«Весна — лето 2024»

«Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на гитаре»

Разработка открытого занятия для гитаристов

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки








Разработка открытого занятия

на тему: 

«Основные функции аппликатуры. 
Смена позиций при игре на гитаре»









Педагог дополнительного образования Плавский М. С.

МБОУ ДО Дом детского творчества










г. Новый Уренгой

2016 - 2017г.

Цель открытого занятия: Развитие способности грамотно использовать аппликатурные приемы и выстраивать позицию пальцев при игре на инструменте.
Тема занятия: Основные функции аппликатуры. 
Смена позиций при игре на гитаре.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основными функциями аппликатуры, аппликатурными приемами;

- техническое освоение смены позиций в гаммах и упражнениях на инструменте;
- освоение основных правил смены позиций на примере музыкальных произведений в практических заданиях.

Развивающие:
- развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
- дать возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике.

Воспитательные:
- воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям;

- воспитание внимания, умения слушать и слышать музыку;
- воспитание культуры общения и взаимоподдержки.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- сравнение, анализ, обобщение;

- по характеру деятельности – словесный и практический;

- метод эмоциональной драматургии;

- по назначению и дидактическим задачам – формирование умений

и навыков, приобретение знаний.


Применяемые технологии:

- личностно-ориентированная;

- общего развития;

- здоровьесберегающая.

Тип занятия: занятие-практика
Оборудование и материалы, необходимые для занятия:
- ноутбук;
- пульт для нот;

- музыкальные инструмент - гитара
- медиатор.


Используемый на занятии музыкальный материал:

1. Упражнения
2. Гамма До-мажор
3. В. Шаинский "В траве сидел кузнечик"
4. Р.Н.П. «Во поле берёза стояла»
5. Р.Н.П. «Во кузнице»

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2. Постановка цели и задач занятия.

3. Понятие "Аппликатуры".

4. Работа над упражнениями и гаммой До-мажор.

5. Применение аппликатуры на музыкальном материале ( "В траве

сидел кузнечик", "Во поле берёза стояла", "Во кузнице").

6. Подведение итога.



Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.

3. Понятие "Аппликатуры"

Педагог: Ребята, кто из вас знает, что такое "Аппликатура"? Аппликатура (лат. - прикладываю, прижимаю) – способ переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения.

Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Необходимо изучить редакционные и авторские указания. Но не следует слепо заучивать все то, что написано в нотах. Встречается неудачная и неудобная аппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха.

В своей педагогической практике я использую аппликатурные принципы: гибкость, изменчивость, вариантность аппликатуры, в связи с характером, стилем данного автора; принцип физического удобства аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями.

4. Упражнения на смену позиций.
Педагог: Все знают, что такое позиция? 

Дети: Положение левой руки на инструменте.

Педагог: Совершенно верно!

Педагог демонстрирует каждое упражнение (играет на инструменте). Воспитанники повторяют упражнения за педагогом. Работа ведется по фразам и предложениям, затем по частям. Чётко работает слуховой контроль. Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении.

Педагог: Ребята, для чего необходимо использование позиций?
Обучающиеся: Чтобы добиться более певучего звучания мелодии.
Педагог: Хорошо, сейчас переходим к исполнению гаммы До-мажор в 2 октавы, хроматической гаммы. При смене позиций перемещение руки по грифу должно осуществляться беззвучно.
Аппликатуру всегда необходимо согласовывать со штрихами.


Домашнее задание: отрабатывать технику смены позиций типовой аппликатурой. 

5. Применение аппликатуры на музыкальном материале .

Работа над песней В. Шаинского "В траве сидел кузнечик".
Исполнение композиции.

Работа над аппликатурой.
Игра с аккомпанементом.
Работа над р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Работа над сменами позиций.
 
Игра в медленном темпе, соблюдая аппликатуру.
Игра в темпе с аккомпанементом.

Работа над р.н.п. «Во кузнице».

Работа над сменами позиций. 
Игра в медленном темпе, соблюдая аппликатуру.
Игра в темпе с аккомпанементом.

Педагог: Основные принципы аппликатуры на разных этапах обучения освоены. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности – это важнейший и основной аппликатурный принцип.

Таким образом, обучающимся доводится до сведения, что хорошая аппликатура - серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.

Домашнее задание: отрабатывать технику смены позиций типовой аппликатурой на упражнениях и гамме, играть в медленном темпе, считая вслух все песни. 

6. Подведение итога открытого занятия.

Самостоятельная оценка обучающихся о выполнении цели и задач занятия. Анализ результатов прошедшего занятия совместно с педагогом. Дальнейшие перспективы работы.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее