Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малошелковниковская средняя общеобразовательная школа» Егорьевского района
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Методическим объединением учителей Директор МОУ «Малошелковниковская СОШ»
МОУ «Малошелковниковская СОШ» _______________________Кашлакова А.В.
Протокол №______от________20___г. Приказ №_____от______________20____г.
М.П.
Рабочая программа
учебного предмета «литература» для 7 класса
основного общего образования
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Пестрецова Александра Валерьевна,
учитель литературы
с. Малая Шелковка
2017
Пояснительная записка
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»
- Устава МОУ «Малошелковниковского СОШ»
- Основной образовательной программы МОУ «Малошелковниковская СОШ» (приказ директора №_____________________.)
- Учебного плана МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора №___________________.)
- Годового календарного графика МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора № __________________________)
- Авторской программы по литературе ( Рабочие программы Литература 5-9 классы : предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 3-е издание: Москва «Просвещение»,2016)
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 5 классе — 105 ч. 3 ч в неделю (35 недель)
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Основные методы и формы обучения
При обучении литературе в 5 классе основными формами работы являются:
коллективная,
групповая,
индивидуальная,
фронтальная.
Виды деятельности, используемые на уроках русского языка:
учебное сотрудничество,
игровая,
индивидуальная,
учебно-исследовательская.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-деятельностный подход, игровые технологии, проблемное обучение.
Согласно рекомендациям, данным ПМПК города Рубцовска Алтайского края, в адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР обучающихся в 5 классе используются нетрадиционные формы работы на уроке для профилактики утомляемости вышеуказанных обучающихся. Большие по объёму задания предлагаются для выполнения по алгоритму (предварительно задание делится на части). Применяются мультимедийные технологии обучения с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося: зрение, слух, осязание. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос учащихся с ЗПР проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 5 классе
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения курса литературы
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся в 5 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- контрольная работа; самостоятельная работа;
- терминологические диктанты;
- письменные ответы на проблемные вопросы по темам
- взаимопроверка, самопроверка;
- тест;
- сочинение
- устное сообщение на тему, сообщение с использованием краеведческого материала;
- публичное выступление;
- индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана).
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в календарно-тематическом поурочном планировании).
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 1. Фактические ошибки отсутствуют. 2. Содержание излагается последовательно. 3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 1. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 1. Допущено много фактических неточностей. 2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество(развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных
и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные
эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).
Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Ду- бом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, не-
благодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев
литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реаль-
ное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художе-
ственного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический
финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные пред-
ставления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных пре-
даний, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Гера-
сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две
разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;
А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Рус-
ской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.
Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских на-
родных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира
и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость,
не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Введение (1 ч) | ||||
1 | Книга в жизни человека. | 1 | 4.09 | 4.09 |
Устное народное творчество (10 ч). | ||||
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | 1 |
|
|
3 | Малые жанры фольклора. | 1 |
|
|
4 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 |
|
|
5 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | 1 |
|
|
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 |
|
|
7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 |
|
|
8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 1 |
|
|
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 |
|
|
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 |
|
|
11 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1). | 1 |
|
|
Из древнерусской литературы (2 ч). | ||||
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 |
|
|
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 |
|
|
Из литературы XVIII ве ка (2 ч). | ||||
14 | Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учё ный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1). | 1 |
|
|
15 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…».
| 1 |
|
|
Из литературы XIX века (41 ч). | ||||
16 | Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2) | 1 |
|
|
17 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 |
|
|
18 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». | 1 |
|
|
19 | И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2). | 1 |
|
|
20 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». | 1 |
|
|
21 | В. А. Жуковский. «Кубок». | 1 |
|
|
22 | А. С. Пушкин. «Няне». | 1 |
|
|
23 | «У лукоморья дуб зелёный…». | 1 |
|
|
24 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | 1 |
|
|
25 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 |
|
|
26 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 |
|
|
27 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3). | 1 |
|
|
28-29 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | 2 |
|
|
30 | А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3). | 1 |
|
|
31 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 |
|
|
32 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 |
|
|
33 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 |
|
|
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 |
|
|
35 | «Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4). | 1 |
|
|
36 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | 1 |
|
|
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 |
|
|
38 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5). | 1 |
|
|
39 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 |
|
|
40 | «Кресть янские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 |
|
|
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | 1 |
|
|
42 | И. С. Тургенев. «Му-му» как повесть о крепостном праве. | 1 |
|
|
43 | «Муму» как протест против рабства. | 1 |
|
|
44 | «Муму»: система образов. | 1 |
|
|
45 | И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4). | 1 |
|
|
46 | А. А. Фет. Лирика. | 1 |
|
|
47 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | 1 |
|
|
48 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 |
|
|
49 | «Кавказский пленник» (урок развития речи 5). | 1 |
|
|
50-51 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лер монтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | 2 |
|
|
52 | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористи ческий рас-сказ. |
|
|
|
53 | «Хирургия» (урок развития речи 6). |
|
|
|
54 | Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6). |
|
|
|
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор). | ||||
55 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». |
|
|
|
56 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зим няя ночь в де ревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок). |
|
|
|
57 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) |
|
|
|
Из литературы XX века (29 ч). | ||||
58 | И. А. Бунин. «Косцы». |
|
|
|
59 | И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7) |
|
|
|
60 | В. Г. Королен ко. «В дурном обществе»: судья и его дети. |
|
|
|
61 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
|
|
|
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». |
|
|
|
63 | «В дурном обществе» (урок развития речи 8). |
|
|
|
64 | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». |
|
|
|
65 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
|
|
|
66 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. |
|
|
|
67 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
|
|
|
68 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. |
|
|
|
69 | «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8). |
|
|
|
70 | С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9). |
|
|
|
71 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. |
|
|
|
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. |
|
|
|
73 | «Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9). |
|
|
|
74 | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. |
|
|
|
75 | «Никита»: быль и фантастика. |
|
|
|
76 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. |
|
|
|
77 | «Васюткино озеро»становление характера главного героя. |
|
|
|
78-79 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | 2 |
|
|
80 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». |
|
|
|
81 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». |
|
|
|
Русские поэты XX века о родине и родной природе | ||||
82 | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». |
|
|
|
83 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». |
|
|
|
Писатели улыбаются. | ||||
84 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». |
|
|
|
85 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». |
|
|
|
86 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. |
|
|
|
Из зарубежной литературы (15 ч). | ||||
87 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. |
|
|
|
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
|
|
|
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. |
|
|
|
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. |
|
|
|
91 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. |
|
|
|
92 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. |
|
|
|
93 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». |
|
|
|
94 | Х.-К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10). |
|
|
|
95-96 | Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11). |
|
|
|
97 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. |
|
|
|
98 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. |
|
|
|
99 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12). |
|
|
|
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
|
|
|
101 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. |
|
|
|
102-103 | Уроки контроля. | 2 |
|
|
104-105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (уроки развития речи 13–14) | 2 |
|
|
| Уроки развития речи |
|
11 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1). | 1 |
19 | И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2). | 1 |
27 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3). | 1 |
45 | И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4). | 1 |
49 | «Кавказский пленник» (урок развития речи 5). | 1 |
53 | «Хирургия» (урок развития речи 6). | 1 |
57 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) | 1 |
63 | «В дурном обществе» (урок развития речи 8). | 1 |
73 | «Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9). | 1 |
95-96 | Уроки 95–96. Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11). | 2 |
99 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12). | 1 |
104-105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (уроки развития речи 13–14) | 2 |
| Уроки контроля |
|
28-29 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | 2 |
50-51 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лер монтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | 2 |
102-103 | Уроки контроля. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использованная литература