он не обращался к профессиональной поэзии. Его авторское уведомление к этой книге поражает своей скромностью: «Эта книга – не попытка войти в «большую поэзию». Эта книга – для самых близких друзей и любимых женщин, которых подарила мне судьба. Эта книга – для интимного чтения и неторопливого соразмышления» [1, эл. ресурс]. С первой книги Б.Е. Черемисин оказывается самобытным поэтом. У него есть сложившийся взгляд на мир и узнаваемый творческий почерк.

В стихах Б.Е. Черемисина можно встретить множество художественно- образных средств выразительности.

Наиболее частотны в стихах поэта сравнения. Они необычно красочны и развернуты:

На перекрестии зла и добра

Сердце, как главное поле сраженья. («На перекрестии душ и времен»)

Каждый понимает, что сердце, на самом деле, «поле сражения» наших переживаний, различных печалей и радостей, но не каждый сможет прийти к такому выводу.

В стихотворении-триптихе «Двор детства» поэт сравнивает окружающую обстановку в доме с завещанием, с тем, что остается на память, в данном случае, на память от дедушки с бабушкой:

Двор, палисадник, сирень у забора

Как завещанье натруженных рук(«Двор детства»)

После этих строчек становится понятно, что это не просто память, это воспоминание о совершенном труде, вложенных стараниях.

В любовной лирике поэта также есть место довольно необычных сравнений, таких, например, как в стихотворении «Пришла и выдохнула мне…»: «И поцелуи на запястье, Как долгой выдержки вино». Здесь сравниваются поцелуи с вином. Вино бывает сладким, терпким и оно пьянит, сравнение с ним поцелуев дает необычную волю фантазии. Каждый интерпретирует эти строки по-своему, но можно догадаться, о каких именно ласках говорится в стихотворении.

Метафора как скрытое сравнение также довольно часто встречается у Б.Е. Черемисина. В стихотворении «Январский Бор» автор использует восприятие цвета довольно необычным путем, называя солнце спелым мандарином. Это позволяет добавить сочности и контраста строкам произведения:

Деревья стынут в сне былинном,

Искрится инеем кора.

И солнце спелым мандарином

Упало в изморозь с утра.

В описании ночных пейзажей довольно интересное сравнение получили огни фонарей во время метели. Б.Е. Черемисин сравнивает их с одноглазыми совами, что разнеслись по улицам. Эта метафора придает таинственности и сказочности всему происходящему:

Огни одноглазыми совами

Над улицами вознеслись. («Метельные меты»)

А вот дождь в стихотворении «Нестерпимо тоскую по осени…» для автора представляется певцом и ассоциируется с расставанием, с переживаниями в душе. Он «затягивает знакомый мотив» разлуки, что сразу напоминает мелодию грусти, придает довольно интересный эмоциональный оттенок.

Безголосый певец расставания

Дождь затянет знакомый мотив… ( «Нестерпимо тоскую по осени»)

В стихах поэта можно встретить оксюморон. У Б.Е. Черемисина довольно часто летящий снег становится темным и даже черным. Так в стихотворениях «Оглянуться бы, остановиться» и «Какая черная метель…» он использует темные тона, описывая то, что на самом деле белоснежное, в первом случае «тьма снегопада», что говорит о чем-то беспросветном:

Ты метнулась из тьмы снегопада

И с невидящим взглядом – ко мне. («Оглянуться бы, остановиться…»)



Во втором случае «черная метель», что свидетельствует о силе, мощи, и какой-то нагнетаемой тоске. Такой прием используется больше для передачи эмоционального состояния поэта:

Какая черная метель

Хрипит в окно и в двери бьется… («Какая чёрная метель»)

В стихотворении «Наутро» простыня хранит «жар холодных объятий». Холодные объятия не могут дать жара, но автор о нем пишет. Возможно, он имеет в виду страсть или отсутствие взаимных чувств, а может быть, конец истории любви. Здесь остается только догадываться.

Жар холодных объятий храня,

Вокруг ног, как удав, обовьется

На пол сброшенная простыня…(«Наутро»)

Анафоры встречаются в творчестве Бориса Ефимовича в основном лексические. Например, в стихотворении «Шестнадцатый этаж» данный прием используется для изображения последовательности и, в то же время, взаимодействия того, что происходит в окружающей действительности и внутри человека, а также для усиления эмоциональности строк:

Стало в комнате пусто и странно,

Стало странно и пусто в душе… («Шестнадцатый этаж»)

Довольно часто анафоры используются при перечислении, что помогает расставить акценты, не дать читателю пропустить главное, не потерять смысл строк, так, например, в стихотворениях «Двор детства» («Что – это счастье, узнаю не скоро. Что – невозвратно, пойму я не вдруг…») и «Не боюсь, что меня разлюбишь…» («Не боюсь, что меня разлюбишь, Не боюсь, что к другому уйдешь…»).

Итак, творчество Бориса Ефимовича Черемисина не только очень насыщенно и образно, но и легко для восприятия, доступно каждому. Множество сравнений, метафор и других средств выразительности дают четкое представление о мыслях поэта.

Литература:

1. Черемисин, Б.Е. К моему читателю [Электронный ресурс]. – URL: http://collage.etel.ru/?p=37 (дата обращения: 13.11.2013)

2. Черемисин, Б. Е. На перекрестии душ и времен [Текст] : стихи / Б. Е. Черемисин. – Шадринск : ШМРТ, 1998. – 48 с.

3. Черемисин, Б. Е.  Души сиреневые тени [Текст] : стихи / Б. Е. Черемисин. – Шадринск : ШГПИ, 1996. – 52 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее