«Весна — лето 2024»

"Пластическое интонирование как один из способов активизации музыкального восприятия младшими школьниками на уроках музыки"

Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений, на основе жизненных прообразов музыкального искусства и прежде всего, собственной речи и движения. На освоение способов «активного слушания» в педагогике направлен метод «пластического интонирования». Пластическое интонирование создает условия для «проживания» учащимися музыкального образа, при, котором жест, движение, пластика становятся формой эмоционального выражения содержания и обобщают эмоциональное состояние.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Пластическое интонирование как один из способов активизации музыкального восприятия младшими школьниками на уроках музыки»

Музыка - искусство эмоционально-образное. Эмоциональная сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. Раскрывая специфику музыки, Б. В. Асафьев подчеркивал, что: «…музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (с пантомимой) тела человеческого. Любой музыкально-пластический знак или интонация - это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца…».[1] Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений, на основе жизненных прообразов музыкального искусства и прежде всего, собственной речи и движения. Слушание и «слышание» музыки относится к музыкальному восприятию, осознанию, пониманию услышанного. В педагогической практике возникает проблема: как научить детей осознанно слушать музыку, понимать ее содержание, как выявить особенности восприятия музыки детьми, определить, что дети при этом слышат, переживают, о чем думают? На освоение способов «активного слушания» в педагогике направлен метод «пластического интонирования». Пластическое интонирование создает условия для «проживания» учащимися музыкального образа, при, котором жест, движение, пластика становятся формой эмоционального выражения содержания и обобщают эмоциональное состояние. Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую» и «проговариваемую» руками основную мысль музыкального произведения. Обобщающие движения учащихся способны выразить душевное состояние, отраженное в музыке. Движения могут быть нисходящего направления руки до имитации игры на музыкальных инструментах, от покачивания корпусом до радостного танца, от легкого шага до хоровода. Пластическое интонирование помогает учащимся ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер произведения, выявить особенность развития, развертывания музыки. С одной стороны с помощью пластического интонирования дети осмысливают музыкальную реальность изучаемого произведения, с другой, обобщают свои знания о музыкальном искусстве в целом. Таким образом, восприятие музыки через движение существенно активизирует музыкальное восприятие детей. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Описывая выразительность жеста, учащиеся, тем самым, описывают саму музыкальную интонацию. Эффективности использования пластического интонирования в работе с детьми на уроках музыки признавали ученые-педагоги, музыканты: Медушевский В. В., Абдуллин Э. Б.,. Кабалевский Д. Б, Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Красильникова М. С., Коэн В., и другие. В системе обучения детей активизации музыкального восприятия средствами метода пластического интонирования я, при разучивании песни многократно, пропеваю мелодию, а дети в это время выполняют движения в соответствии с мелодией, характером, темпом, динамикой. В этот момент, я имею возможность контролировать работу учащихся, их эмоциональное состояние и при возможности вносить коррективы, указывая на возможное несоответствие образу, прослушанного произведения. Также, я применяю так называемый прием «зеркало», когда во время звучания музыки, я провожу пластическое интонирование, а дети стараются четко повторять за мной все движения, тем самым запоминают эмоциональное состояние учителя и характер музыки. На уроках музыки мы часто применяем прием «свободного дирижирования», т.е. дирижерский жест возникает у учащихся как естественный пластический отклик на музыку, что позволяет отобразить пульс, размер, ритмический рисунок и фразировку. Степень соответствия характера движения характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ученика от звучащей музыки. Прием пластического интонирования и тактирование скороговорок, текстов песен с равномерными хлопками, движением пальцев рук, тесно связанными с речевой функцией ребенка, позволяет детям автоматически понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп, запоминать дирижерские жесты, как: «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре. Особенно учащимся нравится выполнять имитацию игры на музыкальных инструментах. Движениями дети сопровождают звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием таких музыкальных инструментов, как скрипка, гитара, фортепиано, гусли, треугольник, к тому, же учащиеся во многих случаях, вместе с родителями, изготавливают макеты инструментов, имитируя, на них исполнение, слушаемого произведения. Прием «пластические этюды», с ярко изобразительным характером, позволяет использовать различные способы звукоподражания: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…Прием инсценирования музыкального фольклора связан с движением, танцем, так же, имеет изобразительную основу, особенно увлекает учащихся на уроках музыки. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений - кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса. Можно сделать вывод, что пластическое интонирование помогает: активизировать познавательный процесс посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса; направлять естественную двигательную активность детей в нужное эмоциональное русло; развивать музыкальное восприятие через движение у детей младшего школьного возраста.

Список использованных источников
  1. Ахьямова, И.А. Техника невербального художественного общения на уроках музыки у младших школьников / И.А. Ахьямова // Музыка в школе. - 2001. - № 5. - С.68-70.
  2. Власенко, Н.А. Пластическое интонирование на уроке / Н.А. Власенко // Музыка в школе. - 2014. - №3 - С.4-10.

Интернет-ресурс:

  1. Гракова, В.В. Пластическое интонирование на уроках музыки: теория и практика : http://elib. bspu. by/handle/doc/1625? mode=full

  2. Ритмо-педагогические основы занятия Н.Г. Александровой с дирижерами:http://yastudent.com/culturologia/ritmopedagogicheskie-osnovy-zanyatiya-n-g-aleksandrovoj-s-dirizherami.html

  3. Членова, Л.А. "Пластическое интонирование" в практике музыкального воспитания детей начальной школы: [http://festival.1september.ru/articles/637672/

Сноски

1.  Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев; 2-е изд: Кн.1 и 2. - Ленинаград: Музыка, 1971. - 376 с.













1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее