«Весна — лето 2024»

Рабочая программа по литературе 9 класс

Данная рабочая программа предназначена учителям, преподающим литературу в 9 классе

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Пояснительная записка


Цели изучения курса литературы:


  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Данная программа по литературе для 9 класса (2016-2017) составлена на основе следующих документов:


  1. Федеральный компонент государственного стандарта. Основное общее образование. Литература // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.: Дрофа , 2008.



  1. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В.П.Полухина/ Под ред. В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2008.



  1. Примерная программа основного общего образования по литературе // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.: Дрофа, 2008.


Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Приказ 01-07/123 от 29.08.2016 «Об утверждении годового календарного графика». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.

Используемый учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Коровиной В.Я. - Москва : Просвещение, 2014.

Тематическое планирование

Введение – 1 час

Древнерусская литература – 4 часа

Литература 18 века – 10 часов

Литература 19 века – 60 часов

Литература 20 века – 22 часа

Зарубежная литература - 4 часа

Итоги года – 1 час


Поурочное планирование



п/п

Наименование разделов и тем


Введение (1 час)

1

1.Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. Шедевры родной литературы.


Древнерусская литература (4 часа)

2

1.Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Сюжет произведения. Русская история в «Слове». Нравственно – патриотическая идея «Слова».

3

2.Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства.

4

3.Образы русских князей. Ярославна – как идеальный образ русской женщины. Р/Р Отрывок наизусть. Значение «Слова» для русской литературы последующих веков.

5

4.Поэтическое искусство автора «Слова…». Р/Р Подготовка к домашнему сочинению.


Литература 18 века ( 10 часов)

6

1.Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. Гражданский пафос русского классицизма.

7

2.М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. Р/Р Отрывок наизусть.

8

3.М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия …». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

9

4.Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в его лирике. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Р/Р Отрывок наизусть.

10

5.Г. Р. Державин. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике поэта.

11

6.Вн/чт А. Н. Радищев. Страницы жизненного пути. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение быта и нравов крепостнической России. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

12

7.Вн/чт Автор и путешественник. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

13

8.Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».

Главные герои повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей .

14

9.«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

15

10. Р/Р Классное сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).


Русская литература 19 века (60 часов)

16

1.Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика и мемуарная литература.

17

2.Романтическая лирика начала 19 века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Романтические образы в стихотворениях «Море» и «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Р/Р Обучение анализу лирического стихотворения.

18

3.В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не поддавшейся губительным чарам.

19

4.А. С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума».

20

5.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 1 действия комедии. Специфика построения интриги. Особенности композиции пьесы.

21

6.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 2 действия. Образы защитников «века минувшего».

22

7.А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Действие 3. Молодое поколение в произведении. Интерпретация образа Чацкого.

23

8.Действие 4 комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии. Р/Р Чтение наизусть монолога.

24

9.Р/Р «Горе от ума» А. С. Грибоедова в оценке И. А. Гончарова в критическом этюде «Мильон терзаний».

25

10.Р/Р Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (тема по выбору)

26

11.Основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Тема дружбы, свободы, творчества в лицейской лирике поэта.

27

12.Лирика петербургского периода. Проблема свободы и служения Родине в стихотворениях «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Р/Р Чтение наизусть.

28

13.Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина в стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…».

29

14.Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».

30

15.Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философская лирика А.С. пушкина. «Бесы», «Осень». Р/Р Обучение анализу стихотворения.

31

16.Р/Р Контрольное сочинение по романтической лирике начала 19 века, комедии Грибоедова «Горе от ума».

32

17.Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

33

18.Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два пути служения искусству.

34

19.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман в стихах: своеобразие жанра. Творческая история. Пушкинская эпоха в романе. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. «Онегинская строфа».

35

20.Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Роль посвящения.

36

21.Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

37

22. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Р/Р Работа над выразительным чтением отрывка.

38

23. Образ Онегина. Недюжинная натура героя, его искания, трагические итоги жизненного пути, их причины. Р/Р Чтение наизусть отрывка (по выбору)

39

24. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера, естественность и красота души, глубина чувств.

40

25. Автор в системе художественных образов. Философско-нравственные проблемы, поставленные в романе. Роман как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

41

26. Р/Р Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др.

42

27.Р/Р Классное сочинение-характеристика героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору)

43

28. М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон…», «Молитва» , «Парус», «И скучно и грустно».

44

29.Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» , «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи- значенье…». Р/Р Чтение наизусть.

45

30.Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» , «Нищий».

46

31.Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие в стихотворении «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

47

32. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Замысел, смысл названия, сложность композиции проблематика романа.

48

33. Странный человек. Анализ повести «Бэла».

49

34.«Что делать?... всякому своя дорога». Повесть «Максим Максимыч».

50

35. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» Повесть «Тамань». Р/Р Обучение анализу эпизода.

51

36. «За что же они меня все ненавидят?» Печорин и «водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер).

52

37. Проблема судьбы в повести «Фаталист».

53

38. Художественные особенности романа. Роль композиции романа в раскрытии образа главного героя.

54

39.Женские образы романа. Нравственные проблемы в произведении. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.

55

40..Р/Р Классное сочинение -сравнительная характеристика героев по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

56

41.Поэты пушкинской поры (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, А.В. Кольцов).

57

42.Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. Поэма «Мёртвые души». История создания. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

58

43.Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси.

59

44.Галерея образов помещиков в поэме. Деталь как средство создания образа героя.

60

45.Особое место образа Плюшкина. Приёмы сатирической обрисовки героя.

61

46.Образ губернского города в романе, его обитатели.

62

47.Души живые в поэме Гоголя. Единство эпического и лирического. Мотив дороги.

63

48.Чичиков – новый «герой» эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

64

49.Причины незавершённости поэмы. «Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора (от сатирика к пророку и проповеднику). Соединение комического и лирического начал. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя в оценке В. Г. Белинского.

65

50.Р/Р Классное сочинение - обобщающая характеристика героев по поэме Гоголя «Мёртвые души».

66

51.Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

67

52.Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика.

68

53.Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Авторская позиция. Утверждение самоценности человеческой личности. Развитие понятия о повести.

69

54.А. Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

70

55.Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

71

56.Вн/чт Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. Повесть «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность» : психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

72

57.А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

73

58.А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города в рассказе и его роль. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.

74

59.Р/Р Подготовка к домашнему контрольному сочинению «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

75

60.Вн/чт Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.


Русская литература 20 века (22 часа)

76

1.Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений (лекция).

77

2.И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви героев в рассказе. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя. Лиризм повествования.

78

3.М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное автору общество. История создания и судьба повести.

79

4.Система образов повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Фантастика и реальность в повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. Образы, ставшие символами.

80

5.Смысл названия повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в произведении.

81

6.М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Война в жизни народа и человека. Судьба человека и судьба Родины. Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя.

82

7.Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее.

83

8.А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Композиция и сюжет. Образ главной героини. Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы Матрены.

84

9.А. И. Солженицын. «Матрёнин двор». Образ рассказчика. Нравственный смысл рассказа – притчи. Традиции русской литературы в произведении.

85

10.Русская поэзия Серебряного века.

86

11.А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций в стихотворениях «Ветер принёс издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Образы и ритмы поэта. Р/Р Чтение наизусть

87

12.С. А. Есенин – певец России. Тема Родины в лирике поэта. Стихотворения «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер…», « Разбуди меня завтра рано…». Р/Р Чтение наизусть

88

13.Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Стихотворения «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно – песенная основа лирики Есенина.

89

14.В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии В. В. Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. Р/Р Чтение наизусть

90

15.М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики в стихотворениях «Идёшь, на меня похожий…», «Стихи к Блоку» , «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?». Р/Р Чтение наизусть.

91

16.«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэтессы.

92

17.Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст», «Где – то в поле возле Магадана…», «О красоте человеческих лиц», « Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. Р/Р Чтение наизусть.

93

18.А. А. Ахматова. Страницы биографии. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Р/Р Чтение наизусть (стихотворные произведения из цикла «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны»).

94

19.Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви: «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Красавица моя…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво».

95

20.А. Т. Твардовский. Творческая судьба. Стихотворения о Родине и о природе: «Урожай», «Весенние строчки». Интонация и стиль стихотворений. Р/Р Чтение наизусть.«Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне. Проблемы и интонации стихов о войне.

96

21.Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. (Пушкин «Певец», Лермонтов «Отчего», Соллогуб «Серенада», Некрасов «Тройка», Баратынский «Разуверение», Тютчев «К.Б.», А.К. Толстой «Средь шумного бала…», Фет «Я тебе ничего не скажу», Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Симонов «Жди меня, и я вернусь», Заболоцкий «Признание»). Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

97

22.Р/Р Зачёт по анализу лирического стихотворения


Зарубежная литература (4 часа)

98

1.Вн/чт Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.


99

2.Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер произведения.

100

3.Вн/чт У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер произведения. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

101

4.Вн/чт И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения. Противостояние добра и зла. Фауст и Мефистофель. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии «Фауст». Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.


Итоги года (1 час)

102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и рекомендации для летнего чтения.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


8



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее