«Осень 2024»

Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования

Рабочая программа для специальности 07.02.01 "Архитектура"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




СОГЛАСОВАНО

Директор

ООО «Научно – производственная фирма «Урал – М»

В. И. Мельчаков

«27» 08. 2018 г.







УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

от «27» 08. 2018 г. № 246






Рабочая программа профессионального модуля


ПМ.01 Проектирование объектов архитектурной среды

МДК. 01.02.Объемно-пространгственная композиция с элементами макетирования


для профессии среднего профессионального образования

07.02.01 Архитектура

очная форма обучения




СОГЛАСОВАНО

Методическим советом колледжа

Протокол от «27» 08. 2018 г. № 1


РЕКОМЕНДОВАНО

Цикловой комиссией

ОПОП Архитектурно-строительного профиля и земельно-имущественных отношений


Протокол от «26» 08 2018 г. № 1




РАЗРАБОТЧИК

Д. С. Южикова,

преподаватель


2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК


3


  1. СТРУКТУРА и содержание МДК

5

  1. условия реализации МДК

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения МДК

14



1. паспорт ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

МДК.01.02. «Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования»

1.1. Область применения программы МДК.

Программа междисциплинарного курса профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07.02.01. «Архитектура»

1.2. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к междисциплинарному курсу профессионального модуля ПМ 01. Проектирование объектов архитектурной среды.

1.3. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК:

В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:

- выполнять в макете все виды композиции;

В результате освоения МДК обучающийся должен знать:

- принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;

- приемы нахождения точных пропорций.

Архитектор (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Архитектор (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения;

ПК 1.2. Участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта;

ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося 60 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

2.1. Объем МДК и виды учебной работы

Сокращение

Вид учебной работы

Объем часов

ООЧ

Общий объем часов (сумма АР1+СР2), в том числе:

180

АР

аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО3+ПЗ4+ЛР5+КР6+ИП7+КП8+ПА9):

120

ТО

теоретическое обучение (урок, лекция)

20

КР

контрольные работы

0

ПЗ

практические занятия (в том числе семинары)

70

ЛР

лабораторные работы

0

ИП

индивидуальный проект

0

КП

курсовой проект (работа)

30

ПА

промежуточная аттестация в форме

экзамена в 3 семестре

дифференцированный зачет в 4 семестре


0

2

СР

самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем)

60




2.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса «Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования» профессионального модуля ПМ 01. Проектирование объектов архитектурной среды.



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ

88


Тема 1.1. Основные свойства объемно-пространственных форм


Объёмно-пространственная композиция как модель архитектурного творчества, в обобщённом виде раскрывающая основные композиционные задачи, средства и методы создания архитектурных форм. Связь данной дисциплины с другими дисциплинами

Композиция на плоскости. Понятие о композиции, метр и ритм как основа построения объёмно-пространственной композиции, согласованность и соподчинённость композиционных элементов. Понятие о пропорции. Возможности композиционного решения листа бумаги с помощью ограниченного числа плоских элементов, фронтальность плоского листа, верх и низ композиции (т.е. ориентация композиции по отношению к зрителю)

Общее понятие о таких средствах гармонизации формы как пропорции и отношения; симметрия-асимметрия; метр и ритм; контраст, нюанс, тождество; размер, масштаб; комбинаторика

2

1 - 2


Практические занятия

8



Практическое занятие №1. Создать плоскостную композицию из линий с применением геометрических сеток, с выделением одного или нескольких центров

Практическая работа №2. Создать плоскостную композицию из плоских фигур

Практическое занятие № 3. Передать в материале различные фактуры, рельефа, пластики поверхности

Практическое занятие № 4. Расчленить фронтальную поверхность прямолинейным геометрическим орнаментом и криволинейным орнаментом

2 - 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.1.

4


Тема 1.2. Метроритмические

закономерности


Метр и ритм. Как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Виды метрических и ритмических рядов. Гармонизация на основе простых и сложных метрических и ритмических рядов.

2

1 -2

Практические занятия

8


Практическое занятие № 5. Создать простой ритмический ряд из сложных элементов (геометрических фигур, орнамента и т.д. – по выбору)

Практическое занятие № 6. Создать ритмический ряд из одинаковых элементов с разными интервалами

Практическое занятие № 7. Изобразить влияние на ритм различных по массивности элементов

Практическая работа №8. Выполнить из простых геометрических тел возрастающий и убывающий ритм (в объеме)

2 - 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить развёртки и склеить объёмы: «куб», «цилиндр», призма и т. д.,

Закончить выполнение практической работы

6


Тема 1. 3. Тектонические системы

Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм. Виды тектонических систем в архитектуре: стеновая, стоечно-балочная, сводчатая и другие

2


Практические занятия

6


Практическое занятие № 9. Освоить влияние тектонической схемы на архитектурный образ на приведенных примерах

Практическое занятие № 10. Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы на примере архитектурных решений зданий различного назначения

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение эскизов, построение объемов и склеивание форм, необходимых для изучения темы.

6


Тема 1. 4. Пропорции в архитектуре и виды пропорциональных отношений.

Пропорции и отношения, как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Отношения как простой вид соразмерности. Простые и иррациональные отношения. Примеры существования золотой пропорции в природе, в архитектуре, дизайне, «Золотое сечение»

2

1

Практическое занятие

4


Практическое занятие № 11. Выполнить композиционный анализ памятника архитектуры (по выбору) с точки зрения средства организации элементов в единую устойчивую систему

2 - 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение, по примерной тематике:

  • Роль золотого сечения в формообразовании;

  • Примеры природных и искусственных фор;

  • Пропорции и отношения;

  • «Золотое сечение» в архитектуре

6


Тема 1. 5. Понятие о масштабности в архитектуре

Приёмы и средства выражения масштаба. Понятие масштаб, масштабность. Основные приемы корректировки масштаба формы. Композиционный масштаб. Масштаб как гармонизационное средство построения композиции

2



Практические занятия

4


Практическое занятие №12. Выполнить сравнительный анализ выражения масштаба архитектурного сооружения.

Практическое занятие № 13.Выполнить простейшие геометрические фигуры в плоскостной и вертикальной полосе из простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг)

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.6.

4


Тема 1. 6. Тождество. Нюанс. Контраст


Контраст, нюанс и тождество, как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Понятие тождество как схожесть, одинаковость элементов по всем их композиционным характеристикам. Нюанс как слабо выраженное отличие и контраст как резкое отличие элементов по всем композиционным признакам: размеру, цвету, пластике, фактуре, текстуре и другим показателям

2

1

Практические занятия

2


Практическая работа № 14. Выполнить ритмический ряд, построенный последовательным изменением массивности элементов простого метрического ряда.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.6.

4


Тема 1. 7. . Виды симметрии и другие композиционные приемы.


Симметрия – асимметрия, дисимметрия, антисимметрия как средство организации элементов в единую устойчивую композиционную систему. Виды симметрии: зеркальная, осевая, лучевая, симметрия переносов.

2

1

Практические занятия

8


Практическая работа № 15 Выполнение вариантного моделирования по параметрам (динамичная асимметрия - статичная симметрия, геометрический нюанс - живописный контраст, живописная динамика - геометрическая статика и т.д.)

Практическая работа № 16 Выполнение геометрического орнамента в графике Практическая работа № 17 Выполнить симметричные композиции на основе зеркальной cимметрии.

Практическая работа № 18 Выполнить асимметричную композицию состоящую из модульных элементов, имеющих единое рельефно-пластическое решение

2 - 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.7.

4


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

56


Тема 2. 1. Фронтальная композиция

Выявление фронтальной поверхности. Понятие о средствах гармонизации формы фронтальной композиции – пропорции; отношения; симметрия-асимметрия; метр; ритм; контраст, нюанс, тождество; размер, масштаб; комбинаторика. Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения.

2

1

Практическое занятие

8


Практическая работа № 19. Выполнить фронтальную композицию из простых геометрических элементов.

Практическая работа № 20. Создать фронтальную композицию с выявлением поверхности (с помощью вертикальных и горизонтальных членений, фактуры, пропорциональных отношений

Практическая работа № 21. Создать фронтальную композицию, используя пластическое решение оптимальной степени выраженности.

Практическая работа № 22.Разработать двухстороннюю композицию

2-3


Самостоятельная работа обучающихся: по теме 2.1.

Закончить выполнение практических работ №№ 7-10

4


Тема 2. 2. Фронтальная композиция. Приёмы и средства построения

Роль фронтальной композиции, в построении объемной композиции. Приемы и средства построения. Этапы соответствующие реальному процессу проектирования.

-

1

Практическое занятие

8


Практическое занятие № 23. Выполнить решение фасада архитектурного памятника в виде фронтальной композиции

Практическое занятие № 24 Пластическое выявление объёма с использованием метроритмических, пластических, пропорциональных закономерностей.

2 -3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.2.

2


Тема 2. 3. Объемная композиция. Выявления объёмной формы

Три наиболее характерных типа объемной композиции. Приемы и средства построения. Этапы соответствующие реальному процессу проектирования.

2


Практическое занятие

6


Практическая работа № 25. Выполнить внутренне решение простой геометрической формы: цилиндр, куб, конус, призма и др.

Практическое занятие № 26 Выполнить построение врезанных фигур с помощью разверток.

2 - 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.3.

10


Тема 2. 4. Объёмно-пространственная

композиция и ее трансформация

Трансформация геометрических формы в пространстве. Виды и типы построения.


1

Практические занятия

10


Практическая работа № 27. Выполнить объемную композицию. Трансформация куба в архитектуре.

Практическая работа № 28. Трансформация геометрической формы куба.

Практические работы № 29. Разработать сложную объёмную форму и её внутреннее решение

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.4.

10


2.5. Объемно-пространственная композиция жилого дома

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

30


Изучить и освоить, принципы архитектурно - конструктивного решения сооружений и общие принципы проектирования жилых домов– как элемента жилой застройки;

Выполнить клаузур жилого дома;

Разработать размерное соотношение макета к проекту (масштаб макета);

Выполнить развертку стен (колонн) на плотном картоне и подмакетник;

Разработать и выполнить развертку крыши;

Выполнить склейку основы макета (стены, колонны), выполнить развертку стен (колонн);

Выполнить оклейку основы, выполненной разверткой;

Выполнить склейку крыши и оклеить ее;

Разработать и выполнить детализацию проекта.

Склеить все части конструкции вместе и приклеить к подмакетнику.

(работа не посредственно связана с ПМ.01 Проектирование объектов архитектурной среды, МДК.01.03. Начальное архитектурное проектирование)


8


2

4

2

2


4

2

2

2

2




180 (120/20/70/30)


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации МДК

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование кабинета и лаборатории, рабочих мест кабинета и лаборатории :

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по предмету ОПК;

  • ПК с лицензионным программным обеспечением, пакетом графических программ;

  • мультимедиапроектор;

  • чертежные инструменты;

  • для работы над макетами необходимы следующие расходные материалы:

  • пенопласт разной толщины;

  • тонкий цветной пластик;

  • клей ПВА, «Титан»;

  • цветная бумага;

  • картон;

  • чертежная бумага;

  • для работы с бумагой и картоном требуются на каждого обучающегося, следующие инструменты:

  • канцелярский нож;

  • ножницы;

  • рейсшина ;

  • доска из фанеры или другого материала, для вырезания на ней деталей макета;

  • линейки металлические;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Объемно-пространственная композиция / под ред. А. В. Степанова. -М. : Стройиздат,2012.

  2. Стасюк, Н. Г. Основы архитектурной композиции / Н. Г. Стасюк, Т. Ю.

Киселева, И. Г. Орлова. - М. : Архитектура - С, 2010.

  1. Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. -М. : Архитектура - С, 2011.

  2. Черчение. Макетирование. Рисунок: учебное пособие. - М. : МархИ,2012.

  3. Алонов Ю.Г., Мелодинский Д.А. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре: учебник . - М.: 2015.

Интернет-ресурсы:

Библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. http://www .horeca.artpeople.ru/services/design /

  2. http://barnay-stoyka.ru/dizain-kafe-i-restorana.html

  3. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=370221

  4. http://www.salon.by/russian_interior.shtml

  5. http://www.newizv.ru/expo/news/2008-03-19/86721/

  6. http://ikido.ru/svetovojj-dizajjn/704-garmonija-sveta.html

Дополнительные источники:

  1. Раппопорт, А. Г. Форма в архитектуре / А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов -М., 1990.

  2. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. – М.: Издательство литературы по строительству, 1968.

  3. Мардасов Н.Д., Е.И. Пугач. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. – М.: Стройиздат, 1980

4. Молчанов В. М.Теоретические основы проектирования жилых зданий : учеб. пособие для студ. архит. спец. вузов / Молчанов В. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 240 с. : ил. - (Учебные пособия). - ISBN 5-222-03796-7 [Гриф]: 210-00.

5. Устин В. Б. Композиция в дизайне (основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве). МГАЛП, 1997.

6. Беляков В.П., Глинкин В.А. Цвет в архитектуре городов Крайнего Севера. – Л.,С.Петербургский университет, 2000г.

4. Контроль и оценка результатов освоения МДК Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения



- выполнять в макете все виды композиции


Практические занятия и практические работы по

Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. -

Основные виды композиции

Практическое занятие № 23. Выполнить решение фасада архитектурного памятника в виде фронтальной композиции

Практическое занятие №24 Пластическое выявление объёма с использованием метроритмических, пластических, пропорциональных закономерностей

Практическая работа № 25. Выполнить внутренне решение простой геометрической формы: цилиндр, куб, конус, призма и др.

Практическое занятие №26. Выполнить рабочий макет объёмной формы, выполнить элементы чистового макета и подмакетника.

Практическая работа № 27. Выполнить объемную композицию. Трансформация куба в архитектуре.

Практическая работа № 28. Трансформация геометрической формы куба.

Практические работы № 29. Разработать сложную объемную рому и ее внутреннее решение

Экзамен, курсовой проект

знания



- принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;


Практические занятия и практические работы по Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. -

Основные виды композиции

Практическое занятие №1. Создать плоскостную композицию из линий с применением геометрических сеток, с выделением одного или нескольких центров

Практическая работа №2. Создать плоскостную композицию из плоских фигур

Практическое занятие № 3. Передать в материале различные фактуры, рельефа, пластики поверхности

Практическое занятие № 4. Расчленить фронтальную поверхность прямолинейным геометрическим орнаментом и криволинейным орнаментом

Практическое занятие № 5. Создать простой ритмический ряд из сложных элементов (геометрических фигур, орнамента и т.д. – по выбору)

Практическое занятие № 6. Создать ритмический ряд из одинаковых элементов с разными интервалами

Практическое занятие № 7. Изобразить влияние на ритм различных по массивности элементов

Практическая работа №8. Выполнить из простых геометрических тел возрастающий и убывающий ритм (в объеме)

Практическое занятие № 9. Освоить влияние тектонической схемы на архитектурный образ на приведенных примерах

Экзамен, курсовой проект

- приемы нахождения точных пропорций


Практические занятия и практические работы по Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. -

Основные виды композиции

Практическое занятие № 10. Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы на примере архитектурных решений зданий различного назначения

Практическая работа № 14. Выполнить ритмический ряд, построенный последовательным изменением массивности элементов простого метрического ряда

Практическая работа № 15 Выполнение вариантного моделирования по параметрам (динамичная асимметрия - статичная симметрия, геометрический нюанс - живописный контраст, живописная динамика - геометрическая статика и т.д.)

Практическая работа № 16 Выполнение геометрического орнамента в графике Практическая работа № 17 Выполнить симметричные композиции на основе зеркальной симметрии.

Практическая работа № 18. Выполнить асимметричную композицию состоящую из модульных элементов, имеющих единое рельефно-пластическое решение

Практическая работа № 19. Выполнить фронтальную композицию из простых геометрических элементов.

Практическая работа № 20. Создать фронтальную композицию с выявлением поверхности (с помощью вертикальных и горизонтальных членений, фактуры. Практическая работа № 21. Создать фронтальную композицию, используя пластическое решение оптимальной степени выраженности.

Практическая работа № 22.Разработать двухстороннюю композицию

Экзамен, курсовой проект


1 АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).

2 СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).

3 ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).

4 ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).

5 ЛР – лабораторная работа.

6 КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).

7 ИП – индивидуальный проект.

8 КП – курсовой проект (работа).

9 ПА – промежуточная аттестация.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее