«Зима 2025»

«Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития»

Цели: дать определения мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла.

Задачи:

Обучающие: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом;

Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ПЛАН

проведения урока по

Музыке

(наименование учебной дисциплины)

с 8 классом



Тема: №23. Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития



Цели: дать определения мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла.



Задачи:

Обучающие: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом;

Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).



Ход урока:

I. Рассказ учителя о жанре мюзикла.

- В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах.

- Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? Чем он отличается от оперетты? На эти вопросы мы ответим на этом уроке.

Мюзикл - это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореогра­фического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач не­сложными для восприятия художественными средствами.

Миsical – мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Миsical сомеdу (музыкальная комедия) и Миsical р1ау (музыкальная пьеса, музыкальное представление).

Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, бурлески, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемствен­ности с опереттой.

Характерные особенности мюзикла:

- широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

- ведущая роль музыки эстрадного плана;

- равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматур­гии спектакля;

- в основе - литературные произведения, завоевавшие шир0' кую популярность и доказавшие свою художественную полноценность;

- стремление к содержательности, высокой идейности, глуби1*

Разновидности мюзиклов:

Мюзикл-опера — разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров. Например, «Шербургские зонтики» М. Леграна, «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина, мультфильм «Бременские музыканты» Г. Гладкова.

Мюзикл-оперетта — жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла. Например, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Роджерса и т. д.

Мюзикл-драма — жанр опирается на разговорный диалог. Например, «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, муз. К. Вейля.

Мюзикл-обозрение — эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом: К/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского.

Различия:

Мюзикл

Оперетта

1. Театральная форма, где музыка является одним из средств музыкально-сценического действия наряду с хорео­графией, пластикой, постановочными эффектами.

1. Выдержанная музыкальная форма с ансамблями и финалами, лейтмотивами и элементами симфонического развития.

2. Главное - литературный, материал.

2. Главное - музыка, высокие вокальные требования к певцам.

3. Высокий литературный уровень (Т. Плавт, У. Шекспир, М. Сервантес и т. д.), интересная проблематика, оригинальные характеры.

3.-

4. Обращается к аудитории языком бытовой и эстрадной музыки

4. Развернутые многоэпизодные финалы актов

5. Хореограф — второй постановщик, иногда главный

5. Балетные сцены дивертисментного типа, роль второстепенная

6. Большое внимание пластике

6. Интенсивное использование вокала



Традиционный взгляд на мюзикл как на искусство развлекательное не исключает того, что это искусство служит своеобразным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания, мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

- Мы обращаемся сегодня к мюзиклу Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Немного о композиторе.

П. Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»

Леонард Бернстайн (1918-1990). Американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный деятель, педагог. Закончил Гарвардский университет и музыкальный институт Кёртис (Филадельфия). Ученик У. Пистона (композиция), Ф. Рейнера и С. А. Кусевицкого (дирижирование). Ассистент дирижёра (1943-1944), дирижёр (1957-1958), главный дирижёр (1958-1969) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-1948). Выступал в концертах как дирижёр и одновременно исполнитель фортепианной партии в собственных и классических оркестровых сочинениях. Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор клас­сической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Выступал в Венской опере (поставил «Фальстафа» и свою оперу «Тихое место», 1986). Среди записей «Сомнамбула» (солисты Каллас, Валетти, Модести, Муtо, «Кармен» (в заглавной партии Хорн), «Фиделио» (солисты Яновиц, Колло, М. Юнгвирт, Сотин, Попп, Фишер-Дискау). Широко известны его мюзиклы, в том числе «Вестсайдская история» (1957, Нью-Йорк). Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народных песен. В своих сочинениях Бернстайн использует разнообразные музыкальные средства - уличные песенки, рок-н-ролл (например, в «Мессе», 1971). Среди сочинений: оперы «Волнения на Таити» (1952, Уолтем), «Тихое место» (1986, Вена), оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк), балеты, 3 симфонии, вокальные циклы.

Бернстайн пришел к смелой мысли - взять за основу либретто трагедии «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современную Америку. Место действия - Нью-Йорк, точнее, его западные окраины (Вест-сайд), населенные бедняками. Конкурирующие молодежные группировки «Ракеты», куда входят «тинэйджеры» - уроженцы Нью-Йорка, и «Акулы», объединившие пуэрториканцев из семей бедных иммигрантов с острова Пуэрто-Рико. Пара влюбленных связана с этими группировками, что делает их любовь обреченной. Юноша (Тони) хочет положить конец вражде, но тщетно. К тому же он убивает брата возлюбленной (Марии) (как в трагедии У. Шекспира) — одна из кульминаций трагедии.

Слушание: «Ария Тони», «Мария».

- Сравните со сценой схватки.

Слушание: «Сцена драки».

Человеческий голос - оркестр, богато развитая импровизированная мелодия своеобразно претворяет интонационно взволнованную речь.

Сцена схватки - господство стихии, ритмовозвышенной лирики, излагаемые судорожным движением.

Великолепны танцы в постановке Джерома Роббинса, некая комбинация балета, акробатики и джаза. Он превратил драку в балетный бой - притом, что драка остается дракой.

- Как называется прием сочинения музыки, используемый композитором? (Введение в музыкальную ткань конкретной музыки.)

- Перечислите черты, подтверждающие принадлежность этого произведения к жанру мюзикла.

Слушание: «Ария Марии».

Итог. Тема трагической любви продолжает волновать и художников и слушателей. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и высокой трагедии делают этот мюзикл нестареющим образцом высокого искусства.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало рождению нового жанра-жанра мюзикла.



Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия: слуховая наглядность, портрет.

Музыкальный материал: Л. Бернстайн (1918-1990) «Вестсайдская история» (слушание).















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее