«Зима 2025»

Рабочая общеобразовательная общеразвивающая программа по музыке 7 класс

Программа может быть использована для учителей музыки в школе. Календарнотематическое планирование поможет спланировать грамотно и четко урок.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуренская средняя школа

«Рассмотрено»

на методическом совете школы

Руководитель МС: _____/______________/

Протокол № 1 от ____.08.2019

«Согласовано»

зам.директора по УВР

________/Н.А.Каравашкина/

______.08.2019

«Утверждаю»

директор школы

___________/Н.В.Кузина/

Приказ № ___ от___.___.2019







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета

Музыка

Класс 7


Общее образование

Основное

ФИО учителя Царева Наталья Валентиновна


Срок реализации

2020-2021 учебный год

Количество часов всего/в неделю


Рабочую программу составила: __________/________________________/



































Пояснительная записка



    1. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для _7___ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;

  • на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл М: Просвещение, 2019г) рекомендованной Минобрнауки РФ в соответствии с ФГОС 2 поколения.

  • ООП ООО (ООП НОО) МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)

1.2 Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год на изучение музыки в___7___ классе отводится ___1___ час в неделю, ___34___ часа в год

1.3. УМК

При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:

1.3.1. для учителя: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская ,И.Э.Кашека «Музыка 5-8 класс» Учебно-методическое пособие и рабочие программы по музыке 5-7 класс

1.3.2. для обучающихся: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская , «Музыка 7класс» Учебник

1.3.3. электронные ресурсы: http://education.simcat.ru/school31/teacher/page2/

https://afanasjeva-natalya-mikhajlovna32.webnode.ru/



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам уча­щихся к концу учебного года.

2.1. Личностные:

Личностными результатами изучения курса «Музыка» являются формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей;

  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

2.2.Метапредметные понятия

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся  приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

2.2.1 Познавательные

Познавательные УУД

  • познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

  • проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;

  • выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;

  • понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

  •  идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

  • применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

  • проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

  • формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

2.2.2

Регулятивные УУД

  • самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

  • осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;  

  • устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

  • развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

устойчивое умения работы с  различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта

Учащиеся научатся:

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • установление простых причинно-следственных связей.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

2.2.3

Коммуникативные УУД

  • устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

  • владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах. 

Учащиеся научатся:

- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Учащиеся получат возможность:

- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников

.

Информационные УУД

  • умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

  • использование информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;

  • владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;

  • проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе  Microsoft Office РowerPoint 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

  • умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

  •  умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

  • совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпен, айфон);

  • развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl  и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;

оценивание добытой информации с точки зрения ее  качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.


2.3. Предметные:

Предметными результатами изучения курса «Музыка» являются формирование следующих умений:

  • Учащиеся должны знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • знать и иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

Должны уметь:

  • уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально - ритмического движения, импровизации.

  • уметь ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

  • Ученик научится:

  • - понимать значение интонации в музыке как носитель образного смысла;

  • - анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • - понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • - знать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • - знать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • - определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • - выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • - передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • - распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки;

  • - определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке;

  • - выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • - определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • - обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • - понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

  • - понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;


Ученик получит возможность научиться:

- знать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита);

- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, хорового концерта;

- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

- определять типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное);

- использовать в учебных целях информацию музыкального искусства.




3. Основное содержание учебного предмета Музыка 7 класс

._1__ ч в неделю, всего _34___ часа в год

Раздел 1. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (18 часов).

«Классика и со­временность». Вечные темы классической музыки и их претво­рение в произведениях разных жанров. Художественные напра­вления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенно­сти музыкального языка. Единство содержания и формы музы­кальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сце­нических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ан­самбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально - хореографические сцены и др. Приемы симфонического разви­тия образов.

Раздел 2.«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (16 часов).

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): вы­дающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музы­ка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.





№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы

контроля


I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

18час.


1.

Классика и современность

1 ч.


2-3.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2 ч.


4-5

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны.

2 ч.


6-7-8

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

3 ч.


9.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1 ч.


10-11

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

2 ч.


12-13

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

2 ч.


14.

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита»

1 ч.


15-16.


Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

2 ч.


17-18.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

2 ч.

тест


II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

16 час.


19-20.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2 ч.


21-22.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2 ч.


23-.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

1 ч.


24-25-

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2 ч.


26-27-28.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

3 ч.


29-30.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

2 ч.


31-32.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

2 ч.

тест

33-34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2



Исследовательский проект

Вне сетки часов



За учебный год:

34ч.





4.Тематическое планирование



Тема раздела

Количество

часов

Количество часов в неделю

Количество контрольных работ

7 класс

1 раздел

Особенности музыкальной драматургии

18

1

1

2 раздел

Особенности музыкальной драматургии

16

1

1


Календарно-тематическое планирование учебного предмета « Музыка» 7 класс


п/п


Тема урока

Кол-во

часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки


Вид контроля

Дата


Коррекция

план

факт

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18 ч.)

1

Классика и современность

1

Вводный

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидность стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля

Уметь приводить примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

сентябрь



2

В музыкальном театре. Опера.

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие опер.

Уметь:

Приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; опредилять роль оркестра в опере


Хоровое пение.

Устный опрос.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.


сентябрь



3

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Знать:

Драматургию развития оперы;

То, что музыкальные образы могут стать воплощением каких –либо исторических событий.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ

музыки.


Расширение и углубление знаний Интонационно-образный анализ

Музыки.

сентябрь



4-5

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»




2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с русской эпической оперой «Князь Игорь». Драматургия оперы. Музыкальные образы оперных героев.


Уметь называть полные имена композиторов:

А.П. Бородин,

М.И. Глинка.

Знать их произведения.


Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

Музыки. Вокально-хоровое интонирование.

сентябрь-октябрь



6

В музыкальном театре. Балет.







1

Расширение и углубление знаний

Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Современный и классический балетный спектакль.

Знать понятия:

Балет, типы балетного танца;

Составляющие балета.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование.

октябрь



7-8

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»






2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Б.И. Тищенко «Ярославна», музыкальные образы героев балета.

Знать драматургию развития балета.

Уметь:

Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Определять тембры музыкальных инструментов.


Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Хоровое пение.

октябрь



9

Героическая тема в русской музыки.






1

Повторение и обобщение полученных знаний


Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма..

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы.

Беседа. Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

ноябрь




10-11


В музыкальном театре. «Мой народ - американцы»

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»


2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина.

Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века.

Знать жизнь и творчество Дж. Гершвина, драматургию развития оперы

Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Определение средств музыкальной выразительности.

ноябрь



12 -13

Опера Ж. Бизе «Кармен»








3

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».

«Кармен» - самая популярная опера в мире.

Знать драматургию развития оперы;

Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ.

ноябрь-декабрь



14

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р.К. Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе.

Знать драматургию развития балета; понятие транскрипция.

Уметь проводить интонационно - образный анализ.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ.

декабрь



15

Урок – опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»

1

Расширение и углубление знаний

Музыка И.С. Баха – язык всех времён и народов.

Современные интерпретации сочинений Баха.

Знать понятия: месса, всенощная.

Уметь называть полные имена композиторов:

И. С. Бах,

С.В. Рахманинов

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ.

декабрь




16


Урок – опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»


1


Расширение и углубление знаний.



Углубление знакомства с

рок - оперой

Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве.

Знать драматургию развития рок - оперы.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов.



Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ.


декабрь



17





Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»




1





Расширение и углубление знаний.


Знакомство с музыкой Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»




Знать понятие сюита.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Хоровое пение.










декабрь

тест


18

«Гоголь - сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»




1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Знакомство с музыкой А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка » по произведениям Н.В. Гоголя


Знать понятия: сюита и поли стилистика

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Хоровое пение.


январь



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16 ч.)

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки


1

Расширение и углубление знаний.

Сообщение и усвоение новых знаний. (Комбинированный)


Музыкальная драматургия в инструментально – симфонической музыке. Главное в музыке- развитие.

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь:

Приводить примеры.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.


январь



20

Два направления музыкальной культуры:

Светская и духовная музыка.




1

Расширение и углубление знаний.


Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.

Знать понятия: духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка.

Уметь приводить музыкальные примеры.

Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение.


январь-февраль



21

Камерная инструментальная, музыка: этюд.

1

Расширение и углубление знаний.


Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа.

Знать понятие этюд.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.

Устный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ.

февраль



22

Транскрипция.

1

Расширение и углубление знаний.


Транскрипция – переложение музыкальных произведений.

Знать понятие транскрипция.

Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений.

Устный и письменный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки.

Выявление средств музыкальной изобразительно-сти.

февраль



23

Циклические формы инструментальной музыки.

1

Расширение и углубление знаний.

Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика..

Уметь:

Проводить музыкальные примеры;

Определять тембры музыкальных

инструментов.


Устный и письменный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки.

Выявление средств музыкальной изобразительно-сти.

март







24-25

Соната

2

Расширение и углубление знаний.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.

Называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен, С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт

Устный и письменный контроль.

Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение.



март



26-30

Симфоническая музыка

5

Расширение и углубление знаний.

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения:

4 части, воплощающие разные стороны жизни человека.

Симфония в творчестве великих композиторов.

Знать понятие симфония и особенности строения симфонии. Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ. Определять тембры музыкальных инструментов.


Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно – образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов.

апрель-май



31

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь анализировать составляющие средств выразительности;

Определять формы пьесы;

Проводить интонационно-образный анализ музыки.


Слушание музыки.

Интонационно- образный анализ. Устный контроль.

Хоровое пение.

май

тест


32

Инструментальный концерт

Дж. Гершвин.

«Рапсодия в стиле блюз»


1

Расширение и углубление знаний.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт.

Сонатно – симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна.

Знать:

понятие инструментальный концерт;

строение инструментального концерта.

Уметь:

проводить интонационно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность.


Устный и письменный контроль. Слушание музыки.

Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

май







33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.



1

Расширение и углубление знаний.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Симфоджаз.

Знать понятия:

Джаз, симфоджаз и их отличительные черты.

Уметь:

Проводить интонационно – образный анализ музыки;

Выявлять жанровую принадлежность.

Беседа.

Устный контроль.

Интонационно – образный анализ прослушанной музыки.

Определение жанра.

Хоровое пение.

май



34


Пусть музыка звучит!

1

Расширение и углубление знаний.

Повтори-тельно – обобщающий урок.

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.

Знать понятия:

Фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок – опера и их отличительные особенности.

Уметь определять тембры музыкальных инструментов;

Приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов.





Устный и письменный контроль.

Беседа.

Хоровое пение.

Определение тембров музыкальных инструментов.


май




















Контрольно- измерительные материалы


Цель проведения тестирования и выбор тестовых заданий зависит от вида контроля учебной деятельности учащихся: входной, выходной, поурочный (текущий), тематический, периодический, итоговый.

Дидактический тест — это набор заданий, позволяющий определить качество знаний учащихся, установить степень усвоения ими определённого материала. Предлагаемые задания способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на уроке, расширяют кругозор. Основная цель тестирования — проверить теоретические знания учащихся, полученные на уроках музыки. Учащиеся выполняют задания путём выбора правильного ответа и его записи, например: 1а; 2в; 3б и т. д. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группах. При проверке заданий учитель отмечает знаком«+» правильный ответ, знаком «–» — неправильный. Дидактические тесты можно применять в качестве олимпиадных заданий на уроках. В этом случае места распределяют в зависимости от количества полученных баллов.

В настоящей работе представлен итоговый тест по музыке для учащихся 7 класса общеобразовательной школы обучающихся по программе Критской Е.Д, Сергеевой Г.П. Данный тест проводятся в конце учебного года, и выявляет знания учащихся полученные за целый учебный год. Тест состоят из 30 вопросов.На решение теста отводится целый урок.


Критерии оценки:

Отметка «5»

При выполнении 100-85% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 84 - 70% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 69 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы


Тест по музыке для 7 класса 1 полугодие

1 вариант





Вопрос 1. Слово «классика» означает:


а) классический

б) образцовый

в) старый

г) современный

Вопрос 2. К «классике» относят таких музыкантов, как:

а) Мусоргский, Бах, Бетховен, Прокофьев, Чайковский и т. д.

б) Пушкин, Лермонтов, Блок, Толстой, Горький и т. д.

в) Онегин, Мазепа, Раскольников, Дубровский, Чичиков и т .д


Вопрос 3. Классика жанра это:

а) современная музыка

б) классическая музыка

в) легкая музыка: джаз. Эстрада, рок

г) популярная музыка

Вопрос 4. Вид музыкально-драматического искусства, сочетающего в себе сольное, ансамблевое и хоровое пение с инструментальной музыкой и сценическим действием это:

а) ария

б) балет

в) речитатив

г) опера


Вопрос 5. Первые оперы в России появились в:

а) 70-х г. 18века

б) 60-х г. 18века

в) 70-х г. 19века

г) 70-х г. 20века


Вопрос 6. Этапы сценического действия:

а) вступление, средняя часть, концовка

б) завязка, развитие, развязка.

в) экспозиция, завязка, кульминация, развязка

г) экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Вопрос 7. Основоположник русской оперной классики:

а) Тищенко

б) Бетховен

в) Глинка

г) Чайковский

Вопрос 8. Медленные, короткие, разделенные остановки фразы:

а) ария

б) речитатив

в) сценическое действие

г) ансамблевое и хоровое пение

Вопрос 9. Оперу «Иван Сусанин» написал:

а) Бородин

б) Иван Сусанин

в) Тищенко

г) Глинка

Вопрос 10. Эпилог и пролог в опере находятся:

а) Эпилог вначале, пролог в конце

б) Эпилог в конце, пролог вначале

в) Эпилог вначале, пролог после него

г) Эпилог в конце, пролог в середине.

Вопрос 11. А. П. Бородин- композитор оперы:

а) Слово о полку Игореве

б) Жизель

в) Ярославна

г) Князь Игорь

Вопрос 12. Вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии:

а) опера

б) балет

в) либретто

г) танец

Вопрос 13. Музыка, идущая в ногу со временем, актуальная на данный момент?

Вопрос 14. Опера «Князь Игорь» состоит из:

а) 4 действий с прологом

б) 4 действий с эпилогом

в) 3 действий

г) 2 действий

Вопрос 15. Балет «Жизель» был создан:

а) Жюлем Перро и Адольфом Аданом

б) Графом Альбертом

в) Карлоттой Гризи

г) А. П. Бородиным


Вопрос 16.
 Вилисы в балете «Жизель»:

а) Батильда, Берта

б) Мирта, Монка, Зюльма

в) Ярославна, Антонида

Вопрос 17. Назовите известные вам виды опер?


Вопрос 18. Напишите развернутый ответ на вопрос «Что такое опера и каковы её составляющие?».

Вопрос 19. Назовите действующие лица оперы «Иван Сусанин»?

Вопрос 20. Назовите действующие лица балета «Жизель»?






Ответы к тесту:



1

б

2

а

3

в

4

г

5

а

6

г

7

в

8

б

9

г

10

б

11

г

12

б

13

Современная музыка

14

а

15

а

16

б

17

Классическая опера, опера-балет, комическая опера, оперетта

18

Действия (акты)-картины-сцены.

19

Иван Сусанин, Антонида, Ваня, Богдан Собинин, Сигизмунд.

20

Жизель, граф Альберт, Берта, Батильда, Мирта, Монка, Зюльма.



Тест по музыке для 7 класса Iполугодие:

2 вариант

1.Назовите главный жанр в творчестве  М.Глинки:
А) балет Б) песня В) опера

2.Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю:
А) баллада Б) серенада В) увертюра

3.Как называется музыкальное произведение  Дж.Гершвина:

А) «Иван Сусанин» Б) «Князь Игорь» В) «Порги и Бесс»

4. Постановщик балета:

А) Дирижёр Б) Балетмейстер В) Капельмейстер

5.Низкий мужской голос:

А) Тенор Б) Сопрано В) Бас

6. Жорж Бизе:

А) Испанский композитор Б) Итальянский композитор В) Французский композитор

7. Танец в балетном спектакле, исполняется на пуантах:

А)народный Б)лирический В)классический Г)характерный

8. Автор балета « Кармен - сюита»:
А) немецкий композитор Ф.Шуберт
Б) русский композитор Р.К.Щедрин
В) польский композитор Ф. Шопен

9.Название последней части спектакля «Гоголь – сюита»:
А) Адажио
Б) Финал
В) Скерцо
Г) Завещание

10. 1904-1987 в годах жил:

А) М.П. Мусоргский Б) П.И.Чайковский В) Д.Б.Кабалевский

                   



Тест по музыке для 7 класса II полугодие:

1 вариант

1.Назовите главный жанр в творчестве Ж.Бизе:
А) балет Б) песня В) опера

2.Состав симфонического оркестра:

а) струнные, деревянные духовые, ударные б) струнные, духовые, ударные

в) струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные

3. Как называется музыкальное произведение А.Бородина:

А) «Иван Сусанин» Б) «Князь Игорь» В) «Порги и Бесс»

4.Руководитель оркестра:

А) Дирижёр Б) Балетмейстер В) Капельмейстер

5.Низкий женский голос:

А) Сопрано Б) Меццо-сопрано В) Бас

6.Автор балета «Ярославна»:?

А)А.Бородин Б) А.Шнитке В) Б.Тищенко

7.Создатель американской национальной музыки 20 века:

А)К.Глюк Б)Р.Роллан В) Дж.Гершвин

8.Автор рок-оперы  «Иисус Христос – суперзвезда»:

А) немецкий композитор Ф.Шуберт Б) русский композитор Р.К.Щедрин
В) польский композитор Ф Шопен Г) английский композитор Э.Л.Уэббер

 9.Название первой части спектакля «Гоголь – сюита»:
А) Адажио
Б) Увертюра
В) Скерцо
Г) Завещание

10. 1873-1943 в годах жил:

А) П.И.Чайковский Б) Д.Б.Кабалевский В) С.В.Рахманинов


Тест по музыке для 7 класса 2 полугодие

2 вариант:



1. Две скрипки, альт, виолончель — этот составмузыкантов называют:

а) трио;

б) оркестр.

в) квартет;



2. Музыкально-драматический спектакль, где всегерои передают свои чувства с помощью танца,мимики, жестов:

а) опера;

б) балет;

в) симфония.

3. Испанский танец, русский танец — эта музыка звучит в балете П. И. Чайковского:

а) «Щелкунчик»;

б) «Лебединое озеро»;

в) «Спящая красавица».

4. Высокий женский певческий голос:

а) меццо-сопрано;

б) сопрано;

в) контральто.

5. Великий русский художник, написавший портрет М. П. Мусоргского, хранящийся в Третьяковской галерее:

а) И. И. Левитан;

б) И. Е. Репин;

в) И. Н. Крамской.

6. Литавры относятся к группе инструментов:

а) деревянные духовые;

б) медные духовые;

в) ударные.

7. Пьеса, отсутствующая в фортепианном цикле«Времена года» П. И. Чайковского:

а) «Подснежник»;

б) «Весенняя песня»;

в) «Песня жаворонка».

8. Произведение, не принадлежащее П. И. Чайковскому:

а) балет «Лебединое озеро»;

б) опера «Пиковая дама»;

в) балет «Петрушка».

9. Главный герой играет на гуслях в опереН. А. Римского-Корсакова:

а) «Золотой петушок»;

б) «Садко»;

в) «Снегурочка».

10. Композитор, сочинивший сюиту «Картинки с выставки» под впечатлением работ художника В. А. Гартмана:

а) А. П. Бородин;

б) М. П. Мусоргский;

в) П. И. Чайковский.

11. Русская балерина, первой станцевавшая партию Джульетты в балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»:

а) Анна Павлова;

б) Галина Уланова;

в) Майя Плисецкая.

12.М. И. Глинка написал песню «Жаворонок»на стихи русского поэта:

а) В. А. Жуковского;

б) А. С. Пушкина;

в) Н. В. Кукольника.

13.Какой медный духовой инструмент изображает Дедушку в симфонической сказкеС. С. Прокофьева «Петя и Волк»:

а) труба; б) валторна; в) туба.

14. Инструмент, из которого извлекают эталонный звук для настройки музыкальных инструментов или голосов хора:

а) клавесин;

б) камертон;

в) кларнет.

15. Главную тему этой симфонии Л. Бетховен назвал «Так судьба стучится в дверь»:

а) 9-я симфония;

б) 3-я симфония;

в) 5-я симфония.

16. Композитор, создавший музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»и ставший основоположником этого жанра:

а) Д. Д. Шостакович;

б) Г. В. Свиридов;

в) С. С. Прокофьев.

17.Оперы «Аида», «Травиата», «Риголетто» написал знаменитый итальянский композитор:

а) А. Вивальди;

б) Дж. Верди;

в) А. Сальери.

18. Автор балетов «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»:

а) И. Ф. Стравинский;

б) С. В. Рахманинов;

в) С. С. Прокофьев.

19. Произведение П. И. Чайковского, не являющееся оперой:

а) «Спящая красавица»;

б) «Евгений Онегин»;

в) «Ундина».

20. Герой, которого нет в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»:

а) Фарлаф;

б) Григорий;

в) Наина.

21. Графические знаки-символы, с помощью которых записывают музыку:

а) мотив;

б) звуки;

в) ноты.

22. Руководитель и организатор «Могучей кучки»:

а) М. И. Глинка;

б) А. П. Бородин;

в) М. А. Балакирев.

23. Композитор, большая часть наследия которого — духовная музыка.

а) И. С. Бах.

б) В. А. Моцарт;

в)Л. Бетховен;

24. Какой жанр в творчестве немецкого композитора-романтика Франца Шуберта занимает центральное место?

а) песни;

б) романсы;

в) вокализы.

25. Знаменитая опера К. В. Глюка, созданная на сюжет греческого мифа:

а) «Фиделио».

б) «Волшебная флейта»;

в) «Орфей и Эвридика»;

26. Музыкальное сопровождение, поддержка основного голоса:

а) адажио;

б) вариации;

в) аккомпанемент.

27. Этого великого австрийского композитора часто называют «отцом симфонии»

а) В. А. Моцарт;

б) Й. Гайдн;

в) Л. Бетховен.

28.Кто автор симфонической сюиты «Шехерезада» по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»:

а) Н. А. Римский-Корсаков;

б) М. И. Глинка;

в) П. И. Чайковский.

29. Какой композитор сочинил сюиту «Пер Гюнт».

а) Ф. Шопен;

б) Э. Григ;

в) Ф. Шуберт.

30. Вокальное произведения в опере, исполняемое одним из героев:

а) ария

б) песня;

в) вокализ.

ОТВЕТЫ:

1-В

2-Б

3-А

4-Б

5-Б

6-В

7-Б

8-В

9-Б

10-Б

11-Б

12-А

13-Б

14-Б

15-В

16-Б

17-Б

18-А

19-А

20-Б

21-В

22-В

23-А

24-А

25-В

26-В

27-Б

28-А

29-Б

30-А

















Приложение 3



































Лист корректировки календарно-тематического планирования

на 2020-2021 учебный год

Класс: _7_____

Предмет: _____Музыка

Учитель: _Н.В.Царева




урока

Тема урока

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

План

Факт

1

Классика и современность

1




2-3

В музыкальном театре. Опера

2




4-5

Опера «Князь Игорь».

2




6-7-8

В музыкальном театре. Балет

3




9

Героическая тема в русской музыке

1




10-11

В музыкальном театре. Мой народ – американцы.

2




12-13

Опера «Кармен».

2




14

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита»

1




15-16

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы

2




17-18

Музыка к драматическому спектаклю

2




19-20

Музыкальная драматургия – развитие музыки

2




21-22

Камерная инструментальная музыка.

2










23

Циклические формы инструментальной музыки.

1




24-25

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2




26-27-28

Симфоническая музыка

3




29-30

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт

2




31-32

Инструментальный концерт. Концерт для.

2




33-34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее