ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина «Русский язык и литература»
Раздел 4. Литература XIX века
Тема 4.12. Философские мотивы лирики Ф.И. Тютчева
2017
Одобрена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №_____от_____________________ Председатель___________________________
Автор: Хританкова Н.Ю.- преподаватель литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методический лист……………………………………………………..4
Выписка из рабочей программы……………………………………….5
Примерная хронокарта занятия………………………………………..6
Исходный материал…………………………………………………….8
Приложение №1 …………………………………………..…………....11
Приложение №2………………………………………………..………12
Приложение №3………………………………………………..………16
Список источников……………………………………………………..22
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Вид занятия – комбинированное занятие.
Продолжительность – 90 мин.
Методы обучения – репродуктивный, с использованием презентации.
Место проведения занятия – аудитория колледжа.
Учебные цели:
- формировать знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
- формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного языка; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
2. Развивающие цели:
- способствовать развитию понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
- формировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
3. Воспитательные цели:
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, чувства ответственности.
Мотивация изучения темы. «Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Лев Толстой. И сам назвал Тютчева. Современники вспоминали о том «изумлении и восторге», с каким Пушкин отзывался о стихах Тютчева. Более ста лет тому назад Н.А. Некрасов назвал лирику Тютчева одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии. «Тютчев может сказать себе, что он... создал речи, которым не суждено умереть», - писал тогда же И.С. Тургенев.
Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Романтическое по своим устремлениям и идеалам, трагическое по мировосприятию, творчество Тютчева стало необходимым связующим звеном между классической поэзией первой половины XIX в. (Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов) и поэзией XX в. Многогранная поэзия Тютчева включает философскую, пейзажную и любовную лирику, политические стихотворения, эпиграммы, переводы.
Достаточно большое количество филологов, критиков-литераторов обращалось к поэзии Ф.И. Тютчева с тем, чтобы проанализировать его творчество, его художественный стиль. Тем не менее, философская лирика Ф.И. Тютчева исследована еще недостаточно хорошо. Этим и объясняется актуальность данной темы.
В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. А также требуется формировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык и литература»
Тема 4.12. Философские мотивы лирики Ф.И. Тютчева
| Содержание учебного материала | 2 |
Углубление понятий о лирике. Композиция лирического стихотворения. Понятие о народности искусства. Стиль как выражение художественной мысли писателя. Основные факты жизни и творчества писателя. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с природой. Стихотворения: «Silentium!», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать», и др. Образная природа словесного искусства. Изобразительно-выразительные возможности русского, родного языка |
| |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся: - работа по учебнику [1, с.303-318, с.318, в.1-3]; - работа с конспектом лекции; - чтение наизусть (выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения); - анализ лирического произведения. | 1 |
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
п/№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение | ||
преподавателя | студентов | ||||||
1 | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- | |
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места. | Журнал, тетради | |
| Поэтическая минутка | 10 | Повторение творчества русских поэтов | Слушает стихи в исполнении студентов, оценивает выразительность чтения | Читают стихи | Журнал группы для выставления оценки, приложение 1. | |
| Мотивационный этап | 1 | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | Методическая разработка занятия | |
| Цели занятия | 1 | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь новую тему | Методическая разработка занятия | |
| Контроль знаний по предыдущей теме | 15 | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Отвечают на вопросы, активизируют познавательную деятельность | Приложение 2. | |
| Изложение исходной информации | 20 | Способствовать формированию знания содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней | Излагает новый материал | Слушают, читают материал в учебнике, записывают | Методическая разработка занятия, презентация (биография писателя) | |
| Выполнение заданий для закрепления нового материала | 35 | Закрепление знаний, чтение текста, формирование представления об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного языка; способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях. | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Находят стихи, выразительно зачитывают, отвечают на вопросы преподавателя. Выступают с выполненными заданиями, зачитывают текст с соблюдением основных правил, слушают другие ответы, вносят коррективы | Приложение 3 | |
| Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 2 | Формирование и закрепление знаний | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения | Записывают задание | - работа по учебнику [1, с.303-318, с.318, в.1-3]; - работа с конспектом лекции; - чтение наизусть (выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения); - анализ лирического произведения. | |
| Подведение итогов | 5 | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Журнал группы |
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Тютчев Федор Иванович
1803 — 1873
Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.
Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.
В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.
В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.
В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.
Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.
В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).
В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.
С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.
В творчестве Тютчева 1860 преобладают политические стихотворения и мелкие — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).
Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.
Философская лирика Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются "предельные основания бытия", общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся "проклятыми", не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Тютчев "последовательно противоречив" в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи "гласят" и "предвещают", родник "шепчет", вершины берез "бредят", море "ходит" и "дышит", поле "отдыхает". С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
Сравним стихотворение Тютчева "От жизни той, что бушевала здесь..." с философской элегией Пушкина "Вновь я посетил...". Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени ("...много переменилось в жизни для меня", "...сам... переменился я"), о величественной неспешности природы ("...кажется, вечор еще бродил я в ЭТИХ рощах"). Но у Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений и связанная с ней идея бессмертия всякой) бытия - и природного, и человеческого: как дерево продолжает себя в других деревьях ("младая роща"" "зеленая семья" теснится близ "устарелых" корней старых сосен), так и человек не умирает в своих потомках. Отсюда философский оптимизм заключительной части стихотворения:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий, поздний возраст…
Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, се равнодушие к духовной жизни людей: "Красуются, шумят, - и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их". Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:
...перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) - один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении "От жизни той, что бушевала здесь..." бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:
Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепомогающей и миротворной бездной,
- с жутковатой иронией ("приветствует") пишет поэт.
В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира ("Весна", "Летний вечер", "Утро в горах", "Нет, моего к тебе пристрастья...", "Зима недаром злится..."). Такова знаменитая "Весенняя гроза", наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как "Видение" (1829), "Бессонница" (1829), "Как океан объемлет шар земной" (1830), "Сои па море" (1833). В "Бессоннице" Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения "часов однообразный бой" осмыслен как "глухие стенания" времени, как его язык, "равно чужой и внятный каждому"; в конце - как "металла голос погребальный". Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим "на краю земли", ощущать свое бытийное одиночество в мире ("...мы... покинуты на нас самих").
"...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены", - говорит Тютчев в стихотворении "Как океан объемлет шар земной". Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре "Последний катаклизм": Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!
Приложение 1
КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ
1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.
2. Безошибочность чтения.
3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса).
4. Эффективное использование мимики и жестов.
Приложение 2
Контроль знаний по предыдущей теме «И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»
1 ВАРИАНТ
1) Гончарова звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Иванович
в) Александр Иванович
г) Иван Александрович
2) Гончаров
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) совершил путешествие на остров Сахалин
г) был сослан на Кавказ в действующую армию
3) Гончарова учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
4) Произведение «Обломов»
а) роман
б) рассказ
в) поэма
г) повесть
5) Какое произведение не принадлежит Гончарову:
а) «Обыкновенная история»
б) «Невский проспект»
в) «Обломов»
г) «Обрыв»
6) Роман «Обломов» был впервые напечатан в
а) 1852
б) 1858
в) 1860
г) 1861
7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана
а) в журнале «Современник»
б) в «Отечественных записках»
в) в журнале «Вестник Европы»
г) в «Литературном сборнике с иллюстрациями»
8) Определите экспозицию романа «Обломов»
а) первые шесть глав
б) первые три главы
в) первые две главы
г) вся первая часть
9) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
г) романтизм
10) Действие романа «Обломов» происходит
а) в Москве
б) в Тульской Губернии
в) в Орловской губернии
г) в Петербурге
11) Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова
а) Андрей Штольц
б) Владимир Ленский
в) Пьер Безухов
г) Акакий Башмачкин
12) Определите сюжетную основу романа «Обломов»
а) история любви Обломова и Агафьи Пшеницыной
б) история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными
в) история любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской
г) описание дружеских отношений Обломова и Штольца
13) Как звали сына Ильи Ильича Обломова
а) Андрей
б) Иван
в) Илья
г) Павел
14) Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу
а) Ольга Ильинская
б) Обломов
в) Штольц
г) Агафья Пшеницына
15) Укажите возраст Обломова в начале романа
а) 25-26
б)32-33
в) 36-37
г) 40-45
16) Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу
а) взаимного исключения
б) сравнения
в) дополнения
г) антитезы
17) К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова
а) «лишний человек»
б) «маленький человек»
в) герой-любовник
г) герой-резонер
18) О каком персонаже идет речь?
«… не старался изменить не только данногоему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства…»
а) Алексеев
б) Тарантьев
в) Захар
г) Волков
19) Кто сказал:
- А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!
а) Штольц
б) Ольга Ильинская
в) Алексеев
г) Захар
20) Эта женщина
«была в зените своей жизни; она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла, или, лучше, ей в голову об этом не приходило. Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой "скорби, гнева и нужды"
а) Ольга Ильинская
б) Агафья Пшеницына
в) тетка Ольги
г) мать Ильи Обломова
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни И. Гончарова:
а) 1814 - 1841
б) 1809 - 1852
в) 1812 - 1891
г) 1799 - 1837
2) В жизни Гончарова
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) был суд с И.С. Тургеневым
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
3) У Гончарова
а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года
б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна
в) матерью была пленная турчанка
г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет
4) «Обломов» был впервые напечатан в
а) 1852
б) 1858
в) 1860
г) 1861
5) Какое произведение не принадлежит Гончарову:
а) «Мертвые души»
б) «Обрыв»
в) «Обломов»
г) «Обыкновенная история»
6) Произведение «Обломов»
а) рассказ
б) поэма
в) роман
г) повесть
7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана в
а) 1847
б) 1852
в) 1856
г) 1857
8) Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа «Обломов»
а) 1 месяц
б) 1 день
в) 2 дня
г) 5 дней
9) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»
а) реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
10) Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
а) Татьяна Ларина
б) Екатерина Сушкова
в) Наташа Ростова
г) Ольга Ильинская
11) На какой улице жил Илья Ильич Обломов в начале романа
а) на Садовой
б) на Гороховой
в) на Выборгской стороне
г) на Лени Голикова
12) Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком
а) отсутствие цели в жизни
б) воспитание и закономерности современной ему жизни
в) бедность
г) болезненное состояние
13) Захар женится на
а) Марье
б) Ольге
в) Агафье
г) Анисье
14) Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы
а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье
б) объяснить происхождение героя
в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя
г) расширить представление о барской жизни
15) Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является
а) трость
б) халат
в) рояль
г) книга
16) К какому сословию принадлежал Штольц
а) разночинцы
б) дворяне
в) купцы
г) мещане
17) Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе
а) Штольц
б) Захар
в) Тарантьев
г) Волков
18) О каком персонаже идет речь?
«Более ничто не напоминало ему барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для него дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие.»
а) Тарантьев
б) Алексеев
в) Волков
г) Захар
19) Кто сказал:
- Снег, снег, снег! - твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. - Все засыпал! – шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.
а) Обломов
б) Штольц
в) Алексеев
г) Борон
20) Эта женщина
«жила в своей новой сфере без видимых порывов и тревог. Она делала то же, что прежде, для всех других, но делала все иначе. Она ехала во французский спектакль, но содержание пьесы получало какую-то связь с ее жизнью; читала книгу, и там были строки с искрами ее ума, кое-где мелькал огонь ее чувств»
а) Агафья Пшеницына
б) тетка Ольги
в) Ольга Ильинская
г) мать Обломова
Ключ к тесту
1 вариант
1-г, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-г, 9-в, 10-г, 11-а, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-в, 19-а, 20-б
2 вариант
1-в, 2-б, 3-г, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-б, 13-г, 14-в, 15-б, 16-а, 17-б, 18-г, 19-а, 20-в
Критерии оценки
0 1 ош. – «5»
2-5-ош. – «4»
6-9 ош. – «3»
10 и более – «2»
Приложение 3
Задания для закрепления знаний
Чтение стихов Ф.И. Тютчева.
БЕССОННИЦА
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг -
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
===========================
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
===============================
ВЕСНА
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Весна... она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака - ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,-
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
=============================
ВИДЕНИЕ
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
==============================
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
==============================
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
===============================
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
===========================
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля...
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я...
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный свет, златые сны?..
Весь день в бездействии глубоком
Весенний, теплый воздух пить,
На небе чистом и высоком
Порою облака следить,
Бродить без дела и без цели
И ненароком, на лету,
Набресть на свежий дух синели
Или на светлую мечту?..
===============================
УТРО В ГОРАХ
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
===============================
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят,- и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
17 августа 1871
«Тени сизые смесились...»
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
===============================
1 ДЕКАБРЯ 1837
Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости...
Прости всему, чем сердце жило,
Что, жизнь твою убив, ее испепелило
В твоей измученной груди!..
Прости... Чрез много, много лет
Ты будешь помнить с содроганьем
Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,
Где вечный блеск и долгий цвет,
Где поздних, бледных роз дыханьем
Декабрьский воздух разогрет.
======================
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
=========================
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
====================
Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье -
Но как я беден перед ней...
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе -
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...
Когда, порой, так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она - твое рожденье -
Твой безыменный херувим,-
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
===============================
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
=============================
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
=========================
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
==========================
Еще земли печален вид
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась:
Душа, душа, спала и ты:
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь:
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
SILENTIUM! (молчание)
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
(1829), начало 1830-х годов
2. Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.
План анализа стихотворения
1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
4. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
5. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
6. Роль звуков в стихотворении.
7. Цвет стихотворения.
8. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
9. Категория пространства (реального и астрального)
10. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
11. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
12. Литературное направление, если можно определить.
13. Значение художественных средств (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
14. Мое восприятие этого стихотворения.
15. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Список использованных источников
Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/ В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 383 с.
Ф. Тютчев [Электронный ресурс] Режим доступа //http://www.tutchev.ru