![Вальс Подготовила ученица 5 Н класса МБОУ Школа № 42 Леонтьева Виктория](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_0.jpg)
Вальс
Подготовила ученица 5 Н класса МБОУ Школа № 42 Леонтьева Виктория
![Ход исследования : Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс. Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство. Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_1.jpg)
Ход исследования :
- Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс.
- Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
- Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
![Гипотеза: На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера и симфония.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_2.jpg)
Гипотеза:
На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера и симфония.
![Цели:](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_3.jpg)
Цели:
- Выяснить наличие вальсовых интонаций в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».
- Найти вальсовые интонации в опере С.С.Прокофьева «Война и мир»
- Раскрыть тяготение к «серьёзной» музыке одного жанра – вальса.
![Задачи:](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_4.jpg)
Задачи:
- Раскрыть более широко понятие жанра вальс.
- Уметь различать вальсовые интонации и ритм от других танцевальных интонаций и ритмов.
![История возникновения вальса. Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт. В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант. В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер .](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_5.jpg)
История возникновения вальса.
Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт.
В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант.
В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер .
![Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт, фурманта, лендлера и вальцера . Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса , облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни. В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_6.jpg)
Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт, фурманта, лендлера и вальцера . Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса , облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни.
В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.
![В удивительном вальсе кружились дома, и старинные храмы несли купола, и на лучших страницах раскрылись тома, и звонили беззвучные колокола. Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов, вальс к лицу лицо, без прикрас, вальс военных дней, смерти и огней, вальс судьбы моей, жизни вальс, Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм, вальс огней реклам, вальс дождей, вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз, вальс травы в покос, вальс людей.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_7.jpg)
- В удивительном вальсе кружились дома, и старинные храмы несли купола, и на лучших страницах раскрылись тома, и звонили беззвучные колокола. Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов, вальс к лицу лицо, без прикрас, вальс военных дней, смерти и огней, вальс судьбы моей, жизни вальс, Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм, вальс огней реклам, вальс дождей, вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз, вальс травы в покос, вальс людей.
А. Дольский
![Вальсовая ритмика Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности- вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_8.jpg)
Вальсовая ритмика
Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности- вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».
![Анализ вальса из оперы « Война и мир» С.С.Прокофьева. Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_9.jpg)
Анализ вальса из оперы « Война и мир» С.С.Прокофьева.
Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
![Вывод: Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_10.jpg)
Вывод:
Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.
![Источники: Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко/ авт.-сост.В.М.Самигулина,-Волгоград: Учитель, 2007.- 154 с. Музыка.8 класс: поурочные планы/авт.- сост.В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.-186с. Б.Асафьев. О музыке Чайковского.- Издателсьтво «Музыка», 1972.- 375 с.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/16/i_58ca8e529a71b/img_php7swQS5_Vals_11.jpg)
Источники:
Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко/ авт.-сост.В.М.Самигулина,-Волгоград: Учитель, 2007.-
154 с.
Музыка.8 класс: поурочные планы/авт.- сост.В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.-186с.
Б.Асафьев. О музыке Чайковского.- Издателсьтво «Музыка», 1972.- 375 с.