Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа , им. Н.М. Корнилова»
Олекминского района, Республики Саха (Якутия)
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на МО учителей гум. цикла зам. дир. по УВР директор МБОУ
Протокол № __ от ______ __________/Чемпосова Я.Р./ __________/ Зоркина В.В. /
__________/Куприянова Д.Р./ «__» __________20__ г. приказ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Литература»
для 7 «б»
Учитель Феоктистова В.И.
Сроки реализации Рабочей программы 2020-2021 учебный год
Год разработки 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе
1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от 19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
4. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004г №1312» Примерная программа по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения);
5. Учебный план МБОУ «2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа, им. Н.М. Корнилова» Олекминского района РС(Я) на 2020-2021 учебный год.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она ориентирована на учебник: Литература. 6кл.:в 2 ч.:учеб.-хрест./ авт.-сост.
Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2016
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения
школьников 7 класса.
Предлагаемая программа скорректирована с учётом реального учебного времени, отведённого на изучение литературы,
базисным учебным планом для основных школ. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в основной школе 34 учебных недель в
год, общее количество часов – 68 часов.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета "Литература"
Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и межпредметными результатами.
.
7 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Основное содержание
7 класс
Роды и жанры литературы (1ч.)
Богатство и разнообразие жанров
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.
Т е о р и я. Роды и жанры литературы.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.
Античная литература (1ч.)
Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).
Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.
Т е о р и я. Героический эпос.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.
Фольклор (2ч.)
Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.
Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.
Т е о р и я. Жанры современного фольклора.
«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».
М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.
Литература эпохи Возрождения (3ч.)
Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.
«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.
Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).
Т е о р и я. Трагедия. Сонет.
Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «П е р е б о й р и т м а»; К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; В. Я. Брюсов. «С о н е т к ф о р м е»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).
М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.
Литература XIX века (36ч.)
Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.
Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Т е о р и я. Басня и притча.
М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.
Т е о р и я. Баллада
М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?
«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.
Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса.
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «э п и г р а м м ы и м а д р и г а л ы», «э п и т а ф и я». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.
«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.
Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.
М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).
Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.
Т е о р и я. Стихотворение в прозе.
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.
Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.
Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.
Т е о р и я. Юмореска.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.
Т е о р и я. Портрет.
Пейзаж в художественных произведениях различных жанров
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.
Т е о р и я. Пейзаж.
М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.
Литература XX века (25ч.)
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.
М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.
Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.
Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.
Т е о р и я. Драматическая сценка.
М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.
Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.
Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.
Т е о р и я. Водевиль.
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Т е о р и я. Эссе.
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.
Фантастика и ее жанры
Фантастика и ее жанры в современной литературе.
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.
Т е о р и я. Жанры научной фантастики.
Детективная литература и ее жанры
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.
Т е о р и я. Новелла.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.
Итоги (2ч.)
Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)
Авторы: 5—7 классы — Т. Ф. Курдюмова, 8—9 классы — Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина. М: Просвещение 2015
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс- М.: Вако, 2007
Золотарева И.В, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс - М.: Вако, 2005г.
Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., - М.: Просвещение, 2009
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: Вако,2006
Для учеников:
Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru
http://www.bibliotekar.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература».
http://www.gramma.ru
http://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.krugosvet.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература».
7 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения
| Примечание |
| ||||||||||||
План | Факт |
| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
Введение (1 час) |
|
| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
1 | 1 | Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров
|
|
|
|
| |||||||||||
Фольклор и его жанры (2 часа). |
| ||||||||||||||||
2 | 1 | Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин» |
|
|
|
| |||||||||||
3 | 1 | Детский фольклор |
|
|
|
| |||||||||||
Античная литература (1ч) |
|
| |||||||||||||||
4 | 1 | Гомер «.Илиада» |
|
|
|
| |||||||||||
Литература эпохи Возрождения (4ч) | |||||||||||||||||
5 | 1 | В. Шекспир «Ромеои Джульетта» |
|
|
| ||||||||||||
6 | 1 | В. Шекспир «Ромео и Джульетта» |
|
|
| ||||||||||||
7 | 1 | Сонеты В.Шекспира. |
|
|
| ||||||||||||
8 | 1 | Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни |
|
|
| ||||||||||||
Литература 19 века (35 ч.) | |||||||||||||||||
9 | 1 | И. А. Крылов -великий баснописец |
|
|
| ||||||||||||
10 | 1 | Из истории баллады. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» |
|
|
| ||||||||||||
11 | 1 | Баллада В. А. Жуковского «Светлана» |
|
|
| ||||||||||||
12 | 1 | А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика |
|
|
| ||||||||||||
13 | 1 | А.С.Пушкин .Стихотворение «!9 октября» |
|
|
|
| |||||||||||
14 | 1 | А.С.Пушкин. «Туча» , «Я помню чудное мгновенье…» . |
|
|
| ||||||||||||
15-16 | 2 | Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции |
|
|
| ||||||||||||
17 | 1 | Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания романа, завязка. Дубровский –старший и Троекуров.
|
|
|
| ||||||||||||
18 | 1 | Изображение русского барства. Отец и сын. |
|
|
| ||||||||||||
19 | 1 | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция. |
|
|
| ||||||||||||
20 | 1 | История любви Владимира и Маши. |
|
|
| ||||||||||||
21 | 1 | Судьба героев. Троекуров и Верейский. Маша и Владимир Дубровский. |
|
|
| ||||||||||||
22 | 1 | Р.Р .Сочинение по роману «Дубровский» |
|
|
| ||||||||||||
23 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики |
|
|
| ||||||||||||
24 | 1 | М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия |
|
|
| ||||||||||||
25 | 1 | Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, герои. |
|
|
| ||||||||||||
26 | 1 | Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» |
|
|
| ||||||||||||
27 | 1 | Сочинение по поэме «Мцыри» |
|
|
| ||||||||||||
28 | 1 | Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия. |
|
|
| ||||||||||||
29 | 1 | Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия. |
|
|
| ||||||||||||
30 | 1 | Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия |
|
|
| ||||||||||||
31 | 1 | Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий. |
|
|
| ||||||||||||
32 | 1 | Уездный город ,его правители и обитатели. |
|
|
| ||||||||||||
33 | 1 | Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» |
|
|
| ||||||||||||
34 | 1 | И.С.Тургенев « Стихотворения в прозе». |
|
|
| ||||||||||||
35 | 1 | И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений |
|
|
|
| |||||||||||
36 | 1 | Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда» |
|
|
| ||||||||||||
37-38 | 2 | Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа |
|
|
| ||||||||||||
39 | 1 | Характеристика героев сказа «Левша» |
|
|
| ||||||||||||
40 | 1 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
|
|
| ||||||||||||
41 | 1 | М.Е. Салтыков- Щедрин .Сказка «Дикий помещик» |
|
|
| ||||||||||||
42 | 1 | М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» |
|
|
| ||||||||||||
43 | 1 | А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия» |
|
|
| ||||||||||||
Литература 20 века (21ч) | |||||||||||||||||
44 | 1 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку» |
|
|
| ||||||||||||
45 | 1 | Лирика К.Д.Бальмонта |
|
|
| ||||||||||||
46 | 1 | Лирика И.Северянина |
|
|
| ||||||||||||
47 | 1 | Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Заповедь» |
|
|
| ||||||||||||
48 | 1 | Из истории сонета |
|
|
| ||||||||||||
49 | 1 | М. Горький «Старый год» |
|
|
| ||||||||||||
50 | 1 | М. Горький «Старуха Изергиль» |
|
|
| ||||||||||||
51-52 | 2 | Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького |
|
|
| ||||||||||||
53 | 1 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
|
|
| ||||||||||||
54 | 1 | Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду» |
|
|
| ||||||||||||
55 | 1 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» |
|
|
| ||||||||||||
56-57
| 2 | События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину» |
|
|
| ||||||||||||
58 | 1 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» |
|
|
| ||||||||||||
59 | 1 | Лирика А.Т.Твардовского |
|
|
| ||||||||||||
60 | 1 | В. Г. Распутин «Уроки французского» |
|
|
|
| |||||||||||
61 | 1 | Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского»
|
|
|
| ||||||||||||
62 | 1 | Из истории эссе |
|
|
| ||||||||||||
63 | 1 | Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади» |
|
|
| ||||||||||||
64 | 1 | А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль» |
|
|
| ||||||||||||
Научно-фантастическая литература (1ч) | |||||||||||||||||
65 | 1 | Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли» |
|
|
| ||||||||||||
Детективная литература (2ч) | |||||||||||||||||
66-67 | 2 | Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки» |
|
|
| ||||||||||||
68 | 1 | Подведём итоги. |
|
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет «Литература»
Класс 7«Б»
Учитель Феоктистова В.И..
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|