«Зима 2025»

Презентация "Жизнь и творчество Н. А. Заболоцкого"

Презентация рассказывает и иллюстрирует основные периоды жизни и творчества Н. А. Заболоцкого. Показывает многие противоречия в характере поэта, в его сложной судьбе, филосовскую направленность многих его стихотворений.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого.    Подготовила  Е. А. Букурова – педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детского творчества»  станицы Старомиснской Краснодарского края 2017 год

Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого.

Подготовила

Е. А. Букурова – педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детского творчества»

станицы Старомиснской Краснодарского края

2017 год

Цели и задачи работы: проанализировать творчество Н.А.Заболоцкого; рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого; изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме . Н.А.Заболоцкий 24 апреля (7 мая ) 1903 — 14 октября 1958

Цели и задачи работы:

  • проанализировать творчество

Н.А.Заболоцкого;

  • рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого;
  • изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме .

Н.А.Заболоцкий

24 апреля (7 мая ) 1903 — 14 октября 1958

Известный неизвестный Заболоцкий

Известный неизвестный Заболоцкий

  • Заболоцкий - один из самых недооцененных авторов того времени – поэт Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой – вопиющая несправедливость по отношению к автору.
Признание   Зацелована, околдована,  С ветром в поле когда-то обвенчана,  Вся ты словно в оковы закована,  Драгоценная моя женщина!   Не веселая, не печальная,  Словно с темного неба сошедшая,  Ты и песнь моя обручальная,  И звезда моя сумасшедшая.   Я склонюсь над твоими коленями,  Обниму их с неистовой силою,  И слезами и стихотвореньями  Обожгу тебя, горькую, милую.   Отвори мне лицо полуночное,  Дай войти в эти очи тяжелые,  В эти черные брови восточные,  В эти руки твои полуголые.   Что прибавится - не убавится,  Что не сбудется - позабудется...  Отчего же ты плачешь, красавица?  Или это мне только чудится ?  
  • Признание Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится - не убавится, Что не сбудется - позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится ?  
Прозаический поэт

Прозаический поэт

  • Проклятие недооцененности коснулось не только стихов поэта, но и собственно его жизни. Она всегда был «не в масть». Не соответствовал стандартам, представлениям и чаяниям. Для ученого он был слишком поэт, для поэта – слишком обыватель, для обывателя – слишком мечтатель. Его дух никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного. Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте – чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек.
Бесконечные противоречия

Бесконечные противоречия

  • Заболоцкого Даже литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты («Объединение реального искусства).
  • беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.
  • Еще один парадокс несоответствия – литературные предпочтения Заболоцкого. Известные советские поэты оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову. А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким. Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением.
Жизнь и творчество  Н.А.Заболоцкий родился Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии. Здесь крестили будущего поэта Николая Заболоцкого.

Жизнь и творчество

Н.А.Заболоцкий родился Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии.

Здесь крестили будущего поэта Николая Заболоцкого.

После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский.

После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский.

Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.  

Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.  

В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства).

В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов»

(«Объединение реального искусства).

Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения .

Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения .

Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Эта книга имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе — в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ».

Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Эта книга имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе — в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ».

Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным.
  • Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным.
Работа переводчика

Работа переводчика

  • Кроме того, Заболоцкий начал заниматься переводами. «Витязь в тигровой шкуре» до сих пор знаком читателям именно в переводе Заболоцкого. Кроме этого, он перевел и переложил для детских изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Тиля Уленшпигеля» и один раздел «Путешествий Гулливера». Маршак, переводчик № 1 страны, высоко отзывался о работах Заболоцкого. Тогда же поэт начал работать над переводом со старославянского «Слова о полку Игореве». Это была огромная работа, проделанная необыкновенно талантливо и тщательно. Переводил Заболоцкий и Альберто Саба, мало известного в СССР итальянского поэта.
Женитьба

Женитьба

  • Женитьба В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. Друзья-обэриуты отзывались о ней исключительно тепло. Даже язвительные Хармс и Олейников были очарованы хрупкой молчаливой девушкой. Жизнь и творчество Заболоцкого были тесно связаны с этой удивительной женщиной. Заболоцкий никогда не был богат. Более того, он был беден, иногда попросту нищ. Скудные заработки переводчика едва позволяли содержать семью. И все эти годы Екатерина Клыкова не просто поддерживала поэта. Она полностью передала ему бразды правления семьей, никогда ни в чем с ним не споря и ничем не упрекая. Даже друзья семьи поражались преданности женщины, отмечая, что есть в такой самоотверженности что-то не совсем естественное. Уклад дома, малейшие хозяйственные решения – все это определял только Заболоцкий.
В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным.  Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.

В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным. Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.

« ВЕЧЕРНИЙ БАР»

  • По потолкам они качали Бедлам с цветами пополам. Один рыдает, толстопузик, Другой кричит: "Я - Иисусик, Молитесь мне, я на кресте, В ладонях гвозди и везде!" К нему сирена подходила, И вот, тарелки оседлав, Бокалов бешеный конклав Зажегся, как паникадило. Глаза упали, точно гири, Бокал разбили, вышла ночь, И жирные автомобили, Схватив под мышки Пикадилли, Легко откатывали прочь. А за окном в глуши времен Блистал на мачте лампион. Там Невский в блеске и тоске, В ночи переменивший краски, От сказки был на волоске, Ветрами вея без опаски. И как бы яростью объятый, Через туман, тоску, бензин, Над башней рвался шар крылатый И имя "Зингер" возносил.

В глуши бутылочного рая, Где пальмы высохли давно, Под электричеством играя, В бокале плавало окно. Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело, Над ним пивной дымок вился... Но это рассказать нельзя. Звеня серебряной цепочкой, Спадает с лестницы народ, Трещит картонною сорочкой, С бутылкой водит хоровод. Сирена бледная за стойкой Гостей попотчует настойкой, Скосит глаза, уйдет, придет, Потом с гитарой на отлет Она поет, поет о милом, Как милого она любила, Как, ласков к телу и жесток, Впивался шелковый шнурок, Как по стаканам висла виски, Как, из разбитого виска Измученную грудь обрызгав, Он вдруг упал. Была тоска, И все, о чем она ни пела, Легло в бокал белее мела.

  • Мужчины тоже всё кричали, Они качались по столам,
ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ   Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.         Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания. 

ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.  

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания. 

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА  Н. А.Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии - все-таки ее философичность.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

Н. А.Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии - все-таки ее философичность.

В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.

В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.

Судьба поэта-философа была горькой. Он был репрессирован в 1938 году и надолго оторван от литературы. Но в России всегда оставались честные люди, которые ценили его поэзию.   

Судьба поэта-философа была горькой. Он был репрессирован в 1938 году и надолго оторван от литературы. Но в России всегда оставались честные люди, которые ценили его поэзию.  

К. И. Чуковский писал:

К. И. Чуковский писал: "Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом". Так Чуковский подкрепил свое мнение о Заболоцком, которое он выразил в трех словах - подлинно великий поэт.

ИСТОЧНИКИ 1.Николай Заболоцкий. Вешних дней лаборатория: Стихотворения и поэма-М.:Молодая гвардия,1987. 2. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998 3. Заболоцкий Н. А. Изб. Соч. М., 1991 4. Заболоцкий Н. А. В роще берёзовой. Столбцы и поэмы. М., 2004 5. fb.ru . Николай Заболоцкий: биография, творчество. 6.Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru

ИСТОЧНИКИ

1.Николай Заболоцкий. Вешних дней лаборатория: Стихотворения и поэма-М.:Молодая гвардия,1987.

2. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998

3. Заболоцкий Н. А. Изб. Соч. М., 1991

4. Заболоцкий Н. А. В роще берёзовой. Столбцы и поэмы. М., 2004

5. fb.ru . Николай Заболоцкий: биография, творчество.

6.Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее