«Весна — лето 2024»

«Отражение народных промыслов в текстильных наборах для кухни»

Творческий проект по технологии.

Такие науки, как музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство могут служить источником вдохновения при выполнении творческих проектов. Каждая наука изучает раздел «Народные промыслы».

Еще с начальной школы нам знакомы виды росписи : гжель и хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, жостово и полховско- майданская роспись и другие. Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени Героя Советского Союза З.И.Парфеновой»

города Алатыря Чувашской Республики


«Отражение народных промыслов

в текстильных наборах для кухни»



Творческий проект



Выполнила:

ученица 7 «Б» класса

Коновалова Дарья Ивановна

Руководитель:

Тряпичкина Ольга Евгеньевна

учитель технологии







г. Алатырь

2018 год


Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретическая часть:

    1. Из истории возникновения и характеристики народных промыслов России.

    2. Банк идей, эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование.

Глава 2. Технологическая часть:

2.1. Дизайн-анализ.

2.2. Выбор материалов и оборудования.

2.3. Технологическая карта.

Глава 3. Эколого-экономическая часть:

3.1. Экологическое обоснование.

3.2. Экономическое обоснование.

Заключение

Список литературы.

Приложения.

Реклама.

Работы отражающие народные промыслы.



























Введение.

Такие науки, как музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство могут служить источником вдохновения при выполнении творческих проектов. Каждая наука изучает раздел «Народные промыслы».

Еще с начальной школы нам знакомы виды росписи : гжель и хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, жостово и полховско- майданская роспись и другие. Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Используя полученную, информацию и собрав новую, можно создать оригинальные вещи, отображающие культуру России.

Появилось желание разработать изделие, отображающее культуру России, а наборы для кухни станут актуальными подарками к Дню Матери.

Цель работы. Изготовить наборы для кухни, отражающие культуру России.

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию по теме проекта.

  2. Разработать наборы для кухни.

  3. Изготовить изделия, согласно технологической последовательности.


Глава 1. Теоретическая часть:


    1. История возникновения и характеристики народных промыслов в России.


Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России.

Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!









Таблица 1.1

Наименование народного промысла

Краткая история возникновения

Отличительная характеристика промысла

Наглядная информация

Гжель

Раменский р-н МО. Расцвет! Фабрики и частное производство. Синее на белом. Ныне помимо росписи керамики, роспись и на дереве



Хохлома

Поволжье, Нижегородская область. Ныне 2 центра: Семенов и Семино. Фабрики, частное. Школа росписи. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону


Городец

Городец, Нижегородская обл.
Ныне без места. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери


Филимоновская игрушка

Филимоново, Тульская область. Музей, только частное производство. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.


Дымковская игрушка

Дымково, Кировская область. В упадке. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Палехская миниатюра

Село Палех Ивановской области. Центр иконописи. Фабрика и училище, но вообще в упадке. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом


Жостово

Дер. Жостово, Мытищинский р-н МО.
Есть фабрика. На подъеме, хотя недавно еще была в упадке. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами



Существуют и другие народные промыслы, которые уходят вглубь веков, и этому искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитые народные промыслы набирают новые силы.


    1. Банк идей. Выбор оптимальных идей и их обоснование.


Анализ самых узнаваемых промыслов в России и в других странах проводился с учетом потребительского сувенирного рынка . Также рейтинг самых популярных и узнаваемых народных промыслов выстроился в результате опроса обучающихся МБОУ «СОШ№7». Было установлено, что самые узнаваемые и известные это: роспись гжель и роспись хохлома.

 

Рисунок 1.1 – Гжель     Рисунок 1.2 - Хохлома

Преимущественными в росписи гжель остаются цвета: белый, синий, голубой, в росписи хохлома: черный, золотой (желтый), красный, зеленый.

 Рисунок 1.3 – Цветовая гамма «Гжель» Рисунок 1.4 – Цветовая гамма «Хохлома»

Наборы для кухни отражающие народные промыслы представлены разными предприятиями России по выпуску текстильной продукции и также просматриваются в коллекциях одежды отечественных дизайнеров: Славы Зайцева и Валентина Юдашкина.

 Рисунок 1.5 – Коллекция Славы Зайцева 2017года «Великая Россия»

Рисунок 1.6 – Продукция фабрика «ИВАНОВО-ТЕКСТИЛЬ»

  Пытаясь найти творческий источник, обратили внимание что наборы для кухни могут состоять из двух предметов (Н-р: фартук и полотенце), из трех предметов (Н-р: прихватка, фартук, грелка на чайник).

Рисунок 1.7 – Наборы для кухни из текстиля

Так родилась идея – разработать и создать текстильные наборы для кухни, отражающий народные промыслы «гжель» и «хохлома», состоящие из фартука, прихватки и грелки на чайник. Тему народных промыслов решила раскрыть с помощью подбора текстиля с рисунком «гжель» и «хохлома».


Глава 2. Технологическая часть:

2.1. Представление эскизов.

  Проведенный анализ показал большое разнообразие вариантов наборов для кухни из текстильных материалов, а значит к ним предъявляются следущие требования.

Требования к будущему изделию.

  1. Доступная технология изготовления.

  2. Доступные материалы, инструменты, малые затраты на труд.

  3. Изделие должно быть экономичным.

  4. Изделие должно быть экологичным.

  5. Изделие должно иметь практическую значимость.


Создан ряд эскизов и выбраны оптимальные идеи. Именно в данных моделях присутствуют желаемые детали. (Таблица 1.2).

Таблица 1.2

Описание изделия «фартук»

Фартук – очень удобная в домашнем хозяйстве вещь! Издревле этот предмет одежды использовали не только в утилитарных целях, но и как украшение.

Эскиз

Прототип

Модель №1

Фартук состоит из основной детали, нагрудника, между собой соединяются поясом. Бретели отделаны оборкой. Открытые срезы обрабатываются бейкой.

см.Приложение 3.1



Модель №2

Цельнокроеная основная деталь, верхняя часть фартука оформлена накладными дополнительными деталями и оборкой. Нижняя часть фартука овальной формы, по краю оборка, открытые срезы обработаны бейкой.

см.Приложение 3.2



Описание изделия «прихватка»

Прихватка – это предмет необходимый при приготовлении блюд, служит украшением интерьера кухни

Модель №1



Прихватка «Рукавичка»

Состоит из трех деталей, 1 деталь утеплитель, открытый край обрабатывается бейкой

см.Приложение 3.3


Описание изделия «Грелка на чайник»

Грелка на чайник незаменимый помощник на кухне, является украшением интерьера.

Модель №2



Грелка на чайник «Баба», состоит из четырех основных деталей, платье – юбка «солнце», накладные рукава, лицо, головной убор.

см.Приложение 3.4



2.2. Выбор материалов и инструментов.

При выборе материалов руководствовались требованиями к будущему изделию. Ткань должна быть воздухопроницаемой, плотной, с пониженной сминаемостью, с определенным рисунком «гжель», «хохлома». При выборе материалов ассортимент оказался недостаточным, при покупке руководствовались не требованиями, а ассортиментом предложенных товаров. Это – бязь и поплин, исходя из характеристик эта ткань нам подходит, имеет только один недостаток, у поплина высокая сминаемость.


Характеристика материалов

Таблица 1.3

Название

Преимущества

Бязь

Бязь – хлопчатобумажная ткань, при производстве которой применяется самое простое переплетение — полотняное. Поверхность материи получается одинаковой с обеих сторон, ровной и матовой. Экологичная, гипоаллергенная, износостойкая ткань отлично подходит для изготовления постельных принадлежностей и столового белья, детской и женской одежды, пеленок для новорожденных, мужских сорочек.

Поплин

Поплин – это материал полотняного плетения, известный уже более 5 столетий. Сначала его делали только из натурального сырья. Сейчас поплин ткут из разнообразных волокон. Главная характеристика ткани – тип плетения с определенным соотношением толщины нитей утка и основы – остается неизменной. Материал используют для пошива одежды, постельного белья, штор, предметов домашнего текстиля.


Инструменты для изготовления наборов: ножницы, швейная машина, ручная игла, утюг.

Техника безопасности при ручных работах, работе на швейной машине, влажно-тепловых работах. (см.Приложение 1.1.)

2.3. Технология изготовления.

1 этап. Конструирование изделия.

Построение базовой выкройки и лекала.

Чертеж базовый выкройки (см. Приложение 2.1)

Результат моделирования, раскладка деталей (см. Приложение 2.2)

Раскрой.


Таблица 1.4

Последовательность операций

Эскиз

Используемые инструменты и материалы

Модель №1 Фартук «Хохлома»

1

Обработать нижний, боковые срезы, оборки для нагрудника косой бейкой

Ручная игла, нитки, швейная машина

2

Сформировать оборку и притачать к нагруднику

Ручная игла, швейная машина, нитки

3

Верхний край изделия обработать притачным поясом

Ручная игла, швейная машина, нитки

4

Соединить основную часть с нагрудником

Ручная игла, швейная машина, нитки


Модель №2 Фартук «Гжель»

1

Нижний край оборки обрабатываем вподгибку с закрытым срезом

Ручная игла, швейная машина, нитки

2

Сформировать оборку и притачать к закругленной основной части фартука и дополнительным частям

Ручная игла, швейная машина, нитки

3

Верхний часть основной части обрабатываем косой бейкой

Ручная игла, швейная машина, нитки

4

Соединить основную часть фартука с дополнительными

Ручная игла, швейная машина, нитки

5

ВТО

Утюг

Модель №3 Прихватка «гжель» и «хохлома» (изготовление по одной технологической карте)

1

Сметать и стачать две основных детали и утеплитель

Ручная игла, швейная машина, нитки, булавки

2

Нижний срез третьей основной детали обработать косой бейкой

3

Соединить все детали вместе, стачать и край обработать косой бейкой

Модель №4 Грелка «гжель» и «хохлома» (изготовление по одной технологической карте)

1

Сметать и стачать две основных детали и утеплитель (4 штуки), стачать между собой. Получаем конусообразную основную часть грелки

Ручная игла, швейная машина, нитки, булавки

2

Нижний край юбки солнца обработать косой бейкой и кружевом


3

В технике «скульптурный текстиль» формируем лицо и руки

Ручная игла, нитки

4

Соединить все детали ручными строчками

Ручная игла, нитки


Глава 3. Эколого-экономическая часть:

3.1. Экологическое обоснование

Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. Сейчас много различных материалов, которые приносят вред организму и окружающей среде. Наборы для кухни изготовлены из натуральной ткани – сырьем для получения, которой служит волокно хлопка.

Изготовление изделий на швейной машине – это экологически чистое производство, так как:

1. Не загрязняется атмосфера.

2. Нет выбросов вредных веществ для здоровья человека.

3. Практически безотходное производство.

Дальнейшее практическое употребление не принесет вреда, все используемые материалы натуральные, не впитывали в себя вредных веществ. Их можно закрепить знаком «экологически чистый материал».

Рисунок 1.8 – Знак «Экологически чистый материал»

    1. Экономическое обоснование

Расчет себестоимости изделия
Таблица 1.5

№ п/п

Наименование

используемых

материалов

Цена

( руб.)

Расход

материалов

на изделие

Затраты на

материалы

(руб.)

1.

Бязь

120 рублей

1м. 20 см.

144 р.00 к.

2.

Поплин

120 рублей

1м. 20 см.

144 р.00 к.

3.

Нитки (белые, синие, желтые)

22

3 катушки

66 р.00к.

4.

Бейка желтая

4 рубля

3 м

12 р.00 к.

5.

Бейка белая

4 рубля

3 м

12 р.00 к.

Материалы: капрон, фалофайвер, кружево, утеплитель переработан из старых вещей

Итого:

378.00


Косвенные затраты на электроэнергию:

Время пользования электричеством (t), стоимость 1 кВт\ч (а) – 3,23руб.

Сумма косв. затрат (Рм*tм+Рэ*tэ+Ру*tу)*а = (0.06 кВт*10ч.+ 0,075 кВт*4+0,7 кВт*2)* 3,23 руб. за кВт/ч=21,96 руб. Таким образом, на электроэнергию потрачено примерно 22 рубля. Итого: сумма прямых затрат +косвенные затраты + оплата труда. 378 руб.+ 22 руб. +1000 руб.= 1400 руб. Своей работой осталась довольна, выполнение данного проекта считаю экономически выгодным и целесообразным.

Заключение.

Новизны в проекте «Отражение народных промыслов в текстильных наборах для кухни» не прослеживается. Конструктивное решение заимствовано из истории «Фартука» (модели передников 50-60х годов), «Прихватки», «Грелки на чайник».

Велика практическая значимость данной работы:

  1. Наборы будут использованы по назначению, при приготовлении пищи, подарок к предстоящему празднику День Матери, украшение интерьера кухни.

  2. Дизайнерское решение «Отражение народных промыслов» достигнуто с помощью подбора текстильных материалов, проанализирована и систематизирована информация о видах народных промыслов в России.

  3. Работа выполнена самостоятельно с опорой на помощь учителя, получены новые знания, закреплены навыки в материаловедении, конструировании, моделировании, ручных работах, работе на швейной машине, технике безопасности.

Проект получился экономичным и экологичным. При выполнении проекта возникали трудности, а именно неровные швы на швейной машине.




Список литературы

  1. Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Методическое пособие / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, А.А. Карачёв, О.В. Будникова, Н.Б. Рыкова, С.Э. Маркуцкая, И.Г. Андреева М.: Дрофа, 2013. – 156 с. 181

  2. Г.М. Гусейнов, В.В. Композиция костюма [Текст]: Учебное пособие / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.

Перечень Интернет- ресурсов

1. Библиофонд. Электронная библиотека [сайт]. URL: http://www.bibliofond.ru/

2. Библиотекарь. Ру. Электронная библиотека. Коллекция журналов Бурда-моден с 1987 г на русском языке [сайт]. URL: http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

3. История мировых искусств [сайт]. URL: http://art-history.ru/

4. Искусство - Культура и искусство. Анализ сайтов [сайт]. URL: http://www.worldarthistory.com/

5. История изобразительного искусства [сайт]. URL: http://www.arthistory.ru/

9. Ренесанс Академия [сайт]: URL: http://renessans-acad.ru/

10. Термины и понятия в искусстве [сайт]. URL: http://www.artdrawing.ru/

Учебно-методические материалы

1. Теория моды. Одежда .Тело. Культура / Fashion theory The Journal of Dress, Воdy, Culture.[Электронный ресурс] - Издательство Конглига-Медиа [сайт]. URL http://www.nlobooks.ru/tm

2. International textiles №04/03 10/14. [Электронный ресурс] / Издательство Конглига-Медиа [сайт]. URL: conliga.ru publications/intextiles
















Приложение 1.1

Правила техники безопасности.

При выполнении ручных работ:

1. Следует быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела. Рассеянность на работе может привести к несчастным случаям;

2. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы детали изделия и инструменты. Те из них, которые при работе берут правой рукой, должны располагаться на правой стороне стола, а те, которые берут левой рукой, - слева;

3. Расстояние от глаз работающего до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. Оно регулируется как при ручной, так и при машинной работе опусканием или подъемом сидения винтового стула. Ноги следует ставить на подставку;

4. Не следует разбрасывать по мастерской пустые бобины и катушки, работать изогнутыми иглами;

5. Необходимо следить за чистотой рабочего места.

При выполнении машинных работ:

1. Необходимо помнить, что неправильное положение рук во время работы на машине может привести к прокалыванию пальцев иглой;

2. Запрещается работать без резинового коврика на педали;

3. Не следует наклоняться близко к машине во избежание попадания волос под движущиеся части машины;

4. Необходимо следить за тем, чтобы детали кроя и инструменты не соприкасались с движущимися частями машины;

5. Чистку, смазку машины и замену иглы производить только при выключенном электродвигателе;

6. Ножницы и другой инструмент хранить в специально отведенном месте.

При выполнении утюжильных работ:

1. Необходимо заправку водой резервуара для пара производить при выключенном утюге;

2.Во время работы следить за нагревом утюга. В случае перегрева выключить утюг и охладить его, проводя им по влажному проутюжильнику;

3. Следить затем, чтобы во время работы шнур не касался утюга. По окончании работ надо выключить утюг и убрать рабочее место.









ДАРЬЯ

89176736903

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ВАШИХ

БЛИЗКИХ, ЛЮБИМЫХ И РОДНЫХ



МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС

РЕКЛАМА

Приложение 4.1.

 

 

 

 




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее