«Весна — лето 2024»

Наши ровесники - герои произведений Крапивина

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Наши  ровесники – герои  книг Владислава Крапивина

Наши ровесники – герои книг Владислава Крапивина

    «Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь».                                                                        В. Крапивин

    «Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь».                                                                        В. Крапивин

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры  в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх.

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх.

После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла»

После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла»

Устав «Каравеллы» 5. Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня. 6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам. 7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги .

Устав «Каравеллы»

5. Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.

6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.

7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги .

  • 6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам. 7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги .
Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь ») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками.

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь ») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер
  • Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер
«Мальчик со шпагой»  1972-1974

«Мальчик со шпагой» 1972-1974

«Колыбельная для брата» 1978 год 1982 год

«Колыбельная для брата»

1978 год

1982 год

Дед и Митька Маус

Дед и Митька Маус

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети- «койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Любимые герои Крапивина — это дети- «койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

«Выстрел с Монитора»

«Выстрел с Монитора»

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя:

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя:

«Оранжевый портрет с крапинками»

«Оранжевый портрет с крапинками»

«Самолёт по имени Серёжка»

«Самолёт по имени Серёжка»

«Дырчатая луна»

«Дырчатая луна»

«Кораблики»

«Кораблики»

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

В 2000—2001 годах издательство « Центрполиграф » опубликовало 30-томное собрание сочинений В «творческий багаж» писателя входят Шесть сборников рассказов Сорок повестей и романов Двадцать фантастических повестей и романов Четыре сборника сказок Пятнадцать экранизированных произведений Более десяти литературных премий Известный писатель Сергей Лукьяненко признался, что некоторые свои повести написал под влиянием творчества Владислава Петровича

В 2000—2001 годах издательство « Центрполиграф » опубликовало 30-томное собрание сочинений

  • В «творческий багаж» писателя входят
  • Шесть сборников рассказов
  • Сорок повестей и романов
  • Двадцать фантастических повестей и романов
  • Четыре сборника сказок
  • Пятнадцать экранизированных произведений
  • Более десяти литературных премий

Известный писатель Сергей Лукьяненко признался, что некоторые свои повести написал под влиянием творчества Владислава Петровича

  • В 2016 г. имя Krapivin присвоено астероиду № 407243
2013 год – премия Президента РФ за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения
  • 2013 год – премия Президента РФ за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее