СЦЕНАРИЙ
Внеклассного мероприятия «Пушкинский бал» 9б класс
Девушка. Добрый вечер, дорогие друзья!
Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Нам выпала высокая честь быть ведущими Пушкинского бала. Меня зовут ________ , а мою партнершу–________________. (кланяется).
Девушка. Очень приятно видеть вас всех в этом прекрасном зале, на Пушкинском бале!
Юноша:
На нашем блистательном празднике мы рады приветствовать наших почетных гостей – Государыню Императрицу школы № 42… , учителей школы ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Наши аплодисменты несравненным и любимым нашим гостям!
(Фоном спокойная музыка)
Девушка:
XIX век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?
Юноша:
Всмотритесь в эти лица — лица людей, живших в эпоху Пушкина, Лермонтова, Гоголя…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного.
(Показать картины-слайды презентации “Пушкинский бал 2011”)
Девушка:
Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском бале, перелистать поэтический альбом барышни XIX века, насладиться поэзией Пушкина.
Юноша:
Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху XIX века. Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Звучат фанфары.
Девушка:
Бал – это невероятно важное событие в жизни человека 19 века.
Юноша:
Бальный сезон, друзья, начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, с Рождества и до последнего дня масленицы
Юноша:
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи.
чтец:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма
О, эта бешеная младость,
И теснота, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.
Так отзывался о балах А. С. Пушкин.
Юноша:
Бал – это оживленность, свобода и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной , которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества.
Девушка:
Отправляясь в путешествие во времени, мы скажем, что бал в 19веке начинался с полонеза.
Юноша:
Итак, полонез, господа! ТАНЕЦ
Девушка 1 : Ах, этот бал… Девушка1 : Пушкин приехал…
|
Выходит чтец
Чтец:
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала,
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам,
По их пленительным следам.
Летают пламенные взоры
Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам,
Но в городах, по деревням.
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же, их не изменила
Лихая мода, наш тиран
Девушка1 : Пушкин приехал…
Девушка2 : Пушкин…
Девушка3 : Пушкин… Он один?
Девушк4 : Пушкин! Александр!
в бальную залу входит Пушкин
Юноша. Добрый вечер, Александр Сергеевич! Вы не представляете, как я рад встрече с Вами!.
.
ПУШКИН (с видимым удовольствием). Кто вы, милостивый государь? И как случилось, что Вы меня знаете?
Юноша. Помилуйте, Александр Сергеевич, кто в читающей стране не знаком с Вами и творениями
Вашими? Вот сейчас только прочел я две первых песни Онегина, что вышли на днях, и каждый о них толкует по-своему.
ПУШКИН. И как именно, позвольте узнать?
Юноша (улыбаясь). Как обычно, Александр Сергеевич. Одни хвалят, другие бранят. И, однако, все читают.
ПУШКИН. А Вы на чьей стороне в этом споре?
Юноша. Читаешь Ваши строфы – и старая и новая Россия, жизнь во всех ее красках проходит перед глазами … Уже за это одно следует пожать Вам руку, не говоря уже о самой поэзии.
ПУШКИН. Не скрою, мне лестно слышать такой отзыв. (Спохватившись) Но, кажется, Вы о чем-то хотели меня спросить? Спрашивайте, милостивый государь, я с удовольствием отвечу.
Юноша. Вас, верно, часто спрашивают об этом – что же ожидает героев Ваших дальше?… Но пожалуйста, Александр Сергеевич, не отвечайте, если это хоть сколько-нибудь умалит Ваше вдохновение!
ПУШКИН. Нисколько, милостивый государь. Только в этом случае разговор наш будет долгим. Позвольте просить Вас присесть. (Отходят к дивану, садятся.)
Чтец 2
Как англичанин, о погоде
Я разговор начну сейчас.
В моем романе время года
Стояло точно как у нас. (Указывает на окно
Ведь наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
ПУШКИН встает идет в центр зала и произносит слова.
Иные, я знаю, укоряют меня в легкомыслии, и я собираюсь этот упрек оправдать. На днях у меня вышел спор с одним из литераторов, который советовал мне более внимания уделять описанию душевных движений героев, коли я задумал написать роман. (После небольшой паузы).
Я, однако, вовсе не собираюсь этому совету следовать.
У нас теперь не то в предмете:
Давайте мы посмотрим бал,
Куда стремглав в своей карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги вокруг наводят:
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
(Татьяна выходит на середину зала)
Здесь он! здесь Евгений! О боже! что подумал он! Письмо! Мое письмо! (читает) (Татьяна читает свое письмо) Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой...
| Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно... нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное... Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи, Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором! Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю...
|
(Она дрожит.
Хочет уйти, но только повернулась, прямо перед ней Евгений стоит. Остановилась она.
Берет ее за руки и читает)
Онегин: Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья; Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства; Но вас хвалить я не хочу; Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства; Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю. Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единой,- То верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной. Скажу без блесток мадригальных: Нашед мой прежний идеал, Я верно б вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог, И был бы счастлив... сколько мог! Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой.
| Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его. Судите ж вы, какие розы Нам заготовит Гименей И, может быть, на много дней. Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже И днем и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой? Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено. Полюбите вы снова: но... Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет".
|
Вместе уходят со сцены На середину зала выходят Ленский и Ольга
Ленский
Час от часу плененный боле
Красою вашей дорогой,
Сегодня сладостной неволе
Предался полною душой.
Я вечно с ней. В ее покое
Сегодня на балу вдвоем ;
И счастлив я , что лишь с тобою,
Сегодня вечер проведу;
Ольга
Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.
Кружимся в вальсе молодые, уже не чувствуя себя ;
Я рада быть сегодня с вами, но время так бежит стремясь
И танцы, танцы заводные сейчас уж зазвучит он…. вальс
Господа, вальс!
(Исполнение танца «Вальс»)После вальса все пары расходятся. На середину вы ходят Бурмин и Марья Г.
Бурмин: Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она, И должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Мария Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин: В начале 1812 года,– я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» – закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? – сказал мне кто-то; – невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава богу, – сказала эта, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель».
Сцена продолжается.
Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отмщена.
Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
ГОСПОДА, МАЗУРКА!
1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.
2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!
3-я дама -Но кто ж она?
4-я дама -Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.
1-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
2-я дама Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
3-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования
4-я дама Но, слышно, там появилась холера.
1-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.
2-я дама Брак для поэта – это такая проза!
3-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс.Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
4-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали
1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех ,
Без притязаний на успех.
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.
3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
4-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен. Шарман, шарман! Эль этэ фий, эль этэ амурёз.
На середину выходит Наталья Гончарова
Теперь одно мое желанье,
Одна мечта владеет мной.
У ног любимого созданья
Найти и счастье и покой.
Пушкин встает, идет ей на встречу и читает стихотворение
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Походят друг к другу, держатся за руки и Наталья читает
Того не должно отлагать,
Что сердцу сладостно сказать,
Поэт! Обнявшись с красотою,
С душой моею слившись навсегда,
Живи, твори, пари, летай!..
Теперь ты вдвое вдохновлен;
В тебе , во мне все вдохновенья.
Что ж будет новое творенья?
Покажешь: ты дивить рожден!
Все гости под музыку встают, выходят на середину зала.
Юноша:
Время быстротечно. На востоке бледнеет небо. У парадного подъезда ждут кареты. У наших барышень стоптались туфельки.
Девушка:
Кавалеры устали от блеска красоты.
Юноша:
Вот и окончен наш блистательный бал! Пришло время расставания. Благодарим всех за участие в Пушкинском бале.
Девушка:
До свиданья. До новых встреч в следующем году!
…Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал…
А. С. Пушкин.
Идея бала – познакомить учащихся с эпохой, сделав их действующими лицами, научить этикету: уметь здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать, держаться в обществе дам и т.д. Для этого каждый класс (9-11 кл.) должен разучивать вальс, польку, полонез и др., читать книги об известных людях, произведения писателей той эпохи, о том, как проходили балы.
В этот вечер юноши должны быть особенно галантны, а девушки неотразимы. Когда девушка надевает длинное вечернее платье, делает прическу прошлого века, она, сама того не замечая, становится мягче, нежнее, макияж делает более естественный, не слишком яркий, броский.
Еще, нам кажется, юноши чувствуют большую ответственность за бал: это они в основном выступают со стихами, они делают первые шаги к знакомству, приглашают на танец, провожают даму до места. Обычно на балу участвуют не только школьники, но и учителя, родители. Никого не оставляем без роли, без партнера по танцам. Девушки в пышных бальных платьях, с красивыми прическами, с веерами, юноши в черных костюмах, белых рубашках с бабочкой или жабо вместо галстука или в военных мундирах того времени, музыка, восторженные лица, сама атмосфера бала – все это представляет грандиозное по красоте и содержанию зрелище!
Цели:
Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.
Расширение кругозора учащихся, осознанное знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала за счёт введения литературного материала в исторический контекст.
Воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.
Создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно. Эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
Развитие творческих способностей через участие в танцах, театральных постановках ,инсценировании.
Используемые наглядные пособия и презентации:
Участники бала:
Ведущие : _____________________________________________________________
Творческие группы учащихся (чтецы, исполнители):_
Гости бала: директор школы, учителя:________________________________________
Подготовка к балу
Оформление зала: кресла расставлены по периметру актового зала, свечи в подсвечниках, искусственные цветы, маленькие столики, экран для медиапроектора . _______________________________________________________________
Работа звукооператора: подбор музыкального сопровождения с произведениями композиторов XIX века: Штрауса, Чайковского, Моцарта, Глинки ___________________________________________________________________________
Танцмейстер:_______________________________________________________________
Ход мероприятия
Зал празднично оформлен (свечи в подсвечниках, гирлянды цветов (искусственные) небольшие столики, стулья). На сцене экран для презентации.
Звучит музыка : произведения Штрауса , Чайковского , Моцарта , Глинки .
Хозяйка бала и хозяин бала встречают гостей, с которыми раскланиваются и обмениваются любезностями.
Каждый из гостей одет в бальный наряд или в вечернее длинное платье и костюм с белой рубашкой
Звучит музыка.
Бальная пара танцует вальс.
Танцевальная младшая группа исполняет вальс.
Звучат фанфары. Входят ведущая и ведущий.
Приложение 1.
Решение жюри. ФИО______________________________________________________
№ | Название конкурса | ФИО победителя | ||
1 место | 2 место | 3 место | ||
1. | Конкурс старинного рисунка |
|
|
|
2. | Конкурс «Буриме»
|
|
|
|
3. | Конкурс «Дефиле»
|
|
|
|
| ||||
4. | Конкурс номинаций «Царица бала» |
| ||
| «Галантный кавалер»
|
| ||
| «Чистейшей прелести чистейший образец» |
| ||
| «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…» |
|
|
|
| «В ней все гармония, все диво…» |
|
|
|
Конкурс «Буриме»
Сочинить стихотворение с рифмой:
__________________________розы
_________________________слезы
________________________страсть
________________________украсть
Конкурс «Буриме»
Сочинить стихотворение с рифмой:
__________________________розы
_________________________слезы
________________________страсть
________________________украсть
Сочинить стихотворение по предложенной форме.
_________________________________________тебя
________________________________________любя
_______________________________________бросил
________________________________________осень
Конкурс «Буриме» ФИО участника:________________________________________
Сочинить стихотворение по предложенной форме.
_________________________________не совсем
___________________________________ничем
___________________________________томим
___________________________________другим
13