«Зима 2025»

Методическое пособие. Требование к одежде. Мерки для построения чертежа юбки

Методическое пособие. Требование к одежде. Мерки для построения чертежа юбки

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Воронина Л.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №42»









(в помощь учителю)












Подготовила:

Воронина Л. А.,учитель технологии высшей категории



Нижневартовск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Методические рекомендации 4

Конспект урока 5

Дополнительный материал 3

Литература 21





















Методические рекомендации

Предлагаемое пособие полностью обеспечивает обязательный минимум подготовки школьников по предмету «Технология»» и соответствует обязательному минимуму содержания полного общего образования по предмету, рекомендованному Министерством образования Российской Федерации.Данный конспект урока может быть использован при работе с учебником В.Д.Симоненко.

Такое распределение материала позволяет учителю излагать, а ученикам усваивать материал последовательно, опираясь на знания и умения, полученные ранее.

Данное пособие поможет учителю технологии правильно построить свою деятельность, так как упор в нём сделан на систематичность и методичность изложения материала.

Основные принципы, использованные при построении пособия:

  1. Чёткое разделение материала на основной и дополнительный.

  2. Дифференцированное домашнее задание содержит 3 уровня и позволяет учитывать уровень обученности и обучаемости учащихся. Каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущих.

  3. Дифференцированные задания для контроля усвоения знаний, умений и навыков. Работа в парах или по группам позволяет сформулировать их состав с учётом личностных и психолого- педагогических характеристик.

  4. Наглядность (плакаты, рисунки, схемы, раздаточный материал), позволяющая облегчить усвоение материала.

  5. Оптимальная дидактическая структура урока. Практическое применение полученных знаний, умений, навыков.

  6. Использование информационных объектов на уроке.

  7. Использование домашнего компьютера учащегося.

  8. Межпредметные связи,задачи, тесты, контрольные работы с решениями и ответами.

Конспект урока


Тема урока

Требования к одежде. Мерки для построения чертежа юбки.

Кол-во часов

2

Общеучебные умения и навыки

Выполнение эскизов, записи результатов измерений, чтение чертежей.

Специальные умения и навыки

Выбор ткани, конструкции, снятие мерок, описание модели с учетом стиля. Выбор отделки.

Тип урока

Применение знаний на практике.

Триединая дидактическая цель

Закрепить умения по снятию мерок и определить требованиям предъявляемые к изготовлению швейных изделий.

Совершенствовать эстетическое воспитание с учетом эргономики.

Развивать умение применять имеющиеся знания на практике.

Методы обучения

Наглядный, упражнения по выполнению приемов.

Повторяемый материал

Анатомические знания, особенности фигуры, термины, мерки, антропометрические точки.

Виды и формы контроля знаний

Взаимоконтроль (в парах), опрос, защита модели (эскизов, описаний).

Практическая работа

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Домашнее задание

Оформление данных по изделию. К следующему уроку принести бумагу и чертежные инструменты.


Этапы

урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационная часть

Приветствие.

Получение сведений об отсутствующих. Проверка готовности учащихся к началу урока.


Приветствие.

Дежурный перечисляет отсутствующих.

2

Теоретическая часть.

Мотивационный момент. Роль знаний человека в области истории костюма, современных требований предъявляемых к одежде. Выявление социального опыта в области моды, сведения из истории юбки (ИО №1).

Формулирование темы урока целей и задач.

Составление плана работы на уроке.

Рекомендации по работе с учебником («Технология 6» стр. 38) по вопросу требований предъявляемых к одежде, рекомендации по составлению таблицы (ИО №2).

Определение ассортимента женской одежды («Технология 6» стр.38-39):

- белье,

- легкая одежда,

- верхняя одежда)

Демонстрация различных юбок и определение их фасона с точки зрения силуэта (ИО № 3, 4) и стилей современной моды (ИО № 5).

Рекомендации по выбору цвета изделий в зависимости от смысловой нагрузки. (ИО № 6).

Выявление знаний по снятию мерок для конструирования – построения чертежа, правил по снятию мерок, антропометрических точек. Демонстрация чертежа юбки для его чтения (ИО № 7).

Снятие мерок для построения чертежа юбки. Определение необходимых мерок, прибавок (ИО № 8).

Теоретическое закрепление нового материала в виде контрольных вопросов:

- Для чего необходимо точно снимать мерки с фигуры человека?

- Какие правила необходимо соблюдать при снятии мерок?

- Назовите антропометрические точки фигуры.

- Что при условном обозначении мерок записывают строчными буквами, а что прописными?

Беседа. Ответы на возникающие вопросы в ходе беседы с использованием жизненного опыта.


Работа в тетради. Работа с учебником и составление таблицы. Чтение чертежа юбки.













Вспоминают какие мерки были изучены при изготовлении фартука, требования к снятию мерок. Ответы на вопросы с демонстрацией элементов практической работы.


3

Практическая часть.

Вводный инструктаж. Постановка задачи по работе с инструкционной картой (ИО №…), в парах и составлению таблицы, снятию мерок записи условных обозначений мерок друг друга. Текущий инструктаж в течение практической работы по снятию мерок. Исправление недочетов.

Составляют таблицу, записывают условные обозначения мерок.

Самостоятельная работа в парах по снятию мерок и заполнению таблиц со своими мерками..

4

Заключительная часть.

Проверка результатов практической работы по снятию мерок и оценка работы каждого учащегося.

Подведение итогов. Оценка работы класса.

Анализируют ошибки для предупреждения их в дальнейшем.

Уборка рабочих мест.

5

Домашнее задание.

Выписать из учебника термины и их определения в тетрадь. Принести миллиметровую бумагу и инструменты для построения основы чертежа юбки.

Записывают в тетрадь.

Дополнительный материал

ИО №1

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Мода – совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.

В средневековье необъятной ширины юбки из парчовой ткани, украшенные драгоценностями, были очень дорогими и в то же время тяжелыми. Чтобы женщины могли их носить, придумали для юбки специальный каркас из обручей. Обруч по-испански «вердуго», поэтому такие юбки назывались «вердугадо».

Во Франции дамы также носили подобные юбки, а назывались они «вертюгардами». Кроме применения в конструкции юбки стальных обручей, эффект необъятности бедер достигался специальной набедренной подушкой.

В 17 веке, когда законодателями моды стали французы, они отказались от тяжелых испанских нарядов. Одежда стала более удобной и динамичной, а эффект широких бедер создавался тем, что надевалось сразу несколько юбок, которые украшались многочисленными вышивками, кружевами, воланами.

Причудливая мода делала юбки, но шире, то уже, со шлейфом и без него, на каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, чтобы модница могла проходить в узкие двери или садиться в карету.

К середине прошлого века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный каркас. Проволочные кринолины выпускались в очень больших количествах, а юбка на кринолине стала уже юбкой для всех.К концу 19 века женская одежда упрощена, кринолины уже история.

В наше время в повседневном костюме женщины занимает ансамбль- блуза и юбка. Юбка становиться самостоятельным поясным изделием. Демократизация жизни современного общества раскрепостила моду, сделала её свободной, удобной, практичной, отвечающей условиям жизни.

ИО № 2


Существующие требования к одежде основываются на данных понятиях:

  • эстетика – красота, художественность в оформлении, организации чего-либо.

  • гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты и здоровья.

  • экономика – организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности.

  • эксплуатация – использование для каких-нибудь целей (предмета, человека, изделия и т.д.).




ИО № 3

СИЛУЭТ

- плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды, в котором отражается направление моды.

В одежде силуэт определяется тремя линиями: плеча, талии и низа.


Название силуэта, его изображение

Геометрические характеристики

Характеристика одежды

Рекомендации



1



Прямой



Основные линии силуэта параллельны


Одежда может быть широкой, узкой или вытянутой



Подходит для всех типов фигур

2



Полуприлегающий



Линии плавные, кривые


Одежда может быть короткой или длинной



Подчеркивает фигуру, намечает ее контуры

3



Приталенный




Основные линии пересекаются и имеют форму двух треугольников, касающихся своими вершинами


Расширены плечи, линия низа и заужена талия


Юбка может быть расширена и заужена, лиф – узкий или свободный


4



Трапециевидный




Основные линии силуэта расходятся в разные стороны


Расширение от линии плеча или проймы


Одежда может быть значительно расширена или не очень



Понятие «силуэт» произошло от имени французского художника, автора создания одного из видов искусства, выражающегося в контурном изображении объемных форм.


ИО № 4

ВИДЫ ПОЯСНЫХ ИЗДЕЛИЙ – ЮБОК







































ИО № 5

Стиль – характерный вид, особенность, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в особенных признаках, свойствах художественного оформления изделия.

Различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Выбор одежды должен соответствовать ее назначению. Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе будет выглядеть нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.

Классический стиль характеризуется гармонией функционального и эстетического аспектов в решении делового костюма женщины. Ему присущи подчеркнутая строгость и элегантность форм, минимум деталей. Декор отсутствует, пропорции одежды соответствуют естественным пропорциям фигуры человека. К одежде классического стиля относятся непосредственно костюмы полуприлегающего силуэта. Такая одежда приемлема для людей любого возраста и телосложения, поэтому актуальна при различных направлениях моды. Ткани отличаются строгостью, сдержанностью цветов, геометрической четкостью ткацких переплетений, некрупным печатным рисунком – таким, как классическая «английская» полоска».

История современного классического стиля в женском костюме восходит к английскому костюму второй половины XIX в. Сейчас его называют деловым костюмом. Первый такой костюм был сшит английским портным для принцессы Уэльской, жены будущего короля. Портной скопировал мужской костюм, разделив традиционное платье на двойную юбку и жакет, который надевали на жилет или блузку. Костюм носили с утра до вечера, меняя рубашки с накрахмаленными воротничками, манжетами, кружевами и фигурными швами. Это был первый универсальный костюм. Его можно было найти в гардеробе светской дамы, в шкафу скромной учительницы или жены почтового служащего и даже в сундуке зажиточной крестьянки.

Что касается мужского костюма, то утвердившийся к началу XX в. его формы и конструкции в течении ста лет не претерпели особых изменений. Можно сказать, что в мужской моде утвердилась форма английского классического костюма.

Классический стиль популярен и сейчас благодаря элегантности, строгости линий, благородству используемых тканей и цветов и, главное, стабильность форм.

Спортивный стиль возник в XX в.. Для него характерны свободные формы, обеспечивающие активное движение и в то же время подчеркивающие подтянутость, спортивность фигуры. Особенностями одежды такого стиля являются геометрические линии кроя, крупные накладные карманы, различные складки, шлицы; обилие отделочных строчек. В качестве акцентов используется фурнитура (чаще металлическая). Применяются всевозможные отделки, вставки из трикотажа, кожи. Материалы в основном гладкие, плащевые, мелкоузорчатые. В рисунке ткани широко используются разнообразные полосы, клетки, контрастных и однотонных сочетаний.

Развитие техники, спорта, новых видов транспорта, изменивших темп жизни, - все это требовало создания новых форм и видов одежды. В мужской одежде 1900 года появились широкие, объемные пальто, отделанные строчкой и накладными карманами, куртки свободных форм. Спортивные элементы проникают в женское легкое платье и блузы, отличающиеся обилием отделочных строчек, деталей из других материалов. Членение формы по линии талии создается благодаря использованию поясов, которые свободно завязываются или застегиваются.

Пик спортивного стиля в нашей стране приходится на 80-е годы в связи с проведением Олимпийских Игр в Москве. Костюмы спортивного стиля рекомендуются для работы и отдыха и даже в качестве торжественной одежды. Главными требованиями остаются комфортность, практичность и формы, обеспечивающие максимальную свободу движений.

В современной одежде спортивного стиля используются новые материалы: ткани-стрэйч, мягкие флисы, светящиеся ленты, ткани с эффектом космического блеска.

Такие модные направления, как джинсовый стиль, морской (или яхтенный), сафари, военный, относятся к спортивному стилю.

В романтическом стиле одежда отличается необычными формами и членением силуэта, большим разнообразием и декоративностью деталей, сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружево, гипюр) и обилием причудливых украшений. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и фактур: от старинных кружев и традиционного натурального шелка до ультрасовременных биотканей, рыбьей кожи или металлических пластинок.

Дома моделей создают свой неповторимый стиль, который лишь выявляет безграничные возможности стиля. Костюм в романтическом стиле созданный известными модельерами воспринимается как красивая сказка, хорошо поставленный спектакль. Настроение и характер такой одежды предается через цвет, фактуру материала.

В этом стиле разрабатываются в основном нарядные вечерние туалеты, авангардная одежда. В них могут применяться ручная вышивка, кружевоплетение, авторская роспись ткани, использоваться живые цветы. Это стиль идей, воплощение в костюме роскошных, недосягаемых образов. Женские модели постоянно удивляют новизной формы, яркостью цвет, оригинальным решением отделок.

В мужском костюме стиль проявляется не в покрое и формах, а с помощью отдельных элементов – вышивки, аппликации, применения бархата, атласа, ярких орнаментов, сложных цветовых сочетаний.

Популярные направления стиля изменчивы и быстротечны, как и сама мода. Лучшие модели – настоящие произведения искусства и хранятся в музеях мира.




ИО № 6

Цвет - выразительное средство в одежде.

Цвет сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Цвета несут свою «смысловую нагрузку», но она достаточно условна и неоднозначна. В прежние времена для различного общественного положения, определённых занятий цвет одежд, так же как материал и покрой, определялся властями.

«Цветовые законы» - традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т.д.



Название цвета


Значение цвета


1


Красный


Символ Солнца, огня, крови, жизни, связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же обозначает тревогу, опасность, угрозу жизни.


2


Белый


Символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов.


3


Чёрный


С точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - всё «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

При создании одежды обязательно учитываются свойства цвета.:

- светлые, чистые, тёплые цвета – приближают, увеличивают предмет, но в то же время делают его легче.

- тёмные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.

Ио № 7

Чертеж прямой юбки



ИО № 8

Инструкционная карта

СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ЮБКИ




Название мерки


Обозн


Правила снятия мерки


Изображение

1


Полуобхват талии




Ст


Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.



2


Полуобхват бедер




Сб


Горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц,




5


Длина изделия

(юбки)




Ди


От линии талии до желаемой длины изделия




ПРИБАВКИ

на свободу облегания:

- по линии талии – Пт = 1 см

- по линии бедер – Пб = 3 см


ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК

  • Мерки снимают сантиметровой лентой.

  • При измерении ленту не следует натягивать или ослаблять.

  • Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, с опущенными вниз руками.

  • Мерки снимают прямо поверх нижнего белья или легкой одежды.

  • Измерения выполняют по правой стороне фигуры.

  • Линию талии предварительно опоясывают тесьмой, резинкой или шнурком, так чтобы она легла по самому узкому месту туловища.

  • Сначала снимают мерки со стороны переда, начиная с обхватных, а затем со стороны спины.

ВНИМАНИЕ!

  • Мерки длины записывают полностью.

  • Мерки обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на половину фигуры.

  • Все величины записываются в сантиметрах.



Размерные признаки (мерки)

обозначаются сокращенно следующими буквами:

О – обхваты;

С – полуобхваты;

Ш – ширины;

В – высоты;

Д – длины, расстояния.

Литература



1. Махмутова Х.И. «Конструируем, моделируем, шьем». Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.: ил.

2. Салярия Д., Морли Ж.. «Одежда для работы и отдыха», М.: Просвещение, 1998. – 95 с.: ил.

3. Каштанов Ю. «Русский костюм», Москва, 2005г.

25



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее