«Весна — лето 2024»

Презентация к уроку в 7 кл на тему Библейские темы в изобразительном искусстве

Презетация к уроку содержит познание смысловых понятий, коецептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отражённых в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джотто, Боттичели и других художников.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

«Библеские темы  в изобразительном искусстве» Стержневая основа урока : осознание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как основы формирования духовных ценностей. Тип урока: комбинированный Урок изобразительного искусства в 7 классе  по рабочей программы ( на основе программы Б.М. Неменского).  Автор – составитель: Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край

«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

осознание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как основы формирования духовных ценностей.

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

( на основе программы Б.М. Неменского).

Автор – составитель:

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край

Цель урока: Познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей Задачи урока: Метапредметные  Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории Личностные Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

Цель урока:

Познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

Задачи Результат По содержанию: По содержанию:  Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах Рубенса, Джотто, Боттичели.   По деятельности:   По деятельности:   овладение  уметь  умениями читать заложенную идею  читать заложенную идею в художественном произведении сообразную замыслу художника;   создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;   в художественном произведении сообразную замыслу художника; - анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями) - умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами; - навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Задачи

Результат

По содержанию:

По содержанию:

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею
  • читать заложенную идею в художественном произведении сообразную замыслу художника;
  • создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

- анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

- навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Методы работы на уроке:

Методы работы на уроке:

  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).
Зрительный ряд : авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции». Музыкальный ряд: «Пресвятая Богородице, спаси нас»  Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Драматургия /Структурообразующие элементы урока/

Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.
  • Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.
Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.
Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года… «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую». Иоанн Златоуст

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст

«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Андрей Рублёв «Троица». 1420г

«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г

Рассмотрите и проанализируйте…. По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».    «Владимирская икона  Божией Матери» Фрагмент иконы

Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент

иконы

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,  Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево  От яслей рукой отодвинул волхва,  И тот оглянулся: с порога на Деву,  Как гостья, смотрела звезда Рождества.  Б.Пастернак «Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.  Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа. «…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария» Леонардо да Винчи  «Мадонна Бенуа»

Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,  Как месяца луч в углубленье дупла.  Ему заменяли овчинную шубу  Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева,  Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево  От яслей рукой отодвинул  И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.  Б. Пастернак «Поклонение волхвов» Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )

Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304—1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.

Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Нидерландский художник  Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет » (1606 – 1669) «Поклонение  волхвов»

Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»

Леонардо да Винчи. (1452-1519) Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца… «Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)

Леонардо да Винчи.

(1452-1519)

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)

… в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения. «Поклонение волхвов»  художник  Сандро Боттичелли  1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция. . Около 1475. Дерево, темпера. 111х134

в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134

Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Критерии оценки детского рисунка:  Отношение ребенка к уроку.   Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.

  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.
Задание на самостоятельную работу   на тетрадном листке выполнить эскиз;   перенести эскиз на лист;

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;

  • перенести эскиз на лист;

  • уточнить композицию.
Примерные эскизы композиций на библейскую тему

Примерные эскизы композиций на библейскую тему

Рефлексия  До конца урока осталось 5 минут.  Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.  Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Домашнее задание

Домашнее задание

  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему
Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Для своего  рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов  Библии  - молитву..

Для своего  рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов  Библии  - молитву..

Работы по  библейским  сюжетам. .

Работы по  библейским  сюжетам. .

Рисунки   на  рождественскую  тему .

Рисунки   на  рождественскую  тему .

Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские  истории, любимые ангелы...

Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские  истории, любимые ангелы...

uh.ru 3D  рисунки   на  асфальте.

uh.ru 3D  рисунки   на  асфальте.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее