«Весна — лето 2024»

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры учащихся детских школ искусств.

С 2012 года детские школы искусств в рамках федеральных государственных требований, реализуют новые образовательные программы, ориентированные на начальное предпрофессиональное образование. Образовательная программа «Хореографическое творчество» состоит из определенного перечня специальных предметов. Основополагающим предметом перечня бесспорно является классический танец. Именно классический танец филигранно и очень точно способствует формированию исполнительской культуры будущего выпускника. По форме выражения классический танец великолепен, он обладает благородством и совершенной красотой, воспитывает эстетику человеческого тела.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры учащихся детских школ искусств.


С 2012 года детские школы искусств в рамках федеральных государственных требований, реализуют новые образовательные программы, ориентированные на начальное предпрофессиональное образование. Образовательная программа «Хореографическое творчество» состоит из определенного перечня специальных предметов. Основополагающим предметом перечня бесспорно является классический танец. Именно классический танец филигранно и очень точно способствует формированию исполнительской культуры будущего выпускника. По форме выражения классический танец великолепен, он обладает благородством и совершенной красотой, воспитывает эстетику человеческого тела. «В мудрых правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение…» [1].

Думаю, что проблема формирования исполнительской культуры актуальна и требует рассмотрения. Как не совершать ошибок на начальном этапе обучения данного предмета, как расставить приоритеты и понять значимость этой работы интересно всем преподавателям хореографических дисциплин.

Следует помнить, что «цель классического тренажа состоит в том, чтобы путем специальных упражнений, а также путем разучивания элементов, из которых слагается классический сценический танец, во-первых, развивать в учащихся навыки, без которых невозможно овладеть техникой танца (выворотность, устойчивость и т.п.), и, во-вторых, развивать в них техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и артистичности. Без этих качеств неизбежно будет мертва самая совершенная техника» [2].

Таким образом задача преподавателя – «вдохнуть жизнь» в физическое упражнение, т.е. воспитать в детях стремление к осмыслению проученных движений, творческому самовыражению, к овладению не наигранных, а естественных эмоций.

Единая программа хореографических отделений школ искусств не должна сдерживать индивидуальность преподавателей. Каждый преподаватель в праве совершенствовать свою рабочую программу, ориентируясь на способности учащегося. Он, как творец, создаёт будущего исполнителя, основываясь на собственном опыте.

Танец – это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, именно движения выражают музыкальный образ. Исполнитель – учащийся доносит музыку до слушателя. Темп - это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка, и подчинён законам определённой музыкальной системы [3]. Преподаватель учит ребенка воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, интонировать в движении и искать свою манеру исполнения. Поэтому при выборе музыкального материала следует исходить из возможности воплотить его специфику в танцевальных образах соответственно возрастным особенностям детей. Необходимо приобщать учащихся к многогранной музыке, воспитывающей хороший вкус.

Танец синкретичен, так как объединяет в себе на только обязательную музыкальную основу, но и элементы изобразительного искусства, актерское мастерство.

«Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций» [4].

На начальном этапе освоения азбуки классического танца, приобретения элементарных двигательных навыков, изучения танцевальных комбинаций, поз и положений преподаватель учит ребенка воспринимать свое тело «как инструмент», который откликаясь на звуки музыки, превращается в ожившую картину. Работая у зеркала, учащийся в танцевальном классе, должен увидеть в своем теле линии, с помощью которых он создает своё собственное художественное произведение.

Тогда следующим, естественным этапом совершенствования полученных знаний и навыков классического экзерсиса станет работа по пространственному рисунку и композиции. Преподаватель должен обращать внимание на «орнаментальные» построения, элементами которого становиться тело ученика и всех исполнителей на уроке. Обращать внимание на умение учащихся видеть себя со стороны необходимо в течении каждого урока, исполняя упражнения у станка (положения epaulement), в комбинациях на середине, а также в танцевальных этюдах и в концертных номерах.

Приобретенных навыков и безупречных линий танцовщику недостаточно. Выразительность исполнителю придает его отношение к движению – мимика, актерское мастерство. Способность ребенка «рассказать историю» - умение исполнять движения экзерсиса осуществляя диалог глазами, телом с собственными руками приведёт к формированию целостного законченного образа юного исполнителя. Перед преподавателями стоит чрезвычайно важная задача раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему показать свой внутренний мир и свои исключительные возможности.

Станиславский указывал на большое значение танца в выработке плавного жеста, его кантилены: «В то время как гимнастика вырабатывает определенные до резкости движения, с сильной акцентировкой и почти военным ритмом, танцы стремятся к созданию плавности, широты, кантилены в жесте. Они развертывают его, дают ему линию, форму, устремление, полет».

Умение точно донести до учащегося необходимые требования непосредственно связано педагогическим опытом. Правильная методика не может помешать проявлению инновационных подходов, каждый преподаватель танцевального искусства должен быть творцом.

Итак, исполнительская деятельность не должна рассматриваться отдельно от изучения упражнений экзерсиса классического танца и не может восприниматься как заключительный этап учебного процесса. Воспитание исполнительской культуры процесс цельный длительный, который необходимо начинать с первых шагов начинающего танцора.

А.Я. Ваганова говорит: «…достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью». [5].

Таким образом, исполнительская культура учащегося начинает закладывается с первых уроков классического танца и продолжает постоянно совершенствоваться до выпускного класса. Именно преподаватель учит детей не только упражнениям экзерсиса, но и умению «интонировать» своим телом и способностью обрести свою индивидуальность.



Список литературы:

  1. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971. С.7.

  2. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа - Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство –ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. С. 4-5.

  3. bse.uaio.ru Танец — статья. Большая советская энциклопедия (БСЭ)

(3-е издание).

  1. ru.pages.wikia.com›wiki/Танец. Энциклопедия Кольера.

  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.:Издание «Лань»,2000. – С. 16


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее