«Осень 2024»

Племена Казахстана в эпоху бронзы

иытивияюсястивлукопушкопзукоУЩОКшуокпфушкопУОПукоп

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Племена Казахстана в эпоху бронзы.

План:

  1. Эпоха бронзы: периодизация, особенности, памятники

  2. Экономика и социальная организация доисторического периода

Энеолит- время перехода к производящим формам хозяйства, в частности к скотоводству. В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры (стоянки Ботай, Красный Яр, Бестамак, и др.).

Сэпохи бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.)начинается древняя история Казахстана. Условно ее можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

Выводы: Казахстан, как показывают исследования археологов и историков, входил в область древнейшего расселения человека. Археологические данные позволяют нам выделить три зоны палеолитических культур: Южный Казахстан, Сары-Арка, Восточный Казахстан. Бронзовую эпоху представляли носители андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры.

ТЕСТЫ

1. Самая древняя эпоха нижнего палеолита, называемая дошелем, или олдувайской культурой продолжалась:

А) от 2,5 мл.до 800 тыс. лет

В) от 40 до 10 тыс. лет

С) от 800 до 140 тыс. лет

Д) от 140-40 тыс. лет

Е) от 35 до 12 тыс. лет

2. Самое раннее на земле существо – презинджантроп - обнаружен в Олдувайском ущелье («Homohabilis»). Его абсолютный возраст составляет:

А) 1 млн.750 тыс. лет

В) 100000 тыс. лет

С) 70000 тыс. лет

Д) 5млн. лет

Е) 40 тыс. лет

3. Стадией эволюции человека формы Homoerectus был синантроп, впервые обнаруженный в 1927г.

А) в пещере Чжоу-коу-дянь

В) в Австралии

С) в Южной Африке

Д) Западной Европе

Е) Северо-западной Африке

4. У поселка Конырдек, на Юго-западных склонах хребта Каратау были найдены одни из самых древних орудий труда. Это:

А) массивные прямоугольные кремневые отщепы

В) железные топоры

С) каменные остроконечники

Д) сверла

Е) резцы

5. Кем и когда был обнаружен самый древний памятник каменного века на территории Восточного Казахстана:

А) 1980г. К.А.Акишевым

В) 1989г. Ж.Таймагамбетовым

С) 1970г. А.Маргуланом

Д) 1927г. В.Грязновым

Е) 1870г. А.Харузиным

Глоссарий:

Russian

English

Kazakh

против

against

қарсы

движение

movement

Қозғалыс

правитель

governor

басқарушы

оружие

weapon

мылтық

дань

tribute

Алым-салық


Литература:

Основная литература:

  1. Артыкбаев А. Раздыков С. История Казахстана. Алматы, 2007.

  2. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2002.

  3. М. Козыбаев и др. История Казахстана: Очерк.- Алматы, 2003.

  4. А. Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

  1. НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

  2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

  3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
    Казахстана.Алматы, 1997.

  4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

  5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее