«Осень 2024»

Князь владимир: путь от язычества к христианству

Роли князя Владимира в становлении христианства на Руси

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР: ПУТЬ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ХРИСТИАНСТВУ.

Введение

В 2015 году Россия отмечала 1000-летие равноапостольного великого князя Владимира. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе»1.

Целью данной работы стало исследование роли князя Владимира в становлении христианства на Руси. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: изучить жизнь князя Владимира как представителя яркого приверженца язычества, исследовать причины выбора князем Владимиром православной веры, рассмотреть, как и при каких условиях, князь Владимир принял христианство. Основным источником для этой работы является летопись «Повесть временных лет», которую создал монах Нестор в XII веке. В наше время, христианство подвергается многочисленным испытаниям, так как с каждым днем все больше людей становятся идолопоклонниками. Вы спросите: чему они поклоняются? Нетрудно перечислить: деньгам, средствам массовой информации, свободе, или вседозволенности, лжекумирам. Всему, в окружающем их мире, кроме самого важного – Бога. Поэтому я считаю, что тема перехода от язычества к христианству важна, как никогда, ведь и князь Владимир, до принятия христианства, был далеко не праведником. Однако этот важный шаг позволил изменить не только себя, но и все государство.

Я считаю, что выбор князя действительно актуален и в наше время.

Вся последующая история показывала нам правильность сделанного выбора. С конца Х века православие становится духовно-нравственным стержнем нашего общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

В рамках данной работы мною был проведен социологический опрос среди 6-х классов. Всего в нем участвовали 50 человек. Ребятам задали 3 вопроса.

  1. Знаете ли вы что-нибудь о князе Владимире? (знают-53%, не знают-47%).

  2. Знаете ли вы дату Крещения Руси? (988год - ответило 91% опрашиваемых, остальные 9% ответили либо не правильно, либо не знают).

  3. Знаете ли вы из какого государства пришло на Русь христианство? (из Византии-ответило 70% опрашиваемых, 30%- не знают ответа).

Результаты опроса показали, что ученики 6 классов практически ничего не знают о крещении Руси, а о князе Владимире что-то знают благодаря мультфильмам. Хотя большинство опрашиваемых исповедуют православие, но мало что знают о его появлении в нашем государстве.

  1. Ярый язычник

Князь Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы великой княгини Ольги - Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 году. В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение своим отцом Святославом в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвягов. В 984 году усмирил радимичей. А следующий 985 год ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 году. Многое князь сделал для укрепления и расширения границ своего государства. Но наиболее значимым событием для Древней Руси оказалась смена вероисповедания всего народа.

Язычество или вера в многобожие - одна из древнейших политеических религии мира. Именно она была основной религией Древней Руси до принятия христианства в X веке. Славяне верили, что сверхъестественные силы, управляющие природой и человечеством, представлены многими богами, каждый из которых управляет определенными природными явлениями и сферами человеческой жизни.2Ярым язычником был и князь Владимир Святославич. Подтверждения тому дает нам и Повесть временных лет – древнейший письменный источник по истории Древней Руси.

Во-первых, источник описывает Владимира-язычника человеком безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях: « Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены.., а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове...И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и ростляя девиц»3. Языческая вера разрешает многоженство. У Владимира было пять законных жен, среди которых первой супругой была полоцкая княжна Рогнеда, взятая им в жены насильно. А среди его наложниц была и вдова убитого им брата-христианина Ярополка, которую он взял беременною, и которая родила сына Святополка. Все это характеризует Владимира как человека ведущего явно не христианский образ жизни, а подверженного порокам, которые осуждает христианская религия.

Во-вторых, Нестор описывает князя Владимира жестоким человеком. Хитростью он заманил своего брата Ярополка к себе в лагерь: « и пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи… И так убит был Ярополк»4. Обагрив свои руки кровью брата, захватив Киев и присоединив ряд славянских племен, Князь Владимир установил на киевских холмах новые статуи языческих идолов: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь». Таким образом, Владимир пытался скрепить объединение славянских княжеств, создавая единый пантеон языческих богов, установив власть верховного бога Перуна.

В третьих, Владимир предстает перед нами как кровожадный поклонник Перуна и остальных богов. Этим идолам приносились жертвы, и не раз русская земля обагрялась невинной кровью. Один из случаев кровавого жертвоприношения описан в летописи. Возвратившись в 983 году в Киев из похода после завоевания ядвигов (латышей), Владимир решил принести жертву языческим идолам. Старцы и бояре подсказали: «Кинем жребий на отроков и девиц: на кого он падёт, того и принесём в жертву богам». Жил в это время в Киеве один варяг, который побывал в Греции и принял там христианскую веру. Вот на его-то сына и пал слепой жребий. Но старый варяг отказался отдавать сына: «У вас не боги, а дерево: нынче тесть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят.., не дам сына своего бесам!... Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы - то зачем совершаете им требы?»5 Разъяренная толпа растерзала и отца, и сына. Эти люди, таким образом, были первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их под святыми именами Феодора и Иоанна.

К сожалению, о верованиях наших предков мы практически ничего не знаем, так как с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, а сами культы, не отраженные в письменных источниках,- забвению. Все что пишется и говориться о славянских верованиях - догадки и предположения, основанные на скудных данных летописей, где приведены поучения против языческих богов. Возможно, поэтому летописцы сознательно рисуют Владимира-язычника только черными красками, чтобы более ярко показать чудотворное воздействие на него христианской веры.

  1. Выбор веры

Культ Перуна утвердился в Киеве, где находилось его главное святилище. Но в других славянских землях он был воспринят, как бог завоевателей. Население упрямо продолжало почитать привычных богов. Старая религия привела к ряду восстаний против варяжских князей. Начав сомневаться в разумности язычества, Владимир стал искать истину в других верах.

Представители соседних народов пытались склонить Владимира каждый в свою веру, чтобы сделать великого князя единоверцем. Согласно летописи, все началось с прибытия посольства волжских булгар к князю Владимиру. Булгары, исповедующие ислам, стали склонять князя к принятию их веры: «Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: « Руси есть веселие пить: не можем без того быть». И отверг предложение булгар.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от Папы, католического патриарха. Великий князь отослал их обратно: «Идите обратно: отцы наши не принимали веры от Папы». Западный вариант христианства был отвергнут из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке.

Соблазняли князя своей верой и евреи из Хазарского каганата. Но задав им резонный вопрос «Где земля ваша?», Владимир получил ответ, что таковой нет. Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»6.

Для окончательного решения, какую веру принять для Руси, государь послал десять благоразумных людей в разные страны.7 Послы видели скудные магометанские храмы « с унылыми молениями и печальными лицами верующих», богослужения католические « с обрядами без всякого величия и красоты». Наконец в константинопольском христианском храме священная важность и таинственность среди богатых одежд духовенства, красоты икон, благоухания фимиама и сладостного пения клироса покорили русских посланников. Им показалось, что «сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется».

С православием - восточным вариантом христианства - славяне были знакомы еще до образования государства. Некоторые из них- воины и купцы, бывшие в Византии,- были крещены.8 В Киеве существовала значительная группа сторонников расширения торговых связей с Византией, опираясь на которых христианство приняла княгиня Ольга-бабушка князя Владимира. «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его» - убеждали Владимира послы.

Кроме того при выборе религии учитывались и политические интересы страны. Иудаизм, который исповедовали хазары и евреи, славяне отвергли из- за ассоциации с разорительными хазарскими набегами. Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей. Западный вариант христианства так же отвергли из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке. В результате долгих раздумий и совещаний с боярами Князь Владимир остановил выбор на православии - христианстве греческого образца.

  1. Крещение князя Владимира и Руси

Русский князь решил принять православие таким образом, чтобы при этом не попасть в зависимость от Византии. Он стремился, чтобы византийцы сами предложили ему креститься. Вскоре появился удобный случай. Императоры Василий II и Константин обратились к Владимиру с просьбой прислать войско для помощи в подавлении восстания полководца Фоки. Владимир поставил условие – выдать ему в жены сестру императоров Анну. Императоры, находясь в крайне затруднительном положении, были вынуждены принять это условие. Владимир прислал 6 тысяч воинов для подавления мятежа. Однако византийцы не спешили выполнять свое обещание. Анна была против замужества. Она знала Владимира как жестокого и невоздержанного человека, ярого приверженца язычества.

Недовольный затягиванием выполнения обещания, в 988 году Владимир осадил византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, через который шел основной поток снабжения Византии хлебом. После долгой осады, перекрыв водопровод, город был взят. Владимир послал сказать императорам Василию и Константину: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столицею вашей то же, что и этому городу». Императорам и Анне пришлось согласиться на брак, но с условием принятия крещения Владимиром: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Как бы уступая их просьбе, Владимир согласился.9

В Херсонесе Владимир крестился, приняв в христианстве имя Василий. Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение князь во время крещения прозрел. Вслед за крещением состоялся брак его с Анной, родившей впоследствии Владимиру сыновей Бориса и Глеба. По возвращении в Киев Владимир крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное крещение Руси было совершено в Киеве 1 августа 988 года.10 Сам великий князь с митрополитом и греческими священниками, прибывшими из Корсуня, присутствовал при крещении. Устремив в радости и восторге взор на небо, Владимир громко произнес молитву: « Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать Тебя, Бога Небесного! Утверди в них веру правую! Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойное Святое Имя Твое…». « В сей великий день,- говорит летописец, - земля и небо ликовали»11. Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и выполнения обряда крещения получали новые имена. Языческие идолы были низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола Перуна привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать человек били истукана палками на поругание бесу, который этим именем прельщал народ.

После крещения киевлян великий князь приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. На их места устанавливались христианские храмы, богослужение, в которых шло по книгам, переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием. Вероятно, ими же была переведена на славянский язык и наша Библия. Сначала готовые церковные книги шли на Русь из Болгарии, а потом, когда и между русскими появились грамотные люди, книги стали переводиться и на Руси. Таким образом, вместе с христианством пришла на Русь и грамотность.

Для ускорения распространения новой веры и просвещения русских великий князь приказал брать детей у состоятельных родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому на Руси за последующие два десятилетия выросло новое поколение людей, ставших проводниками просвещения и христианства в Отчизне. Много стал заботиться Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор народ отовсюду; кормил, поил всех пришедших, а для тех, кто не в состоянии был приходить на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.

Интенсивно занимался Владимир и строительством церквей, для чего из Греции были вызваны «каменосечцы и созидатели палат каменных». А также те, кто раскрашивал новые постройки. В самом Киеве князь построил церковь святого Василия и церковь Богородицы. Так называемую Десятинную, получившую название оттого, что князь назначил на ее содержание и содержание духовенства десятую часть княжеских доходов. Десятинная церковь была построена на том месте, где в 983 году пострадали за христианскую веру отец и сын - святые Феодор и Иоанн.

В результате принятия православия изменилась жизнь не только самого князя, но и народов всего Древнерусского государства. Один из классиков отечественной исторической мысли – Николай Иванович Костомаров в своих трудах пишет: «Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. Этот переворот совершён Владимиром, получившим наименование Святого, человеком великим по своему времени»12.

Заключение

Христианство оказало большое влияние на развитие культуры на Руси: строились храмы, пришла славянская письменность и литература, архитектура и живопись не знали и не знают равных. В наше время практически вся правовая база российского общества строится на христианских началах. Уважение старших, запрет на убийство, отсутствие кровной мести, гуманное отношение к больным и старым, помощь малоимущим и многое другое – всё это плоды цивилизационного выбора, сделанного князем Владимиром в пользу христианства.

Знакомясь с событиями в связи с Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Святой Владимир понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Для безболезненного и успешного крещения своего народа он привлек многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше.

Получается, что приняв христианство самостоятельно и «крестив» Русь равноапостольный князь Владимир оказал большую услугу не только своим современникам, но и нам, потомкам. И, несомненно, мы должны не только помнить и чтить его благодеяние, но и приумножать его, не давая исчезнуть из души русского человека.

В истории России личность великого князя Владимира-Василия Святославовича выделяется на фоне других правителей, благодаря свойственным ему мудрости, доброте, справедливости, заботе об огромном государстве, благоустройстве дел, связанных с недавно возникшей церковью, умелым и дипломатическим подходом к греческому влиянию на русскую церковь, разумным и твердым отношением к соседям, а главное, - милостивому, сердечному и доброму отношению к окружающим людям, в том числе и к бедным и обездоленным.

За эти ярко выделявшиеся черты его характера и за то, что он привел русский народ к свету Христианства, Русская церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного. Народ же за его доброту и ласку прозвал его "Владимир-Красное Солнышко" и складывал про него былины!

Список источников и литературы:

  1. Кулюгин А.И. правители России / Кулюгин А.И. – М.:ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2004.- 461с.

  2. Школьник Ю.К. История России. Полная энциклопедия / Школьник Ю. К. – М.: Эксмо, 2014.-256 с.

  3. Яковлев Л. Всеобщая история религий мира / Яковлев Л. [и д.р.]-М.: Эксмо, 2007.-736с.

  4. 28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Новости. Кирилло-Белозерский монастырь[Электронный ресурс], - http://kirillov-monastyr.ru/today/?ELEMENT_ID=279- статья в интернете

  5. Повесть Временных лет. [Электронный ресурс] / Русская история. Библиотекарь. - http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

  6. Гюнтер Е.А. Актуальность цивилизационного выбора святого князя Владимира в XXI веке [Электронный ресурс]- http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/08/06/aktualnost-tsivilizatsionnogo-vybora-svyatogo-knyazya- статья в интернете

  7. История России кратко. Краткая биография князя Владимира. [Электронный ресурс]- http://historynotes.ru/pravlenie-knyazya-vladimira/- статья в интернете

1 28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Новости. Кирилло-Белозерский монастырь[Электронный ресурс], - http://kirillov-monastyr.ru/today/?ELEMENT_ID=279- статья в интернете (дата обращения: 15.09.2015).

2 Яковлев Л. Всеобщая история религий мира / Яковлев Л. [и д.р.]-М.: Эксмо, 2007.-736с

3 Повесть Временных лет. [Электронный ресурс] / Русская история. Библиотекарь. - http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

4Повесть Временных лет. [Электронный ресурс] / Русская история. Библиотекарь.-http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

5 Там же

6 Повесть Временных лет. [Электронный ресурс] / Русская история. Библиотекарь.-http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

7 Кулюгин А.И. правители России / Кулюгин А.И. – М.:ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2004.- 461с

8 Школьник Ю.К. История России. Полная энциклопедия / Школьник Ю. К. – М.: Эксмо, 2014.-256 с.

9 Кулюгин А.И. правители России / Кулюгин А.И. – М.:ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2004.- 461с

10 Там же.

11 Повесть Временных лет. [Электронный ресурс] / Русская история. Библиотекарь.-http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

12 28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Новости. Кирилло-Белозерский монастырь[Электронный ресурс], - http://kirillov-monastyr.ru/today/?ELEMENT_ID=279- статья в интернете (дата обращения: 15.09.2015).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее