«Весна — лето 2024»

Образы и стилевые особенности вальсов Чайковского и Шопена

Знакомство об эпохе романтизма в искусстве, сравнение стилей написания музыки Чайковского и Шопена. К уроку есть технологическая карта.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Романтические образы в творчестве Ф. Шопена и Ф. Шуберта» 7 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос; воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф. Шопена, через восприятие музыки Ф. Шуберта; развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи»; вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков; развивать исследовательские навыки.

Задачи:

Обучающие: знать об эпохе романтизма в искусстве, о музыке польского композитора Ф. Шопена, понимать закрепление имеющихся знаний, уметь высказываться о прослушанных произведениях.

Развивающие: развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков коллективного исполнения музыкальных произведений.

Воспитывающие: воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.

Форма и тип урока: Комбинированный урок по сообщению нового учебного материала

Эпиграф (художественно-педагогическая идея):

«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…» (Л. Толстой)

Оборудование: портреты композиторов-романтиков; выставка книг о жизни и творчестве

Ф. Шуберта и Ф. Шопена; компьютер, интерактивная доска, фортепиано, презентация.


п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Этап 2.

2.

Снятие физического напряжения.

Этап 5. Динамическая пауза

3.

Блиц-опрос.

Этап 6. Первичное закрепление материала.

4.

Индивидуальное домашнее задание.

Этап 8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Технологическая карта урока

19

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.






Приветствует учеников.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные.

II.Актуализация знаний.






Мотивация к учебной деятельности.

Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.


III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.





Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Работа над понятием «романтизм».


Ответы на вопросы учителя.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы.


IV. Усвоение новых знаний.

Сообщение новых знаний, привитие любви к музыке.

Узнают об эпохе романтизма, композиторах-романтиках.

Познавательные: усвоение нового материала.

V.Динамическая пауза.






Учитель предлагает подвигаться в ритме вальса.

Ученики двигаются в ритме вальса.

Двигательная энергетическая активность.

VI. Проверка понимания учащимися нового материала

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.


Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: логическая цепь рассуждений.

VII.Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни «Звездопад»

А. Н. Пахмутовой.

Ученики исполняют песню.

Развитие дыхательных и певческих навыков.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию.


Записывают задание.

Индивидуальный выбор учащихся.

IX. Подведение итогов урока.

Выставляет оценки с комментированием.

Слушают учителя.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Добрый день, вам, добрый день!

Всем работать нам не лень..

20

Добрым будь, щедрым будь

И с искусством в добрый путь!

Эмоционально – психологический настрой на урок.

Учитель: Я снова рада встрече с вами. Мне не терпится поделиться знаниями о музыке, и услышать ваши впечатления. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного. Мы отправимся в путешествие, в мир прекрасного.

II.Актуализация знаний.

Учитель: сегодня вы узнаете об эпохе романтизма в искусстве, узнаете о композиторах-романтиках, научитесь различать этот стиль, сможете выявить отличительные признаки романтизма.

III.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: давайте попробуем ответить на вопрос: что такое стиль? (ответы детей)

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей (слайд 1).

- Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).

- Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)

- В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.

Запишите в тетради понятие "романтизм".

IV.Усвоение новых знаний.

(Слайд № 2). «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое». Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.

После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства. Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни (слайды 3-4). Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.

Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада (слайд 5).

Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка (слайд 6).

Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения.

В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, Ф. Шуберта и многих других композитов, и, конечно же, Фредерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться (слайды 7-9).

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

21

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

И гения дыханье.

Звучит «Вальс №6».

Учитель: Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?

- Какое настроение передает музыка?

- Как она построена?

- Каков музыкальный образ?

(ответы детей)

Учитель: легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение. Несмотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.

Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.

Звучит «Вальс №7» си-минор.

Учитель: какая частица жизни заключена в этом произведении?

- Каково его построение?

(ответы детей)

Учитель: произведение строится необычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?

Дети: лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.

Учитель: кого можно представить, слушая это произведение?

Дети: человека – мечтателя, человека – романтика.

Учитель: это мужской или женский образ?

Дети: скорее, женский.

Учитель: интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела (слайд 10).

(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена).

Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.

Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.

- Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).

- Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта (слайд 11).

22

- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.

Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти (слайд 12).

Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония"№ 8.

- Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

V. Динамическая пауза.

Учитель: Устали? Встаньте, расслабьтесь. Предлагаю вам подвигаться в ритме вальса.

Молодцы! Продолжим наш урок.

VI.Проверка понимания учащимися нового материала.

Учитель: назовите основные признаки и приемы романтизма, как стиля и течения в русской и западной литературе.

- Когда возник этот стиль?

- С какими характерными чертами романтизма мы познакомились на уроке?

- Назовите композиторов-романтиков.

VII.Вокально-хоровая работа.

Учитель: с музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня А. Н. Пахмутовой «Звездопад», с которой мы знакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним ее.

(Исполнение 1 куплета песни, разученного на прошлом уроке)

Чем отличается характер 3 и 4 куплетов от первых двух?

(Вокально-хоровая работа над песней)

VIII.Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Учитель: каким вы представляете себе человека – романтика? «Нарисуйте» его словесный портрет.

IX.Подведение итогов урока.

Учитель: вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы очень плодотворно работали. Спасибо за активность.

Выставление оценок.

23



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее