«Весна — лето 2024»

Рабочая общеобразовательная общеразвивающая программа по музыке 5 класс

Программа предназначена для учителей общеобразовательных школ

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка


    1. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для _5___ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;

  • на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл М: Просвещение, 2019г) рекомендованной Минобрнауки РФ в соответствии с ФГОС 2 поколения.

  • ООП ООО (ООП НОО) МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)

1.2 Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год на изучение музыки в___5___ классе отводится ___1___ час в неделю, ___34___ часа в год

1.3. УМК

При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:

1.3.1. для учителя: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская ,И.Э.Кашека «Музыка 5-8 класс» Учебно-методическое пособие и рабочие программы по музыке 5-7 класс

1.3.2. для обучающихся: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская , «Музыка 5класс» Учебник

1.3.3. электронные ресурсы: http://education.simcat.ru/school31/teacher/page2/

https://afanasjeva-natalya-mikhajlovna32.webnode.ru/



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам уча­щихся к концу учебного года.

2.1. Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.


2.2.Метапредметные

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

2.2.1 Познавательные

Учащиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



2.2.2 Регулятивные

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.



2.2.3 Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников

2.3. Предметные:

У учащихся будут сформированы:

- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

2.3.1. Ученик научится:

- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;



2.3.2. Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).





  1. Содержание учебного предмета

1 час в неделю, всего 34 часа


Раздел 1.

Тема  I  полугодия:  «Музыка и литература» (16 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» .(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”



Раздел 2.

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)



Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 33. Мир композитора.

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 34. С веком наравне.

4. Тематическое планирование 5 класс - 34ч.









Тема раздела

Количество

часов

Количество часов в неделю

Количество контрольных работ

5 класс

1 четверть

Музыка и литература


9

1


2 четверть

Музыка и литература

7

1

1

3 четверть

Музыка и изобразительное искусство

10

1


4 четверть

Музыка и изобразительное искусство

8

1

1

За год


34







№ п\п

Наименование раздела, темы

Тема I раздела: Музыка и литература 16 часов

Количество часов

Кол-во практических работ (лабораторных)

Количество контрольных работ (итоговых тестов)

1

Что роднит музыку с литературой?

1



2-4

Вокальная музыка

3

муз. викторина


5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1



8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1



9

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

муз. викторина


10

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, кра­сота?»

1



11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»

2



13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1



14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

муз. викторина


15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1



16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1


Итоговый тест


Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство 19ч




17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1



18

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1



19-20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

2

муз. викторина


21-22

Музыкальная живопись и живописная музыка

2



23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1



24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»

1



25

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

1

муз. викторина


26

Образы борьбы и победы в искусстве

1



27

Застывшая музыка

1



28

Полифония в музыке и живописи

1



29

Музыка на мольберте

1

муз. викторина


30

Импрессионизм в музыке и живописи

1



31

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

1



32

«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1



33

Мир композитора.

1

муз. викторина


34

С веком наравне

1


Итоговый тест


Элементы регионального компонента по учебному предмету «Музыка»

урока

Тема урока

Элементы компонента

13,14

Путешествие в музыкальный театр

Использование музыкально-театральных произведений национальных композиторов

17

Мир композитора

Знакомство с произведениями Ульяновских композиторов



























Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Музыка»__5__ класс



№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

По плану

По факту

Тема I раздела: Музыка и литература 16 1


1/1



Что роднит музыку с литературой?

1

2/2



Вокальная музыка

3






3/2



Вокальная музыка


4/2



Вокальная музыка


5/3



Фольклор в музыке русских композиторов

2

6/3



Фольклор в музыке русских композиторов


7/4



Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8/5



Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

9/6



«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

10/7



«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, кра­сота?»

1

11/8



Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»

2

12/8



Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»


13/9



Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1

14/10



Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15/11



Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16/12



Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1





Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство

19

17/13



Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1



18/14



«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1

19/15



Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

2

20/15



Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»


21/16



Музыкальная живопись и живописная музыка

2

22/16



Музыкальная живопись и живописная музыка


23/17



Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

24/18



Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»

1

25/19



Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

1

26/20



Образы борьбы и победы в искусстве

1

27/21



Застывшая музыка

1

28/22



Полифония в музыке и живописи

1

29/23



Музыка на мольберте

1

30/24



Импрессионизм в музыке и живописи

1

31/25



«О доблестях, о подвигах, о славе...»

1

32/26



«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1

33/27



Мир композитора.

1

34/28



С веком наравне

1






























Контрольно-измерительные материалы по музыке



В процессе обучения важное значение имеет учѐт знаний, умений и навыков школьников. Учитель каждый день следит за успехами детей, контролирует уровень усвоения материала. Облегчить работу педагога в этом направлении может пособие:


Тестирование на уроках музыки в 5-х классах ( по программе Музыка 5-7 классы, авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева). Просвещение 2019г.

Это набор заданий, позволяющий определить качество знаний учащихся, установить степень усвоения определѐнного материала учащимися. Тесты составлены по методу «забегания вперѐд и возвращения к пройденному». Предлагаемые задания в тестах способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на

уроке, расширяют кругозор. Основная цель тестирования проверить теоретические знания учащихся, полученные на уроках музыки.

Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС основного образования школьников и предназначены для проверки уровня овладения учащихся предметными и обще учебными знаниями и умениями. Ниже представлены образцы контрольно- измерительных материалов, которые применяются на уроках для проверки знаний и умений учащихся.

Итоговые тесты 5 класс

Тема раздела: Музыка и литература 1 вариант

  1. Руководитель симфонического оркестра называется: а) Солист;

б ) Певец;

в) Дирижер.

  1. Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра: а) Труба, валторна, туба.

б) Скрипка, виолончель.

в) Балалайка, домра, гусли.

  1. Лирическое стихотворение, положенное на музыку называется: а) Вокализ,

б) Романс, в) Танец.

  1. Кто сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада»? : а) Н .А. Римский-Корсаков;

б) П.И.Чайковский; в) М.И.Глинка.

  1. Музыкальное произведение для голоса без слов называется:

а) Песня; б) Танец; в) Вокализ.

  1. Какое симфоническое произведение на основе русской сказки сочинил А.К. Лядов:

а) «Баба-Яга»;

б) «Кикимора»;

в) «Золушка».

  1. Вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец называется:

а) Опера;

б) Симфония; в) Балет.

  1. Произведение для одного , нескольких или многих голосов называется: а) Вокальное;

б) Инструментальное.


  1. Большая группа музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, называется:

а) Хор;

б) Оркестр; в) Трио.

  1. Какие музыкальные инструменты не входят в состав симфонического оркестра:

а) Скрипка, виолончель, контрабас. б) Гусли;

в) Гобой, кларнет, фагот.

  1. Какую из этих опер написал М.И.Глинка :

а) « Снегурочка»;

б) «Руслан и Людмила»;

в) « Волк и семеро козлят».



Правильные ответы: 1в; 2в; 3б; 4а; 5в; 6б; 7в; 8а; 9б; 10б; 11б.



Итоговый тест

Тема раздела: Музыка и литература 2 вариант

  1. Вид вокального произведения, исполняемого солистом, в опере – главный вокальный номер, исполняемый одним из героев.

А) Песня. Б) Ария. В) Вокализ



  1. Отзывы прессы об этой опере французского композитора Жоржа Бизе были резко отрицательными, он не пережил скандала и через три месяца после премьеры скончался. Как называется эта опера?

А) «Арлезианка». Б) «Кармен». В) «Искатели жемчуга».

  1. Он был учѐным – химиком, врачом, композитором, автором оперы «Князь Игорь».

А) А.П.Бородин. Б) М.П.Мусоргский. В) М.А.Балакирев.



  1. В каком из балетов И.Ф.Стравинского, действие происходит во время масленичного гулянья

в Петербурге?

А) «Жар-птица». Б) «Петрушка». В) «Весна священная».



  1. Кто стал основателем и первым директором Петербургской консерватории?

А) Антон Григорьевич Рубинштейн. Б) Николай Григорьевич Рубинштейн. В) П.И.Чайковский.



  1. Торжественная песнь.

А) Романс. Б) Серенада. В) Гимн.



  1. Какому композитору принадлежат слова: «Музыка должна высекать огонь из груди

человеческой»?

А) Л.в.Бетховен. Б) В.А.Моцарт. В) Ф.Шопен.


  1. Сколько симфоний написал П.И.Чайковский? А) Две. Б) Шесть. В) Не писал симфонии.



  1. Так называется дипломная работа С.В.Рахманинова, написанная по произведению

А.С.Пушкина, опера:

А) «Евгений Онегин». Б) «Алеко». В) «Пиковая дама».



  1. У какого композитора есть цикл произведений под названием «Времена года»?

А) И.С.Бах. Б) Й.Гайдн. В) А.Вивальди.


  1. Кто из этих композиторов не входил в творческое содружество «Могучая кучка»?

А) Ц.А.Кюи. Б) М.П.Мусоргский. В) П.И.Чайковский.



  1. Как называется самый низкий мужской голос в пении? А) Бас. Б) Контральто. В) Баритон.

Ответы: 1Б, 2Б, 3А, 4Б,5 А, 6В, 7А,8 Б, 9Б, 10В, 11В, 12А.

Итоговый тест

Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство

1 вариант

  1. Как мы называем музыканта, который блестяще владеет инструментальной или вокальной

техникой?

А) Скрипач. Б) Виртуоз. В) Вокалист.



  1. У какого композитора есть цикл произведений под названием «Времена года»?

А) М.И.Глинка. Б) П.И.Чайковский. В) М.П.Мусоргский.


  1. Об этом композиторе Л.в.Бетховен сказал: «Не ручей – море ему имя!». С немецкого языка

фамилия этого композитора переводится «ручей». А) И.С.Бах. Б) В.А.Моцарт. В) Ф.Шопен.



  1. Оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон» - написал австрийский композитор,

скрипач, дирижер, крупнейший мастер вальса.

А) Й.Штраус – отец. Б) Й.Штраус – сын. В) Й.Штраус – внук.



  1. Песню – балладу «Лесной царь», на стихи В.Гѐте, композитор сочинил, когда ему было

всего18 лет?

А) Ф.Шопен. Б) Ф.Шуман. В) Ф.Шуберт.



  1. Кто из композиторов не относится к венским классикам? А) В.А.Моцарт. Б) Й.Гайдн. В) А.Вивальди.



  1. Знаменитая опера К.В.Глюка, созданная на сюжет греческого мифа. А) «Орфей и Эвридика». Б) «Волшебная флейта». В) «Фиделио».



  1. Прежде чем заняться серьѐзно музыкой, будущий композитор закончил Морской кадетский

корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз».

А) Ц.А.Кюи. Б) Н.А.Римский – Корсаков. В) П.И.Чайковский.



  1. Кто стал основателем и первым директором Московской консерватории? А) Антон Григорьевич Рубинштейн. Б) Николай Григорьевич Рубинштейн. В) П.И.Чайковский.



  1. Сочинитель музыки.

А) Музыкант. Б) Виртуоз. В) Композитор.

  1. Финал какой симфонии Л.в.Бетховен написал на текст оды «К радости» Шиллера?

А) 3 симфония. Б) 6 симфония. В) 9 симфония.



  1. Знаменитая опера В.А.Моцарта, которую он написал на сюжет комедии Бомарше

«Безумный день, или женитьба………»

А) «Фиделио». Б) «Свадьба Фигаро». В) «Орфей и Эвридика» Ответы: 1Б, 2Б, 3А,4 Б, 5В,6 В,7 А,8 Б, 9Б,10 В,11 В, 12Б.



Итоговый тест

Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство

2 вариант

  1. Графические знаки-символы, с помощью которых записывается музыка. А) Мотив. Б) Звуки. В) Ноты.



  1. Словестный текст музыкально-драматического произведения-оперы, литературный сценарий

балетного спектакля, а так же краткое содержание оперы, оперетты, балета. С итальянского

переводится «книжечка».

А) Роман. Б) Либретто. В) Рассказ.



  1. Как называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера, в переводе с

итальянского означает прикосновение, удар ? А) Фуга. Б) Токката. В) Хорал.



  1. Какого героя нет в опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»? А) Фарлаф. Б) Григорий. В) Наина.



  1. Кто из этих американских композиторов написал оперу «Порги и Бесс»? А) Леонард Бернстайн. Б) Джорж Гершвин. В) Ричард Роджерс.




  1. Кто написал балеты: «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»? А) С.В.Рахманинов. Б) И.Ф.Стравинский. В) С.С.Прокофьев.



  1. На стихи какого поэта М.И.Глинка написал свой знаменитый романс «Я помню чудное

мгновенье»?

А) В.А.Жуковский. Б) А.С.Пушкин. В) А.Фет.

  1. Как называется последнее произведение В.А.Моцарта, которое он не успел дописать, оно

было доработано его учеником Ф.К.Зюсмайером?

А) «Маленькая ночная серенада». Б) «Дон Жуан». В) «Реквием».



  1. Баллада «Лесной царь», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»,

«Зимний путь» - все эти

произведения написал австрийский композитор - романтик. А) Й.Штраус. Б) Ф.Шуберт. В) В.А.Моцарт.



  1. Жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается

средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.

Появилась и Италии в конце XVI века. Пишется на основе либретто. А) Опера. Б) Сюита. В) Кантата.



  1. Какое из произведений П.И.Чайковского не является оперой? А) «Спящая красавица». Б) « Евгений Онегин». В) «Ундина».



  1. Какой музыкальный инструмент (в переводе означает «небесная») выписал из-за границы

П.И.Чайковский специально для балета «Щелкунчик»? А) Клавесин. Б) Челеста. В) Рояль.

Ответы: В, Б, Б, Б, Б, Б, Б, В, Б, А, А, Б.

Так же для проведения текущего мониторинга применяются музыкальные викторины

























Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуренская средняя школа





«Рассмотрено»

на методическом совете школы

Руководитель МС: _____/______________/

Протокол № 1 от ____.08.2020

«Согласовано»

зам.директора по УВР

________/Н.А.Каравашкина/

______.08.2020

«Утверждаю»

директор школы

___________/Н.В.Кузина/

Приказ № ___ от___.___.2020













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







Наименование учебного предмета

Музыка

Класс 5


Общее образование

Основное

ФИО учителя

Царева Наталья Валентиновна

Срок реализации

2020-2021 учебный год

Количество часов всего 34

в неделю 1




Рабочую программу составила: __________/Н.В._Царева





Лист корректировки календарно-тематического планирования на 2020-2021 учебный год

Класс: __5____

Предмет: _Музыка______________________

Учитель: _Царева Н.В._____________________________________



урока

Тема урока

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

План

Факт

1

Что роднит музыку с литературой?





2

Вокальная музыка





3

Вокальная музыка





4

Вокальная музыка





5

Фольклор в музыке русских композиторов





6

Фольклор в музыке русских композиторов





7

Жанры инструментальной и вокальной музыки





8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества





9

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»





10

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, кра­сота?»





11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»





12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»





13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика





14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет





15

Музыка в театре, кино, на телевидении





16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл





17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?





18

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»





19

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»





20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»





21

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»





22

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве





23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве





24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»





25

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»





26

Образы борьбы и победы в искусстве





27

Застывшая музыка





28

Полифония в музыке и живописи





29

Музыка на мольберте





30

«О доблестях, о подвигах, о славе...»





31

«О доблестях, о подвигах, о славе...»





32

«В каждой мимолётности вижу я миры...»





33

Мир композитора.





34

С веком наравне..
































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее