«Зима 2025»

Народные промыслы, изделия изготовленные из войлока, шерсти.

Тема: Народные промыслы, изделия изготовленные из войлока, шерсти.

Класс:10

Время работы:

Цель: 1.Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей.

2.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. 3.Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность. 4.Познакомить учащихся с народными промыслами родного края

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: лекция, беседа, практическая работа.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок № 12__________

Тема: Народные промыслы, изделия изготовленные из войлока, шерсти.

Класс:10

Время работы:

Цель: 1.Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей.

2.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. 3.Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность. 4.Познакомить учащихся с народными промыслами родного края


Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: лекция, беседа, практическая работа.

.

Ход урока:

  1. организационный момент: 1-2м.

  2. мотивационный этап: 2-3м.

  3. сообщение темы и цели урока: 1-2м.

  4. этап актуализации знаний: 5-7м.

  5. изучение нового материала: 25-30м.

  6. применение нового знания в трудовом задании:

сообщение трудового задания: 1-2м.

Проверка домашнего задания

II. Изложение программного материала.


«Эта особенная степная культура — писал Гумилев, имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран. Причина, конечно, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи, а в том, что остатки их материальной культуры — войлок, кожа, дерево и меха — сохраняются хуже». Шкуры и кожа являлись древнейшими материалами для изготовления одежды, на что обращали внимание еще и античные авторы. У казахов свежеснятую шкуру обычно просушивают в развернутом виде, затем смазывают ащыайраном — перебродившим кислым молоком, смешанным с мукой, свертывают мездрой внутрь на 2—3 дня, после чего промывают и кладут в соленую воду. Продержав в таком состоянии некоторое время, шкуру высушивают вновь и соскабливают мездру ножом. Разминают кожу вручную, подвергают дублению и окраске натуральными красителями. Цвет выделанных кож был желтым, темно-малиновым, оранжевым, бордовым, в зависимости от свойств применяемых в качестве красителя корней растений.

В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока — их древнее достояние, связанное с подвижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали ее пол, утепляли стены. Из него делали абдрекап — чехлы для сундуков, аяк-кап — настенные сумы для посуды, кебенек — войлочные плащи, кал-пак — войлочные шляпы, бай-пак — войлочные чулки, жабу — попоны, терлик, токым — подстилки, тебенга — потники боковые для седла и другие изделия. Наиболее традиционными для казахского кошмоваляния изделиями являются: кииз — войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды; текемет — кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечиями рук; сырмак, сырдамал — полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока; сырдак — полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями; тускииз — ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот. Некоторые виды одежды, головных уборов, как сказано выше, казахи шили также из войлока, на изготовление которого преимущественно шла белая шерсть. Для этого шерсть тщательно очищали и взбивали палочками — сабау, специально нарезанными для этой цели из тамариска, таволги или других степных кустарников, затем из нее валяли тонкий войлок.

Для придания ему идеальной белизны мокрую шерсть посыпали мелом. Для казахского прикладного искусства характерен и такой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия — степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получают великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами — шым ши (жез ши — на юге Казахстана) обкладывались решетчатые стены юрты — кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке — горизонтальных станках изделий типа алашы, баскуров — ковровых полос, тангыша, бау — ковровых лент, шекпена — домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение. В казахских коврах как безворсовые, так и ворсовых присутствует довольно несложная кайма — кирган, коршау (дословно — бордюры), с разделительными полосами — су (дословно — вода), обрамляющими центральное поле ковра — кёл (кол, дословно — озеро), где обычно один и тот же геометрического или растительного типа рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые принято называть «розеткой», повторяется строгим порядком несколько раз. Розетки центрального поля ковров в отдельных регионах Казахстана называются по-разному: кумбез (купол), тобе (окружность) — в присырдарьинских степях, табак (блюдце), жулдыз (звезда) — на юге Казахстана, тур (узор) — в Сары-Арке, ою (орнамент) — в Семиречье и т. д. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни насельников степей. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры — алаша, ковры паласного типа алты ауыл клем, арабы, адай клем и др.

Практика развития безворсового ковроткачества в этих регионах продолжается в принципе по сей день. Ворсовые же ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали и ткут в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Возможно, это обусловлено оседлым и полуоседлым образом жизни в прошлом значительной части населения этих мест. Немаловажную роль в развитии этого вида ремесла сыграли, очевидно, имевшие место в прошлом прямые контакты с районами развитого ковроделия, в частности, с Ираном, Восточным Туркестаном. На такую возможность указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра калыклем, название которого происходит от персидского «галы» — ковер. А нарицательное «клем», означающее по-казахски ковер, по-видимому, также заимствовано у персов, которые именуют так паласные изделия. Калыклем в прошлом был наиболее распространенным типом среди ворсовых ковров казахов. Композиция его традиционно составлялась из размещенных строгими рядами одинаковых розеток и сложной многополосной каймы. Он был главным предметом в приданом невесты, дарообмене среди населения, служил знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслуживавшим всеобщее уважение, использовался в качестве приза на наиболее значительных конных скачках — байге. Преподнесением калыклема нередко искупали вину за причиненное зло, обиду. Позднее калыклемом стали называться различные с многополосной каймой ворсовые ковры высокого качества. Но само название ковра постепенно вышло из употребления, уступив место нарицательному «клем». Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения.

Но в то же время в ворсовом ковре гуль кумбезди («цветочный») граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием кумбез (купол), жулдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной. В коврах паласного типа тыкыр клем, таз клем орнаментальные рисунки могут располагаться произвольно и в секциях, разделенных полосами, заполненными зигзагами. А в композициях таких паласных ковров, как арабы, адай клем, алты ауыл клем, напротив, рисунки центрального поля отличаются отточенностью и строгостью. В дореволюционном Казахстане, как известно, не было района, пользовавшегося репутацией ковропроизводящего центра, работавшего на рынок, если не считать район города Туркестана, где, по словам старожилов, кустари безуспешно пытались наладить артельное ковроткачество. Отсутствие товарного коврового производства было обусловлено низким уровнем товарно-денежных отношений в казахских степях, где ковры выносились на продажу исключительно при нужде и крайней необходимости. Это обстоятельство не позволяет нам выделить какого-либо исторического центра этого ремесла. Но все же мы можем попытаться классифицировать тканые ковры, прежде всего, по местам производства их первоначальных образцов, например, джетысу — семиреченский, торгай тури — тургайский; родоплеменной принадлежности: конырат клем — коныратовский, адай клем — адаевский, керей улги - кереевский, наймам нуска — наймановский; рисункам центрального поля: шугыла (луч), гуль кумбезди — цветочный, торкоз клем — секционный и т. д. Такая классификация правомерна еще и потому, что поражающая взор декоративная орнаментация ковров достигалась за счет соблюдения его давно сформулированного рисунка.

Казахские мастерицы, как известно, подчиняя своему замыслу тот или иной рисунок, всегда подчеркнуто следовали сложившимся на протяжении веков композиционным приемам, стараясь использовать вариации исходного элемента — узора. Кроме собственно безворсовых и ворсовых ковров, к ковровым изделиям можно отнести также так называемые акбаскуры — тканые полосы с ворсовыми рисунками на гладком белом фоне, декорирующие стык цилиндрической части юрты — кереге с куполом. Они располагаются фризом внутри юрты под войлоком по всему ее периметру, от восьми до пятнадцати метров длиной и от тридцати до сорока сантиметров шириной в зависимости от ее размера. Узоры, включенные в раппортную систему по всей длине акбаскура, представляют собой законченную композицию. А сходные по функции, но безворсовые, с одним и тем же по центру рисунком кошкараты (дословно — узор, именуемый бараном), тканые полосы, называются просто баскурами. В прошлом в обиходе были и так называемые биз кесте, туе кесте, туе клем - ковры настенные, вышитые тамбуром по бархату, замше, тонкому сукну. Их некоторые современные исследователи путают почему-то с нарицательным тускиизом — настенным войлочным полотнищем. Композиции таких ковров состоят из широкой каймы, обрамленной полосами, при этом центральное поле, нижняя половина зеркала квадрата оставляются не вышитыми, ибо туе кесте, туе клем были функционально коврами прикроватными, нижняя часть которых всегда прикрывалась постельными принадлежностями. Уникальные образцы таких полотнищ хранятся в Центральном госмузее Казахстана, музее архитектурного комплекса мавзолея-мечети Ахмеда Ясави в г. Туркестане, Государственном музее искусств. В композиции этих ковров присутствуют мотивы древа жизни, листьев, бутонов.

III. Практическая часть.

Ответить на вопросы


Заключительная часть.

Подвожу итоги работы на этом уроке.

Уборка рабочих мест и помещения мастерской


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее