«Осень 2024»

Конспект урока «Образы симфонической музыки»

«Образы симфонической музыки»

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

«Образы симфонической музыки»

Урок музыки в 6 классе

Цель урока:

Через восприятие образного содержания музыкальных произведений способствовать формированию гармонического развития личности

Задачи урока:

Метапредметные

  1. Способствовать развитию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства

  2. Учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека

  3. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства

  4. Способствовать пониманию и различию лирических и драматических образов

Предметные

  1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, образному и ассоциативному мышлению

  2. Способствовать развитию вокально-хоровых навыков

  3. Учить высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

  4. Развивать представление о широких связях музыки и литературы

Личностные

  1. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии и музыке

  2. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребности в общении с музыкой.

Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано

Ход урока

Новый музыкальный жанр, который возник во второй половине 19 века, станет главным предметом нашего внимания. Жанр этот называется «музыкальные иллюстрации».

Слайд 1

Сегодня на уроке будет звучать музыка Г.В. Свиридова. Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998), русский композитор. Жил в городе Курске. В детстве любил играть на балалайке. Играл в оркестре русских народных инструментов. В 1932 году приехал в Санкт-Петербург (Ленинград). Здесь учился в музыкальном техникуме, консерватории. Был учеником Д.Д. Шостаковича. Сочинял песни, романсы, кантаты, вокальные циклы, музыку для кинофильмов. Музыка Г.В. Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

А произведение называется так: «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». События происходят зимой 1811года в русской деревне в доме гостеприимного помещика. У него была дочь Марья Гавриловна. В этой деревне находился в отпуске молодой прапорщик Владимир. Марья Гавриловна и Владимир были влюблены друг в друга. Родители Марьи Гавриловны не одобряли эти отношения, поэтому молодые влюбленные встречались и переписывались тайно. Они решили обвенчаться без согласия родителей. В назначенный день жених и невеста должны были встретиться в церкви соседней деревни для венчания. На улице разыгралась метель. Падал снег и дул сильный ветер. Владимир сбился с пути и приехал совсем в другое место. Марья Гавриловна и Владимир не смогли пожениться….

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова – это взгляд нашего современника на Россию 19 века. Ведь отделяет эти два шедевра русской культуры промежуток времени в 150 лет.

Слайд 2

Музыка иллюстраций состоит из нескольких пьес, написанных для симфонического оркестра.

Слайд 3

Сегодня вы убедитесь в необыкновенных возможностях симфонического оркестра. Музыка Свиридова пронизана разнообразными интонациями и ритмами пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы, бытовых танцах, романсах, маршах, сценах из жизни героев действующих лиц. Открывает цикл пьеса «Тройка»

Слайд 4

-Вспомните имена главных героев повести А. Пушкина «Метель» (ответы)

-Почему Пушкин называет свою повесть «Метель»? (ответы)

-Какие события сопровождает метель?

Слайд 5

Рассказ автора:

…Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутится в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Рассказ Бурмина:

«Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою… . Берега были занесены… Буря не утихала…»

Вспомните, в каком эмоциональном состоянии пребывают главные герои?

Слайд 6

Попробуем смоделировать музыкальный образ этой пьесы. Каков он будет – лирический или драматический?

-Как будет звучать ваша музыка? (ответы)

Слайд 7 (звучание музыки)

После прослушивания беседа о характере образа в музыке, о количестве тем.

Слайд 8

Проигрывание мелодий. Мелодии напоминают русскую народную протяжную песню. Предложить классу пропеть мелодии.

-Всегда ли эти мелодии звучали тихо и протяжно?

-Как звучало вступление?

(громко, зловеще, подвижно, тревожно)

- Что хотел «сообщить» композитор в музыке вступления?

-Какой образ передает музыка?

- Какой принцип развития музыки применяет композитор для достижения драматизма?

Повторное прослушивание

Слайд 9

Следующая музыкальная иллюстрация называется «Романс»

-Что такое романс?

Если вспомнить содержание повести Пушкина, то обнаружим, что там не было сцены, в которой кто-либо исполнял романс. Но в пушкинскую эпоху романс был любимым жанром музицирования. Особенно был популярен романс Н. Зубова на стихи неизвестного автора «Не уходи».

Слайд 10

Исполнение произведения.

Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизится к чувствам современников поэта, композитор пишет свой «Романс» без слов.

Слайд 11

Сравнить нотную запись. Отметить интонационное сходство. Цитирование мелодии, как будто, приближает нас к эпохе в повести А. Пушкина.

Слушание музыки

После прослушивания беседа.

-Что напоминает мелодия?

-Каково направление мелодии?

-Какой образ передает музыка?

-Какой инструмент звучит особенно пронзительно в кульминации?

Слайд 12

-Почему композитор исполнение главной темы в кульминации поручает трубе?

«Романс» в музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова – это воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимира. Мечты о несостоявшемся счастье.

-Какой образ создает композитор? (лирический)

Слайд 13

Труба была инструментом популярным в 19 веке, так как входила в состав духового оркестра.

Слайд 14

В пушкинскую эпоху на придворных балах в домах помещиков и дворян играл духовой оркестр, который исполнял не только танцы, но и военные марши, мелодии из арий и песен.

Слайд 15

«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались. Возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове ОТЕЧЕСТВО…» Так описана победа над армией Наполеона в повести «Метель».

Слайд 16

В Государственном Эрмитаже есть галерея, посвященная героям-победителям. А.С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец» описывает Военную галерею:

«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистью свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил,
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода,
И вечной памятью двенадцатого года…»

Военная галерея 1812 года была торжественно открыта в 1826 году. На церемонии собралось много полководцев, а солдаты прошли торжественным маршем под звуки духового оркестра мимо портретов своих военных начальников. Владимир и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

Слайд 17

Слушание музыки «Военный марш». После прослушивания анализ произведения.

-Какими интонациями насыщена музыка?

- Что роднит две мелодии марша?

- Что различает?

- Какова форма этой пьесы?

- Какой образ передает музыка?

Если трехчастная форма усиливает характер музыки, то какой образ создает композитор?

Сегодня мы убедились, что симфонический оркестр обладает способностью передать самые различные образы: лирические, драматические, эпические.





















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее