«Зима 2025»

Презентация на тему: "А.Н. Островский"

Презентация к уроку подробно рассказывает о жизни писателя. подобранный в презентации материал больше подходит не для ведения занятия, а для выполнения домашнего заданиятровском.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

А.Н. Островский:  жизнь и творчество  (1823-1886)

А.Н. Островский: жизнь и творчество (1823-1886)

Детство и юношеские годы     Александр Николаевич Островский родился  12 апреля 1823 года в Москве в семье  чиновника. Жила семья в тех замечательных местах Москвы, которые затем нашли доподлинное отражение в пьесах Островского.

Детство и юношеские годы

Александр Николаевич Островский родился

12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника. Жила семья в тех замечательных местах Москвы, которые затем нашли доподлинное отражение в пьесах Островского.

Детство и юношеские годы  В 1831 году семью постигло горе — после родов умерла Любовь Ивановна Островская.  Николай Федорович женился вторым браком на баронессе Эмилии фон Тессин.  Она учила детей музыке, французскому и немецкому языкам, которые знала она в совершенстве, приличным манерам, обхождению в обществе.

Детство и юношеские годы

В 1831 году семью постигло горе — после родов умерла Любовь Ивановна Островская.

Николай Федорович женился вторым браком на баронессе Эмилии фон Тессин.

Она учила детей музыке, французскому и немецкому языкам, которые знала она в совершенстве, приличным манерам, обхождению в обществе.

Обучение    После окончания гимназии в 1840 г., по настоянию отца, Александр поступил в Московский университет, на юридический факультет, хотя сам хотел заниматься преимущественно литературным трудом.

Обучение

После окончания гимназии в 1840 г., по настоянию отца, Александр поступил в Московский университет, на юридический факультет, хотя сам хотел заниматься преимущественно литературным трудом.

Служба   Уйдя из университета, Александр Николаевич в 1843 году определился на службу в Совестный суд, а в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, где платили больше. Служба длилась пять лет, до 10 января 1851 года.

Служба

Уйдя из университета, Александр Николаевич в 1843 году определился на службу в Совестный суд, а в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, где платили больше. Служба длилась пять лет, до 10 января 1851 года.

Формирование А.Н. Островского-писателя  Литературные взгляды  Островского складывались под  влиянием Белинского и Гоголя: в  гоголевской  (реалистической)  манере были написаны первые очерки и драматические этюды.

Формирование

А.Н. Островского-писателя

Литературные взгляды

Островского складывались под

влиянием Белинского и Гоголя: в

гоголевской

(реалистической)

манере были

написаны первые очерки и

драматические этюды.

Этапы творчества Островского Ранний период (1847-1851) «Москвитянинский период»  ( 1851-1855 ) Предреформенный период (1856-1860) Пореформенный (1861-1886)

Этапы творчества Островского

  • Ранний период (1847-1851)
  • «Москвитянинский период» ( 1851-1855 )
  • Предреформенный период (1856-1860)
  • Пореформенный (1861-1886)

Ранний период (1847-1851) писатель только ищет свой путь в искусстве, создает прозаические очерки в духе «натуральной школы» и пишет первую комедию «Банкрот» (более позднее название «Свои люди – сочтемся»)

Ранний период (1847-1851)

писатель только ищет свой путь в искусстве, создает прозаические очерки в духе «натуральной школы» и пишет первую комедию «Банкрот»

(более позднее

название

«Свои люди

– сочтемся»)

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)   Пьеса была напечатана в 1847 г., а поставлена через 12 лет. На первом плане семьи – самодур. Причем самодуром может быть любой человек. В основе самодурства – имущественное отношение

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)

Пьеса была напечатана в 1847 г., а поставлена через 12 лет.

На первом плане семьи – самодур. Причем самодуром может быть любой человек. В основе самодурства – имущественное отношение

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот») В первой пьесе Островский заглянул в запретную зону – в быт, в интимный мир. Закон жизни, о котором пишет Островский, – это обман.

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)

В первой пьесе Островский заглянул в запретную зону – в быт, в интимный мир.

Закон жизни, о котором пишет Островский, – это обман.

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)   На первом плане – общая обстановка жизни с ее закономерностями. Островский подчеркивает, что он пишет о рядовых людях. Всякую пьесу  надо начинать  анализировать  с понимания конфликта.

«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)

На первом плане – общая обстановка жизни с ее закономерностями. Островский подчеркивает, что он пишет о рядовых людях. Всякую пьесу

надо начинать

анализировать

с понимания конфликта.

Отношение общества к пьесе  Общество по-разному приняло пьесу:  Передовая часть общества: назвала автора «Колумбом Замоскворечья»; комедию – купеческими «Мертвыми душами».

Отношение общества к пьесе

Общество по-разному приняло пьесу:

Передовая часть общества:

  • назвала автора «Колумбом Замоскворечья»;
  • комедию – купеческими «Мертвыми душами».

Официальные лица:

Официальные лица:

  • собственноручная резолюция Николая I гласила: “Напрасно печатано, играть же запретить”;
  • драматург был отдан под негласный надзор полиции;
Официальные лица:

Официальные лица:

  • было заведено дело о литераторе Островском;
  • судебное начальство предложило секретарю Островскому подать прошение на увольнение.
Ответ А.Н. Островского   Но реакция официальных властей не сломила вольнолюбивый дух Островского . Он продолжает создавать свои «пьесы жизни».

Ответ А.Н. Островского

Но реакция официальных властей не сломила вольнолюбивый дух Островского . Он продолжает создавать свои «пьесы жизни».

«Москвитянинский период»  охватывает 1851—1855 годы, время, когда Островский сближается с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», органа позднего славянофильства.  В эти годы им написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»

«Москвитянинский период»

охватывает 1851—1855 годы, время, когда Островский сближается с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», органа позднего славянофильства.

В эти годы им написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»

Предреформенный период   В следующий, предреформенный период (1856-1860), драматург тесно связан с редакцией журнала «Современник», представляющего революционно-демократический лагерь.

Предреформенный период

В следующий, предреформенный период (1856-1860), драматург тесно связан с редакцией журнала «Современник», представляющего революционно-демократический лагерь.

А.Н. Островский и журнал «Современник»

А.Н. Островский и журнал «Современник»

Предреформенный период   На этот период приходится создание им пьес «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и трагедии «Гроза» - вершины драматургии Островского.

Предреформенный период

На этот период приходится создание им пьес «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и трагедии «Гроза» - вершины драматургии Островского.

«Доходное место» (1857) Разоблачает чиновников-взяточников, продажных карьеристов, подхалимов (Вышневский, Юсов, Белогубов). С ними борется разночинец-труженик, бедный  интеллигент Жадов, который хочет жить честным трудом, бороться против взяток и всякой неправды.

«Доходное место» (1857)

Разоблачает чиновников-взяточников, продажных карьеристов, подхалимов (Вышневский, Юсов, Белогубов). С ними борется разночинец-труженик, бедный

интеллигент Жадов,

который хочет жить

честным трудом,

бороться против взяток

и всякой неправды.

«Гроза» (1859)   «Гроза» , в которой поставил задачу - обличить экономическую и духовную тиранию «темного царства» (образы Дикого и Кабанихи) и  показать процесс  зарождения протеста  против вековых  традиций (образ  Катерины).

«Гроза» (1859)

«Гроза» , в которой поставил задачу - обличить экономическую и духовную тиранию «темного царства» (образы Дикого и Кабанихи) и

показать процесс

зарождения протеста

против вековых

традиций (образ

Катерины).

Пореформенный период   Подавляющее число пьес было написано Островским в последний, пореформенный , период, охватывающий 1861-1886 годы.

Пореформенный период

Подавляющее число пьес было написано Островским в последний, пореформенный , период, охватывающий 1861-1886 годы.

Пореформенный период  По жанрово-тематическим признакам условно их можно разделить на следующие группы: комедии, изображающие жизнь купечества : «Не все коту масленица», «Правда - хорошо,  а счастье - лучше», «Сердце  не камень»; исторические пьесы : «Козьма  Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода,  или сон на Волге»;

Пореформенный период

По жанрово-тематическим признакам условно их можно разделить на следующие группы:

  • комедии, изображающие жизнь купечества : «Не все коту масленица», «Правда - хорошо,

а счастье - лучше», «Сердце

не камень»;

  • исторические пьесы : «Козьма

Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода,

или сон на Волге»;

Пореформенный период сатирические комедии : «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес»,  «Волки и овцы»; психологические драмы :  «Поздняя любовь», «Последняя  жертва», «Бесприданница»,  «Таланты и поклонники»,  «Без вины виноватые».

Пореформенный период

  • сатирические комедии : «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес»,

«Волки и овцы»;

  • психологические драмы :

«Поздняя любовь», «Последняя

жертва», «Бесприданница»,

«Таланты и поклонники»,

«Без вины виноватые».

“ Бесприданница”   Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца».

Бесприданница”

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца».

“ Бесприданница”   «Бесприданница» - гневное обличение безнравственного общества, где человек – вещь, которую можно разыграть в орлянку.

Бесприданница”

«Бесприданница» - гневное обличение безнравственного общества, где человек – вещь, которую можно разыграть в орлянку.

Смерть великого драматурга    Островский умер утром 2 июня 1886 г. во время очередной ранней работы. Похоронили Александра Николаевича Островского на местном кладбище 5 июня. Творчество его осталось потомкам, обессмертив имя писателя.

Смерть великого драматурга

Островский умер утром 2 июня 1886 г. во время очередной ранней работы.

Похоронили Александра Николаевича Островского на местном кладбище 5 июня.

Творчество его осталось потомкам, обессмертив имя писателя.

Вклад А.Н. Островского в русскую культуру Создатель русского национального театра. Создатель русского национального театра. Открыл новый тип героя – тип самодура. Открыл новый тип героя – тип самодура. Вывел на сцену новое сословие – русское купечество. Вывел на сцену новое сословие – русское купечество. Создатель «пьес жизни». Создатель «пьес жизни». Создатель реалистической актерской школы. Создатель реалистической актерской школы.

Вклад А.Н. Островского в русскую культуру

  • Создатель русского национального театра.
  • Создатель русского национального театра.
  • Открыл новый тип героя – тип самодура.
  • Открыл новый тип героя – тип самодура.
  • Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
  • Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
  • Создатель «пьес жизни».
  • Создатель «пьес жизни».
  • Создатель реалистической актерской школы.
  • Создатель реалистической актерской школы.

«Гроза»  Особую известность драматургу принесла пьеса «Гроза». В основе ее лежит семейно-бытовой конфликт в купеческой среде .

«Гроза»

Особую известность драматургу принесла пьеса «Гроза». В основе ее лежит семейно-бытовой конфликт в купеческой среде .

«Гроза»  В драме «Гроза» автор знакомит нас с обстановкой и образом жизни обитателей города Калинова , в котором происходит действие. Он расположен на высоком берегу Волги.

«Гроза»

В драме «Гроза» автор знакомит нас с обстановкой и образом жизни обитателей города Калинова , в котором происходит действие. Он расположен на высоком берегу Волги.

Система образов :  главные действующие лица «Грозы» делятся на два лагеря:  угнетатели и угнетенные.

Система образов :

главные действующие лица «Грозы» делятся на два лагеря:

угнетатели и угнетенные.

Система образов:    К угнетателям относятся Савел Прокофьевич Дикой и Кабаниха (так называют Марфу Игнатьевну Кабанову обитатели города), к угнетенным - все остальные.

Система образов:

К угнетателям относятся Савел Прокофьевич Дикой и Кабаниха (так называют Марфу Игнатьевну Кабанову обитатели города), к угнетенным - все остальные.

Савел Прокофьевич Дикой  Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе Калинове. Это грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур, от которого окружающие находятся в экономической зависимости.

Савел Прокофьевич Дикой

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе Калинове. Это грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур, от которого окружающие находятся в экономической зависимости.

Марфа Игнатьевна Кабанова  Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет . И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. «Гроза» «Гроза» Кабанова — Н. В. Рыкалова Кабанова — Н. В. Рыкалова Кабанова — Н. В. Рыкалова Москва. Малый театр. 1859

Марфа Игнатьевна Кабанова

Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет . И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.

«Гроза»

  • «Гроза»

Кабанова — Н. В. Рыкалова

  • Кабанова — Н. В. Рыкалова
  • Кабанова — Н. В. Рыкалова

Москва. Малый театр. 1859

Катерина  Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц «Грозы». Борьба Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства» .

Катерина

Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц «Грозы». Борьба Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства» .

Молодое поколение  Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа  Представителями молодого поколения в пьесе являются: Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны Кабановой, муж Катерины, брат Варвары. Катерина – жена Тихона Кабанова, любовница Бориса, сноха Марфы Игнатьевны Кабановой.

Молодое поколение Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа

Представителями молодого поколения в пьесе являются:

  • Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны Кабановой, муж

Катерины, брат Варвары.

  • Катерина – жена Тихона

Кабанова, любовница Бориса, сноха Марфы Игнатьевны Кабановой.

Молодое поколение  Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича Дикого, любовник Катерины. Варвара – дочь Марфы  Игнатьевны Кабановой,  сестра Тихона Кабанова.

Молодое поколение Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа

  • Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича Дикого, любовник Катерины.
  • Варвара – дочь Марфы

Игнатьевны Кабановой,

сестра Тихона Кабанова.

  • Кулигин – талантливый самоучка из народа.
Тихон Кабанов – с детства привык слушаться маменьку, боится ей перечить, безропотно сносит ее издевательства, не хочет жить своей волей: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». «Я, кажется, из вашей воли ни на шаг». Заветное желание Тихона: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то». Тихон – жертва «темного царства». Оно превратило его в безвольного забитого человека, неспособного бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

Тихон Кабанов

– с детства привык слушаться маменьку, боится ей перечить, безропотно сносит ее издевательства, не хочет жить своей волей: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». «Я, кажется, из вашей воли ни на шаг».

  • Заветное желание Тихона: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то».
  • Тихон – жертва «темного царства». Оно превратило его в безвольного забитого человека, неспособного бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

Борис – племянник Дикого, учится в академии, живет у дяди, ждет завещания бабушки. По характеру робок и нерешителен. Добролюбов о Борисе: «Образование отняло у него силу делать пакость… но не дало ему силы противостоять пакостям, которые делают другие».

Борис

– племянник Дикого, учится в академии, живет у дяди, ждет завещания бабушки. По характеру робок и нерешителен. Добролюбов о Борисе: «Образование отняло у него силу делать пакость… но не дало ему силы противостоять пакостям, которые делают другие».

Кулигин  – талантливый самоучка; им движет идея бескорыстного служения людям, стремление принести пользу обществу. Он осуждает жестокие нравы «темного царства», но боится самодурной силы, склоняется перед ней. Кулигин учит покорности и других. «Лучше же стерпеть» - его совет Кудряшу. Но в сцене гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста: «Вот вам ваша Катерина. … Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Эти слова не только оправдание Катерины, но и обвинение тех, кто ее загубил.

Кулигин

– талантливый самоучка; им движет идея бескорыстного служения людям, стремление принести пользу обществу. Он осуждает жестокие нравы «темного царства», но боится самодурной силы, склоняется перед ней.

Кулигин учит покорности и других. «Лучше же стерпеть» - его совет Кудряшу. Но в сцене гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста: «Вот вам ваша Катерина. … Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!».

Эти слова не только оправдание Катерины, но и обвинение тех, кто ее загубил.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее