«Осень 2024»

Проектно-исследовательская работа "Узоры в истории нашего края"

Проектно-исследовательская работа "Узоры в истории нашего края"

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 42








Проектно-исследовательская работа





«Узоры в истории нашего края»







Выполнила: ученица 8а класса

Еникеева Алина

Руководитель: учитель технологии вышей категории

Воронина Л.А.




Нижневартовск

2017


Содержание

1.Подготовительная часть…………………………………………………………………… 3

1.1. Обоснование и актуальность проекта…………………………………………………… 3

1.2. Цель и задачи проектирования…………………………………………………………… 3

1.3. Историческая справка о народных художественных промыслах и ремеслах Ханты-Мансийского автономного округа…………………………………………………………….. 3

1.4.Исследование узоров и орнаментов Югры………………….………………...……………4

1.5.Виды орнаментов…………………………………………………………………………… 5

1.6. Элементы, мотивы и их значение. ………………………………………………………...6

1.7.Построение орнаментов……………………………………………………………..……..8

2. Технологическая часть……………………………………………………………………. 8

2.1. Выбор материалов, инструментов и оборудования…………………………………….. 8

2.2. Основные способы росписи ткани………………………………………………………... 8

2.3. Композиция…………………………………………………………………………………..9

2.4. Технологическая последовательность выполнения изделия……………………………..10

3. Экономическая часть………………………………………………………………………. 10

3.1. Расчёт себестоимости……………………………………………………………………..10

3.2.Маркетинговое исследование……………………………………………………………… 10


4.Заключительная часть……………………………………………………………………… 12

4.1 Межпредметные связи…………………………………………………………………….. 12

4.2.Экспертиза проектной работы…………………………………………………………….13

4.3.Вывод………………………………………………………………………………………… 13


Литература………………………………………………………………………………………13

Приложение 1…………………………………………………………………………………… 14

Приложение 2…………………………………………………………………………………… 15

Приложение 3…………………………………………………………………………………… 16

Приложение 4…………………………………………………………………………………… 17


1.Подготовительная часть

1.1. Обоснование и актуальность проекта

Народные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама традиция ремесла корнями уходит в глубь веков и питается содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов. В преддверии празднования 80-летия ХМАО проводилось много разных мероприятий, связанных с этой датой. Меня заинтересовало разнообразие узоров и орнаментов югории и я решила изучить их историю, виды и значения.

Актуальность темы объясняется попыткой исследования традиции двух народов через декоративно – прикладное творчество.

Проблема представленной работы - необходимость усиления внимание к сохранению и развитию национальных культур и возрождению народных традиций.

В работе использованы материалы Свердловского государственного областного историко-краеведческого музея, Березовского филиала окружного краеведческого музея. В основу исследования югорских узоров легли материалы авторов Ромбандеевой Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 2003г.; Лукиной Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Издательство Томского университета, 1994 г; Ерныховой Е.Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Березово, 1997. Бубновене О.Д. Народные художественные промыслы Югры. Хантымансийск,2008.

1.2. Цель и задачи проектирования

Цель – изучение узоров и орнаментов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, изготовление батика «Узоры нашего края» и буклета для школьного музея.

Задачи:

  • познакомиться с народными и художественными промыслами Югры;

  • изучить орнаментальное искусство народов ханты и манси;

  • исследовать узоры и орнаменты нашего края;

  • изучить построение узоров и орнаментов;

  • разработать эскиз и качественно выполнить работу;

  • провести маркетинговое исследование.

1.3. Историческая справка о народных художественных промыслах и ремеслах Ханты-Мансийского автономного округа

Народные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама традиция ремесла корнями уходит в глубь веков и питается сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов.

Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождением ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления с целью удовлетворения практических и эстетических запросов. В каждой семье самостоятельно производилось практически все необходимое. Мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты.

Художественные традиции народов, включающие в себя устойчивые образы и сюжеты, технические приемы сформировались позже, чем древние ремесла. Традиционные каноны ремесла не требовали специальных знаний и особой квалификации, были доступны всем. Ремесла у многих народов до сих пор существуют в форме домашних и представлены следующими основными направлениями:

• работа с мехом; • работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей;

• резьба по кости; • резьба по дереву;

• работа с берестой; • плетение из корней кедра;

• плетение из травы; • ткачество;

• работа с тканью; • вязание, вышивка нитками;

• работа с бисером; • работа с глиной.

1.4. Исследование узоров и орнаментов Югры




Если внимательно посмотреть на мансийскую и хантыйскую одежду — женские платья, шубы-сахи, на меховые мешки и сумки, берестяную утварь,то нельзя не заметить, как они красиво украшены. Раньше все необходимое для хозяйства и промысла изготавливали сами. Да и сейчас многие женщины сами выделывают шкуры, шьют меховую одежду и обувь для членов своей семьи, сами обрабатывают бересту. Для этого нужно умение и много времени. Красивую саху порой шьют несколько лет, работая тщательно и любовно.Многие предметы служили долго, оставаясь с человеком на всю жизнь. Поэтому выполняли их тщательно и красиво украшали.

Почему так заметны узоры на одежде и на утвари? Меховые узоры на сахах выполнены из черного и белого меха, на красно-коричневой поверхности берестяных набирушек и коробок хорошо видны светлые рисунки, а на ткани платья — яркие полоски или белые узоры. Белый цвет соседствует с темным — это называется «принцип контрастности». Он делает изображение особенно выразительным. Чаще встречаются не одиночные рисунки, а целые полосы из повторяющихся мотивов — их и называют орнаментами. Главное свойство любого орнамента — правильное чередование его мотивов, их повторяемость, упорядоченность. Орнаментальное искусство у хантов и манси очень развито.

Как рождается орнамент? Очень часто на стенках берестяной утвари встречаются изображения птиц. Но они сильно отличаются от реальных кукушек, глухарей и тетеревов, они более упрощенные, стилизованные, скорее напоминают геометрические фигуры, чем живые существа. Так и формируются орнаментальные мотивы. В повторяющихся узорах воплотились явления природы — рябь на воде, обнажившиеся после половодья песчаные отмели, накаты волн — у манси есть орнаменты с такими названиями. Любимые орнаментальные мотивы таежных жителей хантов и манси — следы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра. Острый взгляд охотника-промысловика, доскональное знание им повадок и строения животных и птиц — все это отразилось в орнаментальном искусстве. Вот и появились на свет орнаменты — «соболь», «ушки молодого соболя на ветке дерева», «соболь, лежащий в гнезде», «сгиб лапы лисы», «локоть молодого лисенка», «ободранное крыло старого гуся». По состоянию рогов оленей ханты и манси судили о возрасте, силе и здоровье животного. Поэтому так много орнаментов, связанных с оленьими рогами. Есть орнаменты «челюсть щуки», «узор чешуи окуня». Отразились в орнаменте и предметы быта — «лезвие топора», «крючок ручки весла».

Орнамент можно сравнить с языком народа. Как и язык, орнамент отражает природное окружение человека, его быт и хозяйство. В языке для этого служат слова, а в орнаменте — стилизованные образы или орнаментальные мотивы.

Издавна ханты и манси поддерживали связи со своими северными соседями — ненцами, откуда и появились в их искусстве ненецкие орнаменты — об этом говорят их названия. С приходом русских появился орнаментальный мотив «крест».

Орнаменты очень устойчивы. Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Но это не значит, что они остаются абсолютно неизменными, не развиваются. Сохраняя общий строй орнамента, мастерица может внести в него новые элементы, как подсказывает ей ее воображение. Новые мотивы закрепляются в орнаментальном искусстве, передаются из поколения в поколение, а в названии их остается тот, кто их придумал. Например, у хантов есть орнамент, который называется «сургутской женщины быка рога».

1.5. Виды орнаментов

1. Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.

2. Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.

3. Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.

4. Каллиграфический орнамент - состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму.

5. Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, значков и эмблем.

1.6. Элементы, мотивы и их значение.

Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях. Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль. От изгибов зигзага вверх и вниз могут отходить прямые линии. Еще один путь развития зигзага – его разрыв на отдельные составляющие: «изгибы друг от друга отделились».

Треугольник. Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия: «бахрома», «щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх; «голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз; «топора лезвие» - если основание размещено вертикально.Щука (в узорах «щучьи зубы», «пасть щуки», «щучья челюсть») – особая рыба. Согласно священной песне Казымской богини, из-за того, что ее муж изготовил «двусторонние» («неправильные») нарты, она ссорится с ними отрубает ему ноги. После этого она заклинает его быть духом в образе щуки, так что он может только плавать.. Утка играет существенную роль в мифологии обских угров. Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана. В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок). В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве. Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

Ромб. Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают». В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку. Таким же способом принимают облик животных духи хантов. Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать. Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

Уголок. Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента.«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. В фольклоре сохраняется выражение «В шапку из зимнего зайца одетая най, в шапку из весеннего зайца одетая най». Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде. Значение узора «конец стрелы» объясняют так: «Вдруг кто-то в тебя стрелу выпустит». По сей день распространено мнение, что наслать на человека болезнь можно магическим путем – «послать стрелу». Поэтому необходимо всегда быть готовым к их отражению – держать собственные стрелы «взведенными». Стрелы являются защитой и от всех других злых существ. «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка»- основа более сложных узоров.

«Крылья чайки». Считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой. На Медвежьем празднике основной (а иногда и единственной) атрибутикой духов, появляющихся в птичьем обличье, являются натуральные крылья какой-либо птицы, с помощью которых исполнитель имитирует полет. Вероятно, по этой причине в названиях узоров встречается слово «крыло» как заместитель самой птицы.

«Челюсть лошади». В фольклоре хантов встречаются крылатые кони, богатыри, умеющие их укрощать, облака черной пыли из-под копыт, зашивание врага в семь конских шкур и т.д. Боги наиболее высокого ранга восседают на лошадях.

Крест. Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами. Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть. Значение перекрытия (закрытия) сегодня проявляется и в достаточно нецелесообразном с практической точки зрения действии.

Змея. Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини. Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга. Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет. Далее: русские говорят «гипнотизировать умеет», а по-хантыйски «змеиный рот имеет».

Священные изображения. В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах. Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне. Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Птицы. Много изображений птиц – на детских и женских вещах. Эти изображения объединяются в несколько подгрупп: «глухаря сна узоры», «чайки изображение», «трясогузки изображение», «двухголовая птица», и другие. Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. «Без зубов ребенка душу держит еще Калтащ-мать, когда отпускает, душа где попало привычку ходить имеет, поэтому и делается для нее вместилище, иначе ребенок будет плохо спать.» Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним.

Солнце. «Солнце» - «Солнце-най-матерь», дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни. Часто рядом с основным узором соседствуют птицы или фон заполняют какими-либо простейшими элементами. Штрихи возле солнца – это некие зародыши, семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение». Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики. Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую, так и будущую.

1.7. Построение орнаментов

Исследователи называют хантыйские и мансийские орнаменты «геометрическими». Если внимательно присмотреться к любому из них, то станет очевидно, что он состоит из геометрических фигур — равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников. При этом стороны квадратов равны сторонам треугольников, а в прямоугольники вписывается целое число квадратов. Все углы орнамента — прямые. Налицо четкая математическая основа. Зная ее, легко воспроизвести уже известный орнамент или даже построить свой собственный, изобразив любимое животное или растение.

2. Технологическая часть

2.1. Выбор материалов и инструментов.

Для выполнения работы мне понадобились: резервный состав, трубочка, акриловые краски, шелк, подрамник, кисти, кнопки для закрепления ткани.

2.2. Основные способы росписи

Ручная художественная роспись тканей имеет многовековую историю и состоит из различных способов. Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик. Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.



Холодный батик

По характеру роспись холодного батика отличается от росписи горячего батика тем, что рисунок первого более графичен и обязательно имеет четкую контурную обводку резервирующим составом. Для работы способом холодного батика подходят крепдешин, шифон, креп-жоржет и другие ткани. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, а также от способности последней впитывать резервирующий состав.

Для нанесения на ткань контура рисунка резервирующим составом используют стеклянные трубочки различной конструкции. Когда роспись полностью выполнена, ткань снимают с рамы, удаляют резервирующий состав способом, описанным в разделе о горячем батике, и запаривают. После запаривания ткань утюжат и окончательно отделывают. Так же воспользовавшись цветными контурами по ткани, можно добиться очень красивого эффекта и придать окончательную завершенность работе.

Горячий батик

Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Свободная роспись

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие резервирующих составов. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, ткань часто грунтуют концентрированным раствором поваренной соли, (крахмалом, ПВА, КМЦ, желатином и др.). Ткань высушивают и расписывают ее также как работают акварелью на бумаге. Закрепление красителей выполняют по инструкции: запаривание, термообработка утюгом.

Свободная роспись с применением солевого раствора. Натянутую на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.

Узелковый батик

Ткань складывают и перевязывают синтетической нитью (бечевкой) так, чтобы в местах перевязок краска не проходила на ткань. Затем расписывают кистью сначала светлые, а затем темные участки. После просушки ткани, удаляются нити, ткань проглаживается. Очень часто таким способом украшаются футболки, косынки, платки и др. изделия.

Существуют и другие способы окраски ткани: скручивание, сшивание, аэрография, по трафарету, штамповка, монотипия, валиками, вытравка красителей отбеливателем (травление) и др.

2.3.Композиция

Композиция – основа создания произведения любого вида изобразительного искусства, и от того насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Создавая композицию из узоров нашего края, я продумала графическое, тоновое и цветовое решение. Изучение декоративной композиции мне помогло в использования широкой гаммы цветов и стилизации форм, используемых в изображении. Неотъемлемой частью композиции является колорит. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое. Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Для создания своего произведения я проделала большую работу: изучила и собрала обширный наглядно-теоретический материал по теме, выполнила большое количество зарисовок и набросков.

Вывод: для создания картины «Узоры нашего края» в технике «батик» я усовершенствовала технологию художественной росписи ткани, законы создания декоративной композиции. В процессе работы изучила необходимый материал по выбранной теме и приступила к созданию картины.

2.4. Технологическая последовательность выполнения изделия

Таблица № 3

Название операции

Материалы

Инструменты и оборудование

1.Создать эскиз

2.Праработать эскиз в цвете.

3.Переснять рисунок на ткань

4.Выдуть резервный состав

3.Подбор цветов в красках в соответствии с композицией

4. Выполнение работы в соответствии с эскизом.

5. Окончательная отделка, проглаживание, оформление в рамку

Бумага

Бумага,





Резервный состав


Акриловые краски




Акриловые краски


Карандаш

Акварель


Мягкий карандаш


Трубка


Кисти





Кисти



Утюг, рамка

3. Экономическая часть.

3.1. Расчёт себестоимости

Себестоимость изделия, при условии его изготовления в домашних условиях, а не на производстве, рассчитывается исходя из затрат на материалы и электроэнергию. Для выполнения работы мне пришлось купить красители, рамку, резервный состав. Поэтому себестоимость моего изделия будет состоять только из затрат на красители, резервный состав, рамку и электроэнергию.

Таблица № 4

Материал

Цена

1

Красители

250 рублей

2

Рамка

260 рублей

3

Резервный состав

30 рублей

4

Электроэнергия

Утюг 1 час 2,5 кВт



2,7 рублей



Итого

542,7 рублей


Вывод: для выполнения моей работы понадобилось всего лишь 542,7 рублей.


3.2.Маркетинговое исследование

Для того чтобы знать какие качества в изделии хотят видеть люди, я составила анкету и провела анкетирование (Приложение 2).

По поставленной анкете я сделала опрос своих одноклассниц и знакомых. Результаты опроса представлены в таблице 1(Приложение 3).

Вывод: из 14 опрошенных 11 купили бы изделие. Значимым критерием при покупке 9 человек считают оригинальность модели. 10 человек предпочитают, чтобы купленное изделие было в единственном экземпляре. Самым высоким аргументом при покупке 9 человек считают ручную работу, 4 человека цену и 1 человек– цвет. В изготовленном изделии 8 человек ничего бы не изменили и 2 человека изменил бы цвет, 4 человека – размер. 9 человек из опрошенных предпочли бы купить изделие ручного производства по более высокой цене, а 5 человек купили бы изделие массового производства по низкой цене. Это говорит о том, что если бы я захотела заняться изготовлением изделия на заказ, то это производство могло бы принести мне определённый доход.

Для того, чтобы узнать, как знают историю и культуру нашего края я провела анкетирование своих знакомых (Приложение 4).

В анкетировании приняло участие 32 человека в возрасте от 9 до 16 лет. По результатам опроса стало ясно, что всего 17 человек знают, что такое орнамент. Виды орнаментов знают 11 человек. О способах выполнения орнамента знают 8учеников, об узорах и орнаментах ХМАО- 6, а об орнаментах Нижневартовского района всего 2 человека.



Вывод: по результатам анкетирования стало ясно, что участники анкетирования очень мало знают об узорах и орнаментах ХМАО. Отсюда возникла необходимость в создании буклета для школьного музея, который окажет реальную помощь педагогам и учащимся, занимающимся вопросами изучения художественной культуры северных народов ханты и манси, а также будет интересен всем интересующимся историей и традициями нашего края.

4.Заключительная часть

4.1.Межпредметные связи

Для того чтобы выполнить творческий проект мне понадобились знания следующих предметов:

  • русского языка (для того чтобы грамотно оформить отчет);

  • математики (правильно посчитать себестоимость изделия);

  • технологии (умения выполнять работу, подбирать необходимые материалы и инструменты, знания ТБ);

  • изобразительного искусства (построение композиции);

  • информатики (напечатать и оформить отчет и презентацию).

  • физики (высчитать по формуле кВт, затраченные при работе на электрооборудовании)

4.2.Экспертиза проектной работы

  1. Цель достигнута.

  2. Выполняя изделие, получила огромное количество положительных эмоций.

  3. Узнала много нового и интересного о традициях и культуре народов ХМАО.

  4. Исследовала узоры, орнаменты и цвета Югры.

  5. Изготовила буклет и картину для школьного музея.

4.3.Вывод

Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнамент и цвет предмета во многом зависят от места его применения: в костюме, обуви или предмете домашнего обихода. Украшенные орнаментом вещи из обычных предметов домашней утвари превращаются в предметы ритуальных традиций, становятся оберегами, как вышитый на медальоне символ птицы, несущей покой мансийскому ребёнку. Зная мотивы, знаки, орнаменты легко понять, о чем говорит в своём изображении автор, его настроение, мысли.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.


5.Литература


  1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004.с.214

  2. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005.с.209

  3. Ерныхова Е.Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе.

Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа . Березово, 1997. С.87

  1. Лепшина О.А.Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001.с.231

  2. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001.с.122

  3. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002.с.94.

  4. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992 г.с.145

  5. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Издательство Томского университета, 1994 г.с.62

  6. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 1993 г.с.373

  7. История и культура хантов. Под ред. Н.В.Лукиной – Томск: Издательство Томского университета, 1995 г.

  8. http://webposidelki.ru/index_vyshivka-lentami

  9. http://www.etnic.ru/edu/orn/

  10. http://docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provide








Эскиз Приложение №1















































Анкета по изучению покупательского спроса на изделие

Приложение 2


  1. Хотели бы приобрести данное изделие?


А) Да.

Б) Нет.


  1. Какие критерии вы считаете наиболее значимыми при покупке?


А) Цветовое решение.

Б) Оригинальность модели.

В) Доступность в цене.


  1. Вы предпочитаете, чтобы купленное изделие было в единственном экземпляре?


А) Да.

Б) Нет.


  1. Какие изменения Вы бы внести в изделие?


А) Цвет.

Б) Размер.

В) Ничего.

Г) Отделка.


  1. Вы бы предпочли купить изделие


А) Массового производства, но дешевле.

Б) Ручного производства, но дороже.



















Результаты анкетирования Приложение 3

Таблица 1


Фамилия, имя

1

2

3

4

5

1

Ахмадиева Лейсайн

А

А

А

В

Б

2

Бывальцева Алена

А

Б

А

В

Б

3

Жакыпбаева Айтурган

А

В

Б

Б

Б

4

Захарчук Марина

А

Б

А

В

А

5

Ильяшевич Кристина

Б

Б

А

А

Б

6

Кирикой Наталья

А

Б

А

Б

А

7

Костенко Галина

А

Б

Б

А

Б

8

Магонская Анастасия

А

В

А

В

Б

9

Халилова Шахла

А

Б

А

Б

А

10

Сабитова Алина

А

Б

А

В

Б

11

Просвиркина Светлана

А

Б

А

В

Б

12

Тажутдинова Саният

Б

А

Б

Б

А

13

Филиппова Анастасия

А

А

А

В

А

14

Швецова Антонина

Б

Б

Б

В

Б





















Анкета

Приложение 4

1.Что такое орнамент? 2.Какие виды орнаментов вы знаете? 3. Способы выполнения орнамента. 4.Какие узоры и орнаменты ХМАО вам известны? 5.Знаете ли вы орнаменты нижневартовского района? 6.Где используют орнаменты народы ХМАО? 7.Из каких материалов выполняют орнаменты ханты и манси?





































Звёздочка обдумывания

Приложение 5








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее