«Зима 2025»

Поурочный план обобщающего урока по русской литературе

Поурочный план обобщающего урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» по русской литературе в казахской школе в 8 классе.

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

научиться разгадывать замысел автора;

хорошо ориентироваться в тексте;

углубить и обобщить характеристику образов повести;

развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русской литературы 8 класс


Тема: Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

научиться разгадывать замысел автора;

хорошо ориентироваться в тексте;

углубить и обобщить характеристику образов повести;

развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Задачи урока:

формирование и развитие информационной компетентности:

обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;

поиск, анализ и отбор информации;

продолжение изучения литературоведческих терминов;

формирование и развитие коммуникативной компетентности:

развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению;

совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

научиться держаться и говорить на публике: «Скажи искренне, скажи грамотно, скажи ярко, скажи при всех, публично»;

расширение представления об этических понятиях;

формирование нравственных качеств (доброты, благородства, ответственности за свои поступки).

Тип урока: обобщающий урок с элементом метода проектов.

Методы: слово учителя, беседа, мозговой штурм, «микрофон», метод творческого поиска.

Оборудование: презентационные материалы, иллюстрации учащихся к произведению, портрет А.С.Пушкина

Эпиграф: В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но еще как бы лучше её» Н.В.Гоголь.


Ход урока

І. Организационный момент.


ІІ. Мотивация

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.В.Гоголя «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но еще как бы лучше её» (озвучивание целей урока).


ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: Мы с вами с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма А.С.Пушкина, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Кому то книга показалась простой, кому то сложной. И всё ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд, постараемся ответить на нашем сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним страницы повести, ответив на вопросы литературной викторины «Внимательный ли Вы читатель?» (устно):

  1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович).

  2. П.Гриневу был пожалован в дядьки? (стремянной Савельич).

  3. Был нанят учителем? (француз мосье Бопре).

  4. Да будет он солдат, а не шаматон. Шаматон – это…? (бездельник, шалопай).

  5. Сколько П.Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 р. В бильярд).

  6. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство).

  7. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой и советовал подарить пару серег).

  8. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич).

  9. Какое имя принял Пугачев? (Петр ІІІ).

  10. Любимая песня Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»).

  11. Кто передал письмо П.Гриневу из Белогорской крепости? (урядник Максимыч, который перешёл на сторону Пугачева).

  12. О чем Маша писала в этом письме? (Швабрин принуждал ее выйти замуж).

  13. Кто донес на Гринева? (Швабрин).

  14. Как приняли родные Гринева Марью Ивановну? (радушно).

  15. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева в сцене казни? (кивнул головой).


И сегодня, ребята, попытаемся ответить на загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. Я попрошу вас выводы к загадкам, которые вы услышите сегодня на уроке, записать в свои тетради, которые попрошу сдать в конце урока.

1. Загадка № 1 «Время написания произведения?»

Слово Исследователю историку и Литературоведу.

Исследователь: Времена стоят ужасные, имя страшного бунтовщика еще гремит в краях, где он свирепствовал. Народ живо помнит еще кровавую пору, которую так выразительно – прозвал он пугачёвщина.

Литературовед: 31 января 1833 года один из знаменательных дней в истории русской литературы. Пушкин набросал план своего нового произведения, названного позднее «Капитанская дочка». Работа над этим произведением была завершена 19 октября 1836 года. На этот день как раз и приходилась очередная, притом торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.

Учитель: «Капитанская дочка» - это историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования – принцип историзма.

Учитель: Вспомните наиболее яркие исторические личности этого времени? (Екатерина ІІ, Петр ІІІ, Пугачев…). Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина? Как вы думаете, ребята?

Ученики (приблизительные ответы): Конечно же человек. Но и государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – человек! Человек – это звучит гордо! (пословицы о человеке)

Учитель: Какие человеческие качества и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести?

Учащиеся (приблизительные ответы): долг, честь, благородство, ум, доброта, правдивость, честность, неспособность на предательство, милосердие, верность, настойчивость в достижении цели…

Учитель: Таким образом, перед нами предстает образ человека 19 века, изображенный в произведении. Можем сделать вывод, что это такие качества, которые и для нас являются приоритетными. Кто он?

Ученики: Петр Гринев.


IV. Проверка домашнего задания.

2. Учитель: Мы переходим ко второй загадке нашего урока: «Какими предстали перед нами наиболее яркие образы повести?».

Учитель: Обратимся к опорной схеме «Система образов, идеи в повести А.С.Пушкина». (На доске опорная схема)


Защита проектов.

Учитель: Первой защитить свой проект предоставляется группе, характеризующей образ Петра Гринева.

I группа: Образ Петра Андреевича Гринёва.

В первой главе повести Петруша – недоросль, прилаживающий мочальный хвост к мысу Доброй Надежды (ибо не нашёл лучшего применения географической карте, выписанной из Петербурга), гоняющий голубей да бегающий по девичьим, мечтающий о военной службе, весёлой и приятной, в гвардейском столичном полку; проигравший сто рублей в бильярд ротмистру Зурину в Симбирске и напившийся пьяным; позволивший себе нагрубить Савельичу, дядьке своему.

В последующих главах повести мы имеем возможность наблюдать за нравственным становлением героя: так, во 2 главе мы видим, что Гринёв способен испытывать искреннюю благодарность к человеку, спасшему ему жизнь во время бурана. В 3 главе мы видим героя разочарованным и самой Белгородской крепостью («деревушкой, обнесённой деревянным частоколом»), и её обитателями, при этом он ошибочно полагает, что единственным человеком в крепости, достойным его дружбы, является Алексей Иванович Швабрин. Однако, ближе познакомившись с нравственно чистыми представителями семейства коменданта крепости капитана Миронова, герой проникается к ним искренней симпатией, в его душе зарождается романтическое и трепетное чувство к Марье Ивановне. Это ещё не любовь, а лишь предчувствие любви, но это возвышенное состояние души пробуждает все лучшие качества героя; он готов защитить на поединке честь и достоинство девушки, оскорблённой клеветой Швабрина. Осознав же, насколько дорога ему эта кроткая, милая, такая искренняя и трогательная девушка, Гринёв чувствует себя ответственным за ее судьбу, старается защитить Марию Ивановну, оставшуюся сиротой от посягательств Швабрина и от опасностей смутного времени.

Поражает достоинство, с каким ведёт себя герой перед лицом смертельной опасности: «Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей…» (отказ Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьевича присягать на верность Пугачёву).

Гринёв морально готов отказаться присягнуть на верность «вору и самозванцу» и принять за это смерть. Только самоотверженность Савельича и доброе отношение Пугачёва спасают юношу от верной гибели. Герой встречается с Пугачёвым четыре раза, и всякий раз его судьба зависит от этого человека: и во время бурана; и во время казни защитников Белгородской крепости; и во «дворце» Пугачёва, когда тот со свойственной ему мудростью и прозорливостью оценил благородство, верность, честность и искренность Гринёва и отпустил его в Оренбург; и в Бердской слободе, когда молодой человек, наткнувшись на равнодушие и безразличие генерала Андрея Карловича Р., коменданта Оренбургской крепости, и других членов «военного совета»(таможенных и статских чиновников), потерял надежду на их помощь в освобождении Белгородской крепости и Марьи Ивановны, и решил просить о спасении сироты самого Пугачёва, а тот опять не отказал, помог.

Видимо, помня то добро, которое сделал ему Пугачёв, освободившись из заключения в конце 1774 года по именному повелению императрицы, «он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».

Вещий сон, увиденный Петрушей Гринёвым во время бурана, сбылся: и горы мертвых тел, и реки крови, и отеческая опека Пугачёва, ставшая поводом для обвинения в измене… Всё это пережил герой, показав пример нравственного поведения в безнравственных обстоятельствах.

Учитель:

Вывод: Образ Гринева дан в развитии. Вначале он – барское дитя, а в конце повести – узнавший жизнь, волевой человек. Это отразилось в его речи – в репликах, адресованных слуге Савельичу. Вначале Петруша говорит со своим дядькой грубо, «по-господски», но после пережитых потрясений – просто, задушевно, как с равным.

Учитель: Вторая группа готовила проект – образ Маши Мироновой, как пример девушки, воспитанной в истинно христианском духе.

ІІ группа: Образ Марьи Ивановны.

С особенной теплотой и симпатией изображён Пушкиным образ Маши – дочери капитана Миронова. Она была девушкой лет восемнадцати, круглолицей, румяной, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши. С первого взгляда она не очень понравилась Петру Гринёву. Он смотрел на неё с предубеждением: Швабрин описал ему капитанскую дочку совершенною дурочкою. Совсем не образованная и простая, как и её родители, девически наивная и робкая, она в трудные минуты жизни обнаруживает замечательные свойства своей натуры. Под нежностью внешнего облика в Маше Мироновой таятся стойкость и сила, раскрывающиеся в глубокой и искренней любви к Гринёву, но в то же время совсем в духе и почти дословно выраженные словами народной песни, из которой взят первый эпиграф к главе «Любовь»:

Ах, ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка молода, замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

К каждой главе, где видная роль отведена капитанской дочке, Пушкин подобрал эпиграфы из народных песен, пословиц. Этим автор хотел подчеркнуть близость Марьи Ивановны к народной среде.

Маша говорит Гринёву, что не пойдет за него замуж против воли его родителей: «Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Пётр Андреич…»

О Марье Ивановне её мать, Василиса Егоровна, сказала однажды: «Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется».

И вот эта робкая девушка, пережившая трагедию гибели родителей, оставшаяся беззащитной, более того, находившаяся в очень опасном положении как дочь коменданта Белгородской крепости. Отказавшегося присягнуть на верность Пугачёву и казнённого, решительно сопротивляется Швабрину, во власти которого она оказалась, не соглашается предать своё чувство к Гринёву и выйти замуж за негодяя даже под угрозой лютой смерти и бесчестья. Позже, будучи радушно принятой родителями Петра Андреича, узнав о суде над ним и приговоре, Марья Ивановна отважно отправляется в Царское Село искать встречи со всемогущей императрицей, чтобы спасти любимого или погибнуть вместе с ним.

Образ Марьи Ивановны воплощает в повести идею народных представлений о женственности, кротости, смирении и в то же время – идею истинного благородства, способности верно и преданно любить, смелости и силы духа, проявляющихся в сложных жизненных ситуациях.

Это самый лиричный образ повести.

Учитель:

Вывод: Кротость, благочестие, счастье, любовь, отчаяние, уныние, целомудрие – вот основные черты характера Маши Мироновой, которая с честью прошла испытания и справилась с жизненными трудностями.

Учитель: Пожалуй, самой масштабной и противоречивой личностью в истории, не укладывающейся в обычные рамки, является образ Пугачева. Проект представляет группа.

ІІІ группа: Образ Пугачёва.

У Пушкина Пугачёв – человек бывалый, сметливый (именно эти качества помогают ему выжить в экстремальных условиях – в буран спасся сам и спас Гринёва), а также умный и талантливый (в разговоре так и сыплет пословицами, поговорками, сказками, используя народную мудрость, умеет раскрыть собеседнику потаённые глубины своей души: калмыцкая сказка о вороне и орле – это жизненное кредо человека, предпочитающего смерть в борьбе за свободу рабского существования, пусть даже более длительному). Пугачёв умеет убеждать в споре, он способен повести за собой народные массы, даже если ради этого ему придётся стать самозванцем, для него провозглашение себя императором Петром, чудом спасшимся от смерти, - это лишь средство в достижении цели. А цель его – освобождение народа (казачества, крестьянства, башкирцев и калмыков) от крепостного рабства, от гнёта самодержавия.

Пугачёв в повести умеет понимать людей, ценить в них правдивость и искренность (именно поэтому он уважает Гринёва и покровительствует ему, именно поэтому он не уважает Швабрина и не доверяет ему). Пугачёву не чужды также такие качества как сердечность и отзывчивость, что проявилось в его стремлении спасти пленённую Швабриным Марью Ивановну из заточения.

Создавая художественный образ Пугачёва, Пушкин несколько отступил от исторической правды. Его герою свойственны благородные порывы, смелость, самостоятельность. Он не просто марионетка в руках казачьей верхушки, а прежде всего человек, способный испытывать живые человеческие чувства. Такая трактовка образа Пугачёва способствовала решению творческой задачи, поставленной Пушкиным, - доказательству гуманистической идеи, что человеческое в человеке неистребимо даже под влиянием самых сложных и опасных жизненных ситуаций.

Учитель: Для наиболее полного понимая образа Пугачева, я предлагаю вам прослушать аудиозапись «Калмыцкой сказки» в исполнении Народного артиста России Иннокентия Смоктуновского.

Аудиозапись.

Учитель: Как эта сказка дополняет, помогает понять образ Пугачева?

Ученики…

Учитель: И сам Пугачев, и его сторонники, вероятно, понимали, что восстание будет подавлено, и всех их ожидает виселица, но они, все же хотели попытать счастья в борьбе.

Учитель: Автор противопоставляет образу Петра Гринева образ Алексея Швабрина. Как называется такой прием в литературе?

Ученики: Антитеза.

Учитель: Какие черты присуще этому образу?

Ученики: Клевета, сплетни, донос, насилие, предательство, шантаж…

Учитель: Свой исследовательский проект представляет литературоведческий критик.

Критик: Образ Швабрина.

И только один из героев повести, «молодой офицер с лицом отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (лицо Швабрина будто отражает его духовное уродство), примкнул к повстанцам не из идейных соображений, не движимый любовью и сочувствием к обездоленному народу, а с целью достижения личной выгоды, снедаемый болезненной страстью любой ценой сделать Марью Ивановну своей женой, а если это не удастся – то пусть она лучше погибнет, но не станет женой Гринёва. Этот персонаж в повести является антагонистом положительного главного героя. Поведение Швабрина последовательно подлое: он убивает на дуэли (поединки тогда были запрещены) поручика, за что разжалован и отправлен из столицы в захолустье; он влюбляется в чистую, добрую девушку, но чувство его эгоистичное, безнравственное, поэтому, заметив первые робкие проявления взаимного интереса и симпатии между Гринёвым и Марьей Ивановной, он опускается до грязной клеветы; когда Гринёв заступается за честь девушки и вызывает негодяя на поединок, тот с присущей ему изобретательностью находит подходящий момент и место для дуэли, невзирая на запрет коменданта и Василисы Егоровны; ему так не терпелось убить соперника, что, в нарушение кодекса дворянской чести, кодекса дуэлянта, он нанёс удар Гринёву, когда тот обернулся на окрик Савельича. В отличие от Гринева, Швабрин переходит на сторону Пугачёва сразу после взятия крепости повстанцами. Пугачёв назначает его начальником Белогорской крепости, что на руку Швабрину, так как Маша теперь всецело в его власти. И в тот момент, когда Пугачёв по просьбе верного своей любви Гринёва освобождает бедную сироту из заточения, Швабрин решает обречь её на верную гибель, рассказав Пугачёву, что она – дочь казненного капитана Миронова, отказавшегося присягнуть на верность самозванцу. Когда же и это не приводит к желаемому результату, т.е. негодяю не удаётся разлучить два благородных любящих сердца, он наносит свой последний удар: пишет донос на Гринёва.

Казанская следственная комиссия устроила очную ставку между Гринёвым и Швабриным, во время которой последний лжесвидетельствовал о переходе Гринёва на сторону Пугачёва: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставляло молчать…» - вспоминает Гринёв.

Учитель:

Вывод: Таким образом, морально опустошенный Швабрин вызывает у нас резко отрицательное отношение.

Учитель: А какие идеи несет в повести народ и кто является ярким представителем народа? Слово защитникам пятого проекта.

Литературоведы: Образ народа.

Народ, представленный на страницах повести, многолик и разнообразен. Это и верный Савельич, один из трёхсот крепостных крестьян Андрея Петровича Гринёва, привыкший к господской несправедливости (Андрей Петрович называет его «старым дураком», а Пётр Андреевич – «старым хрычом»), но верой и правдой служащий своим хозяевам, готовый защищать барское дитя и от дурного влияния, и, рискуя собственной жизнью, от опасностей смутного времени (вразумляет Петрушу после проигрыша Зурину, пытается предотвратить поединок со Швабриным, предлагая взять взамен его жизнь, спасает от казни пугачёвцами, он даже рискует предъявить Пугачёву «реестр барскому добру. Разграбленному злодеями»; будучи же насильственно разлучен со своим питомцем, находит призвание и смысл жизни в том, чтобы так же верно и преданно служить его невесте, Марье Ивановне Мироновой.

Это и Палаша, единственная крепостная Мироновых, относящаяся к своим господам скорее по-родственному (Василиса Егоровна ей как мать) и по-дружески (Марья Ивановна – подруга, сестра). Именно поэтому Палаша не оставляет Марью Ивановну своим попечением и после взятия Белогорской крепости бунтовщиками. Могла бы уйти с казачьим урядником, который был у неё под каблуком, но не оставила свою барышню ни когда та болела, ни когда была пленницей Швабрина. Палаша исхитрилась даже передать письмо Марьи Ивановны Гринёву в Оренбург (через того же казачьего урядника), поехала с барышней в Царское Село искать встречи с императрицей.

В образах Савельича и Палаши воплотились присущие русскому народу высокая нравственность, гуманизм, смирение.

Но не все представители народа столь же смиренны и терпеливы: за освобождение от крепостного гнёта, за право пользоваться дарами родной земли и вольно трудиться на ней стали под знамёна Пугачёва и казачий урядник, и искалеченный пытками за участие во многих смутах башкирец и другие представители степных народов, так и не пожелавшие покориться российскому самодержавию.

После взятия Белогорской крепости и казни всех, кто отказался присягнуть «государю», соратники Пугачёва, готовясь к дальнейшему походу, поют русскую народную бурлацкую песню «Не шуми, мати зелёная дубровушка…», исполненную тягостных предчувствий:

Не шуми, мати зелёная дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя…

… Что возговорит надёжа православный царь:

Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Среди поля хоромами высокими,

Что двумя ли столбами с перекладиной.


3. Учитель: Вы, ребята, прослушали защиту проектов самых ярких образов повести. Предлагаем вам прослушать комментарии Художника к рисункам учащихся, созданных после прочтения повести.

Художник:


V. Восприятие учащимися учебного материала.

4. Учитель: Третьей загадкой произведения является название повести. Почему Пушкин дал название повести «Капитанская дочка», а не другое, акцентируя внимание на проблемах, непосредственно нашедших отражение в повести?

Ученик: Пожалуй, потому, что любовь побеждает и преодолевает все преграды. Любовь – это главная героиня повести «Капитанская дочка».

Слово критику.

Критик: Говоря о роли, какую играет любовь в повести, уместно привести слова известного киргизского писателя Чингиза Айтматова: «Я всякий раз вспоминаю «Капитанскую дочку» как пример высокого мастерства и простоты, как историю целомудреннейшей любви, преданности людей друг другу, верности их в самые трудные, крутые испытания судьбы».

Именно благодаря истинной и возвышенной любви два молодых сердца боролись против сложных жизненных обстоятельств, попав в водоворот исторического катаклизма, охарактеризованного Пушкиным как «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Они самоотверженно стремились спасти друг друга от гибели. Возвышенность их чувства смягчила даже сердце императрицы.

Следует отметить симметричность композиции повести: сначала Гринёв оправляется к «народному» царю, чтобы спасти свою невесту; потом Марья Ивановна к «дворянской» императрице, чтобы спасти Петра Андреевича. Если бы не любовь героев, то повесть превратилась бы в социально-политическое произведение. Но Пушкин показывает нам, насколько важны для людей чистые, высоконравственные отношения.

Гринёв и Марья Ивановна боролись за свою любовь и победили. Их любовь победила смерть. В этом и заключается одна из главных идей повести.

Учитель: Придумайте варианты заглавия повести, в которых нашли отражение проблемы, затронутые автором.

Учащиеся: («Великая смута», «Пугачевщина», «Превратности судьбы»…).

Учитель: Назовите главную идею повести.

Ученики: «Береги честь смолоду…»(слова, сказанные отцом Гринева).

5. Учитель: Загадка № 4 «Какую роль играют в произведении эпиграфы к каждой главе?».

Учитель: Что такое эпиграф?

Ученики (приблизительный ответ): цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора;

фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами;

любые надписи, изречения, отрывки из стихотворений; в литературных сочинениях авторы помещают эпиграфы на первых страницах, предваряющих основной текст в качестве введения, пояснения смысла, основной идеи…)

Ученики: Известно, что история человечества отражается не только в исторических документах, но и в устном народном творчестве, как показатель восприятия народа. Естественно, Пушкин не мог обойти сторон этот факт. История – это всегда загадка, но человек, даже самый скромный – тоже загадка. И для разгадки Пушкин дает подсказку – эпиграф. Из 17 эпиграфов – 10, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества. Назовите запомнившиеся эпиграфы или прочитайте.

Учитель: Итак, мы вспомнили, каждый эпиграф отражает определенную микротему текста. На предыдущих уроках мы обратили внимание на то, что каждая глава открывается эпиграфом и некоторые эпиграфы отражают не только микротему текста, но и раскрывают качества человеческого характера. И в этом тоже новаторство и гениальность автора произведения.

Учитель: Загадка № 5, на которую вы, я думаю, обратили внимание «Каков жанр «Капитанской дочки»?

Литературовед: Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанская дочка» - небольшое по величине произведение в литературоведении именуют повестью.

6. Творческая лаборатория (задания учащимся высокого уровня компетентности).

Учитель: На предыдущем уроке мы посмотрели с вами художественный фильм «Капитанская дочка», а сейчас наши учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли начинающих актеров. Удалось ли им – судить, ребята, вам.

Сценка 1 из главы «Мятежная слобода».

Вывод: Данный эпизод говорит нам о том, что Гринев, ради спасения любимой Маши, готов на всё, как, впрочем, и она.

Сценка 2 из главы «Арест».

7. Учитель: Загадка № 6 «Язык повести?»

Ученик: Автор использует много пословиц и поговорок, но для понимания языка повести, мне кажется наиболее показательным будет анализ 2 главы «Вожатый» эпизода «Буран в степи».

Критик: Сцена бурана в степи из главы «Вожатый» служит завязкой событий исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Для раскрытия характеров героев Пушкин использует различные приемы: пейзаж, диалог, портрет. Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами». Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет «печальный». А сами события, как это часто бывает, начинаются со слова «вдруг: ямщик вдруг замечает облачко, предвещающее буран, и просит барина остановиться. Гринев молод, самонадеян, он и на этот раз не хочет слушать Савельича.

И вот, наконец, сцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают, тем не менее, образную картину: туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо». Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем».

Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А.Блок в поэме «Двенадцать»). Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций.

В этом эпизоде есть «мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному морю». Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».

Но вот положение готовых погибнуть людей (и свое!) спасает случайный путник. Речь незнакомца успокаивает и завораживает; она рассудительна, уверенна и напевна: «Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек ...» Здесь читатель вспоминает эпиграф и опять недоумевает: о ком он? Вожатому «сторона» оказывается «знакомой». Этот случайный попутчик привлекает Гринева. В нем все располагает: «хладнокровие ободрило», «сметливость и тонкость чутья…изумили», а позже и «наружность его показалась… замечательной».

Примечателен и разговор вожатого с хозяином умета: из иносказательных фраз, напоминающих пословицы и поговорки, мы узнаем о каких-то готовящихся значительных событиях, о которых нельзя высказываться открыто.

Прием иносказания прослеживается и в эпизоде сна Гринева. Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят «пророческие» сны. Свой «вещий» сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи», а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом». Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.

Учитель: Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.

8. Учитель: Загадка №7 «Идейно-смысловое своеобразие произведения в оценке выдающихся писателей, поэтов, критиков».

Слайды.

Учитель: Мы убедились, ребята, в том, что произведение А.С.Пушкина получило высокую оценку выдающихся людей.

Учитель: Итак, повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которые А.С.Пушкин учит нас видеть и понимать.


VI. Домашнее задание

  • Написать сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Темы сочинений для высокого уровня:

  1. «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»».

  2. «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»».

  3. «Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».

Темы сочинений для достаточного уровня:

1. «Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина»

2. «Душевная красота и сила главной героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой».

  • Творческое задание:

Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.


VII. Подведение итогов.

  1. Оценивание.

Критерии оценивания участника проекта

Ф.И. ученика _______________________________________________

Тема_______________________________________________________


Критерии оценивания

Самооценка

Оценка рук. группы

Оценка учителя


групи

Активность во время работы




Внесение новых идей,

предложений




Помощь одноклассникам




Тщательность работы

над полученным заданием




Желание презентовать проект





  1. Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал, что на примере своих героев Пушкин учит читателя быть достойным звания человека, учит думать о чести и бесчестии, о верности долгу и нарушении его, о прямоте и изворотливости, лицемерии, о душевном благородстве и низости.

  • В результате я поняла, что идеей повести являются слова «Береги честь смолоду».

  • Мне понравился образ Петра Гринева, который прошел жизненные испытания с честью и остался верен присяге.

  • Мне был интересен образ Маши Мироновой…

  • Я понял, как бывают мерзки изворотливые люди, предатели вызывают у меня чувство неприязни.

  • Несмотря на то, что повесть написана 2 века назад, вопросы поднятые Пушкиным остаются злободневны и актуальны и сейчас.

Учитель: Вернемся к теме нашего урока «Читай, размышляя…» - эти слова принадлежат Вольтеру – одному из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэту, прозаику, сатирику, историку, публицисту, правозащитнику.

Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

Вы, ребята, убедились, что надо думать над прочитанным, тогда будет интересно. Помните, процесс познания – бесконечен.



ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.: Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, фонд “Сивитас”, 2005. 184 стр. Третье, переработанное и дополненное издание.

2. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, «Русский язык»,1978.

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-ое изд. испр. и доп. М.: “ВАКО”, 2005, 416 с. – (В помощь школьному учителю).

5. Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском», Москва, Самшит-издат, 2005.

6. Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1./ авт.-сост. В.Я.Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с.: ил.

  1. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

8. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, «Азъ», 1992.

9. Письма глинских старцев, Москва, Самшит-издат, 2008.

10. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», Москва, «Художественная литература», 1978.

11. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского, Москва, Самшит-издат, 2009.

12. Турьянская Б.И. «Литература в 8 классе», Москва, «Русское слово», 2007.

13. Шевченко Т.А. Журнал «Глинские чтения», ст. «Русские писатели о семье», январь-февраль 2008г.


Ссылки Интернет - ресурсов:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb5099c-420b-43f6-ab81-3ace20b18dd7/%5BLI8RK_4-03%5D_%5BTE_05%5D.htm

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a72818f3-e91f-47b6-97a9-2d648aedc619/%5BLI8RK_4-05%5D_%5BTE_02%5D.htm

  3. http://fcior.edu.ru/card/28495/obraz-pugacheva-i-pugachevshina-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-uglublennoe-izuchenie.html

  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116540/?interface=catalog&class=50&subject=10

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее