Раздел долгосрочного плана: Сатира и юмор | Школа: МГ № 41 | ||||||
Дата: 20.01.2020 | ФИО учителя: Надиров З.Ф. | ||||||
Класс: 8 | Количество присутствующих: 26 | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Композиция комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы); 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства; | ||||||
Цели урока | Учащиеся могут: развивать представления о сюжете и композиции художественного произведения; систематизировать наблюдения; анализировать художественную картину жизни; критически оценивать и интерпретировать прочитанное
| ||||||
Критерии оценивания | - дает характеристику ключевым терминам по теме урока; - делает выводы по композиции художественного произведения; - владеет понятиями кульминация и развязка; - использует творческий подход; - делает самостоятельные выводы по теме урока
| ||||||
Привитие ценностей | Урок направлен на развитие ценностей: ответственность, и компетентность в построении суждений и выводов, (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура установления межличностных связей, умение работать в команде, лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Связь с актерским мастерством: учащиеся через анализ и непосредственное участие в творческом процессе будут давать развернутую характеристику героям, их речи и действиям. Связь с изобразительным искусством: учащиеся через анализ произведения искусства будут сравнивать их с художественным произведением Связь с историей: учащиеся через анализ художественных образов смогут выявить особенности быта и нравов в России 19 века. | ||||||
Предварительные знания
| На предыдущих уроках учащиеся выделяли в тексте произведения элементы композиции. Сравнивали художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов. Анализировали сюжет и композицию, художественные образы и оформляли своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через индивидуальную, парную и групповую работу, в процессе которой учащиеся анализируют авторские способы воссоздания характеров и поступков героев комедии; социальных проблем; определяют отношение автора к ним. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы | |||||
Начало урока 0-3
| I. Вызов. 1. Заполнение таблицы ЗХУ К Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗХУ «Композиция художественного произведения» (Я это знаю, Хочу узнать, Узнал на уроке). Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу. – Какие элементы композиции художественного произведения вы знаете? – Почему должна соблюдаться четкая очередность элементов композиции? ФО Комментарий учителя. II Целеполагание К Учитель объявляет тему урока и вместе с учениками определяются цели обучения:
-развивать представления о сюжете и композиции художественного произведения; - систематизировать наблюдения; - художественную картину жизни; - критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
|
Презентация Приложение 1
Презентация | |||||
Середина урока
3-8
8-26
26-38
|
III. Осмысление Г Словарная работа «Диктант значений»
Учащимся будет предложено определить термины по их значениям и написать их. Учитель диктует только определения терминов. Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения. (Экспозиция) Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения. (Завязка) Развитие сюжетной линии и действий персонажей представляет собой (развитие действия). Момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. (Кульминация) Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.(Развязка)
2. Обсуждение завязки и экспозиции комедии «Ревизор» К Далее учащимся предлагается проанализировать первое и второе явления комедии. После комментариев учащихся предлагается ответить на вопросы: - Почему первое явление начинается со слов городничего «…к нам едет ревизор»? - Что означает приставка ПРЕ- в слове «пренеприятное»? - Почему Гоголь использует такие приемы? - Что является экспозицией в комедии? ФО Комментарии учащихся и учителя Критерий оценивания: дает характеристику ключевым терминам по теме урока; Дескрипторы: - дает характеристику терминам; - правильно определяет элементы композиции в художественном произведении; - делает выводы по результатам работы с текстом художественного произведения
Творческое письмо «Примеряем маски» Учащимся предлагается «переписать» начало комедии, изменив порядок расположения элементов композиции: экспозиция завязка. - Как вы думаете, почему Гоголь изменил порядок расположения элементов? - Какой эффект имело данное изменение расположения элементов композиции? КП ФО Взаимооценивание. Результаты работы учащиеся оформляют в таблицах с критериями оценивания. Критерий оценивания: делает выводы по композиции художественного произведения Дескрипторы: - владеет понятиями экспозиция, завязка; - владеет нормами речи; - делает выводы по результатам работы с ключевым понятием комедии.
Характеристика кульминации и развязки комедии. КГ Учащиеся инсценируют сцену вранья Хлестакова. «Зрителям» будет предложено задание объяснить, почему данная сцена стала кульминацией произведения. Учащимся будет предложено сделать сравнительный анализ иллюстраций: финальной немой сцены в комедии и картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». ФО устные ответы учащихся, комментарий учителя. Учащиеся будут оформлять результаты сравнительного анализа в таблицах. Критерий оценивания: владеет понятиями кульминация и развязка Дескрипторы: - анализирует особенности кульминации произведения; - приводит примеры из текста; - составляет аналитическую таблицу по результатам сравнительного анализа; - самостоятельно формулирует выводы.
Заполнение таблицы ЗХУ К По результатам работы на занятии учащиеся должны будут заполнить последнюю колонку таблицы ЗХУ. Домашнее задание По мотивам пьесы написать отзыв на иллюстрацию, выполненную русским художником. |
Презентация Презентация
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 3 Презентация | |||||
Конец урока 38-40
| VI. Рефлексия «Хочу спросить»
| Приложение 4 Презентация | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (макет таблицы; слова и словосочетания для характеристики персонажей; шаблон построения развернутого устного высказывания – схема ответа).
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
| Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся; делают заключение по проблемному вопросу | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой и парной работы (представление результатов – таблиц). |
Элементы композиции | Определение элементов композиции (по словарю) | Сцены комедии в соответствии с элементами композиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Как реализовал Гоголь свой замысел в расположении элементов композиции пьесы экспозиции и завязке?
- Как на месте Гоголя вы бы поступили? Какие средства вы бы использовали, для того чтобы добить яркой неординарной завязки пьесы?
- В каком действии, явлении в комедии реализована кульминация? Как вы думаете, почему?