«Весна — лето 2024»

Разработка урока на тему: "Нетканый гобелен"

  1. Знакомство учащихся с искусством создания гобелена

2. Привитие интереса у детей, умение выполнять красивые и полезные вещи из шерстяной пряжи, при помощи специальных приспособлений

3. Выполнение практической работы- Мини-гобелен в технике аппликация из ниток/

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Нетканый гобелен.

Цель: Познакомить учащихся с одним из видов народного творчества ковроткачество - нетканый гобелен.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с искусством создания гобелена

  • Привитие интереса у детей, умение выполнять красивые и полезные вещи из шерстяной пряжи, при помощи специальных приспособлений

  • создавать условия для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, способов деятельности обучающихся.

Материалы и инструменты: технологическая карта учащегося, игла для ковровой техники, пряжа разных цветов, ножницы.

 Ход урока

1.Организационный момент(1-2мин)

2. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Содержание урока

  1. Введение в тему урока ( 5-6 мин)

Начать сегодняшний урок я бы хотела такими словами Марка Цицерона: Нет лучшего места на земле, чем родной дом.

А Что для вас означает слово «дом»?

Правильно! Ведь дом –это - то место, куда хочется всегда вернуться. Здесь человек может предаться размышлениям, зная, что ему никто не помешает заняться любимым делом, развлекаться в кругу друзей. Дом это то - место, где человеку должно быть комфортно. Поэтому люди стремятся         сделать свое жилище уютным и красивым.

Тема урока Картины из шерсти. Ковровая вышивка в технике нетканый гобелен.

Сегодня мы познакомимся с вами с таким видом народного творчества как нетканый гобелен.

Пригодится ли это вам в жизни? (ответы детей)

Конечно же, это обязательно вам пригодится, так как в будущем вы станете хозяйками своего собственного дома. И я думаю,
что каждая из вас хочет стать хорошей хозяйкой, так это?

А какими знаниями и умениями должна обладать хорошая хозяйка?

Правильно, девочки, хорошая хозяйка должна уметь очень много: быть поваром, чтобы вкусно кормить свою семью, официанткой, чтобы красиво сервировать стол, швеёй, чтобы уметь зашить, подшить, пришить, экономистом, чтобы правильно рассчитать семейный бюджет,уборщицей, чтобы дома было чисто, а для того, чтобы в доме было уютно и красиво она должна еще быть дизайнером. Вообщем, ведение домашнего хозяйства -это целое искусство и этому искусству мы с вами сегодня поучимся. Согласны?



Что же такое гобелен? Может кто-то из вас знает.

Давайте запишем в тетради:

-Гобелен – это художественно исполненный тканый ковер для утепления своего жилья или картина для украшения стены, создаваемые переплетением нитей основы и утка.

Способы, которые покажу вам я, называются мини-гобелен в технике аппликация из ниток и вышивание петлей или набивка, еще можно назвать ковровая техника.

Девочки, как вы думаете, зачем нам это надо?



2. Беседа по теме урока «Из истории ковроткачества»

Но для начала обратимся к истории ковроткачества.

Можете ли вы предположить, когда появились первые ковры?

- История ковра насчитывает не одну тысячу лет. Пожалуй, для современных учёных ковроткачество представляется одним из самых интересных ремёсел, ведь в рисунках и орнаментах древних полотен мастера отражали и окружающий их быт, и свои обычаи, и мировоззрение, и верования. Ковры играли очень большую роль в жизни многих народов. Они создавали уют в доме, утепляли жилище, украшали его. Например, на Востоке считалось, что дом начинается вовсе не со стен, а с ковра. Даже если живёшь ты в иссушающей пустыне, а над головой – только лёгкая ткань походного шатра.

На Востоке к нему всегда было особое отношение. Это и само жилище (натянутые на каркас ковры) и его обстановка (ложе и сиденья). Особенно ценные ковры всегда выкладывали перед почетными гостями. Их дарили на свадьбы. Ими пользовались как на похоронах, так и празднуя рождение ребенка.

Ранняя история ковроткачества, увы, остаётся темой малоизученной хотя бы потому, что время сохранило слишком мало образцов этого замечательного народного ремесла. Первые известные науке тканые полотна, созданные в ковровой технике – это египетские ковры. Их изображения были обнаружены в усыпальнице фараона Тутмоса IV (XVI-XI вв.).

Самый древний из всех дошедших до наших дней ворсовых ковров был обнаружен на восточной границе Монголии и России. Это знаменитый Пазырыкский ковёр, который сейчас хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Экспонат имеет чёткую квадратную форму, орнаментом служат изображения всадников на лошадях.

В 1929 г. археологи Сергей Руденко и Михаил Грязнов начали исследование курганов на восточной границе России с Монголией. Исследования продолжались и в 1949 г., когда при археологических раскопках пятого Пазырыкского кургана на Улаганском плато Восточного Алтая было обнаружено богатое захоронение, как и остальные курганы пазырыкской культуры, со следами разграбления.

Было установлено, что подобные курганы на Алтае возведены над могилами знатных кочевых вождей. Пятый Пазырыкский курган является одним из пяти больших каменных курганов, являющихся фамильным кладбищем племенной знати. 

Независимо от того, чьей работы этот ковёр — мидийской, персидской или парфянской, — во всяком случае он средне- или переднеазиатский, его датировка V в. до н.э. вполне вероятна

Запишите, пожалуйста, что ковры бывают ворсовые, безворсовые. На их выделку идет шерстяная, шелковая, льняная, хлопковая пряжа, золотые или серебряные нити.

Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяют пряжей.Очень красивая и яркая, что позволит украсить любой интерьер, оживить и украсить помещение, чехол подушки, покрывало на диван и кресло, напольные коврики, настенное панно, декоративные карманы, чехлы на машину, салфетки на журнальный стол, дополнение и декор к коллекционной модели.В технике есть все: нарядность, декоративность света, обьм, необычность. Ковровая вышивка легко поддается освоению, не требует сложного оборудования. Материал для изготовления изделий доступен и не дорог.

Все эти картины выполнены в технике нетканого гобелена.



Начать можно с простых вещей и сюжетов, использовать уже известные мотивы, а когда придёт вкус к работе и появятся определённые навыки, сюжеты и объекты изображения сами придут к вам из окружающей жизни, стоит только внимательнее посмотреть вокруг себя.











Что необходимо знать, приступая к выполнению работ.

Тканевая основа

Для основы гобелена лучше всего подходит л ь н я н о е полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую  нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будите работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет держаться в ткани.

Идеальным материалом для нетканого гобелена является б о р т о в к а или суровое полотно. Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного цвета, т.к. если вы будете работать на светлом материале темными нитками, то будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется подкрашивать с изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то просветы между петлями не будут видны.

Основным инструментом для нетканого коврового гобелена служит специальная игла.

Вспомогательными инструментами является рамка, чертежные кнопки или маленькие гвозди. В своей работе практикую металлические пяльцы на ножках. Ножки разной высоты.

Игла

Иглу можно приобрести в магазине.

Для ознакомления с техникой нетканого гобелена она вполне подойдет. Но магазинная игла быстро ломается, т.к. закреплена на пластмассовой ручке. Если же вы надумаете всерьез заниматься этим видом декоративно – прикладного искусства, то лучше всего сделать несколько игл, разной длины и толщины с деревянной ручкой.

Основная рабочая игла (длина 3-5 см, с внутренним диаметром 1,6-1,8 мм). Эта игла применяется для хлопчатобумажных нитей, таких как «ирис», «тюльпан», «астра», «мак», № 10, в три сложения и прочие.

  • Основная рабочая игла (длина – 3,5 см, с внутренним диаметром - 2 – 2,5 мм). Эта игла применяется для вышивания шерстью и синтетикой.

  • Вспомогательная игла (длиной – 6-7 см, с внутренним диаметром – 1,8 – 2 мм). Применяется так же для хлопчатобумажных нитей, но имеет более длинную петлю.

  • Вспомогательная игла (длиной – 6-7 см, с внутренним диаметром – 2 – 2,5 мм). Применяется для шерсти и синтетики.

Для того чтобы изменить длину петли, применяются насадки для иглы. Их можно сделать из кусочка стержня шариковой ручки или изоляционной оболочки провода (кембрик).

Заправка иглы производиться с помощью тонкой стальной проволочки или лески, сложенной пополам. Она должна иметь длину на 5-8 см. больше ковровой иглы.

Острие проволочки вводиться в круглое отверстие на острие иглы и протягивается через долевое.

Обратным движением проволочки нужно достать нить.   Для игл с диаметром менее 1мм заправка производиться  в 2 приема, т.к. нить может  застревать в месте прогиба проволочки. Необходимо протянуть проволочку сначала через долевое отверстие, затем через круглое. А если нет тонкой стальной проволочки, можно использовать старинный бабушкин способ с заправки нити.

Взять иглу с ниткой 8-10 см. На конце нить завязать крепким узелком.

В образовавшуюся петлю вложить конец шерстяной нити  для вышивания. И опустить иглу в долевое отверстие сверху ковровой иглы, затем через круглое.

Рамка

Рамка – деревянный каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больше размера задумываемой вами работы. Например, если вы хотите сделать работу размером 40х40 см, то идеальная рабочая рамка – 50х50 см. То есть должен быть припуск не менее чем по 5 см. с каждого края. За неимением рабочей  рамки можно использовать ту  рамку, в которую   вы будете вставлять готовую картину. Но помните, что при  работе игла будет  втыкаться в рамку, и расщеплять ее.

Нитки и пряжа

Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.

Возьмем, к примеру, хлопчатобумажную штопку и «тюльпан». И та и другая нить сделаны из хлопка, но они различаются по кручению и сложению. Даже если эти нитки одинакового цвета, на поверхности гобелена они будут иметь абсолютно разную поверхность и фактуру.

Рекомендую брать нитки с запасом, с тем, чтобы вам их хватило до конца работы. Если же у вас по какой-либо причине все же не хватило ниток, то лучше на время оставить этот участок работы до тех пор, пока вы не приобретете нитки той же фактуры и цвета. Поскольку нити и пряжа являются важным фактором в работе с гобеленом, остановимся на них поподробнее.

Форма

Изделие может иметь абсолютно правильную форму, быть в целом симметричным с отдельными асимметричными чертами или иметь неправильную форму.

К изделиям правильной формы относятся квадратные, прямоугольные, овальные, круглые, полукруглые, треугольные, шестиугольные и восьмиугольные. Полностью асимметричный ковер может стать новаторской идеей и имеет форму животного или цветка.

Перенесение идеи дизайна на материал

Способ перенесения идеи на материал, из которого будет изготовлено панно или коврик зависит от выбранной вами техники. Перед началом работы нужно перенести на основу придуманный дизайн. Рисуйте прямо по базовому материалу - мешковине, дерюге или холсту. Воспользуйтесь для этого маркером или мелом.

  • Закрепите рисунок, а затем растяните холст или мешковину на окно или просматриваемое стекло. Обводя линии рисунка, перенесите их на ткань основу. Если решили воспользоваться этим методом убедитесь, что линии вашего оригинального образца достаточно четкие, и вы без труда сложите увидеть их через ткань.

  • Если вы в качестве базовой ткани выбрали дерюгу, можете воспользоваться следующим методом. Положите копирку на ткань, а поверх нее поместите рисунок. Возьмите тонкий тупой предмет, например, вязальную спицу, и с нажимом обведите им линии рисунка так, чтобы они перешли на ткань.

  • Сделайте набросок придуманного дизайна, затем переверните бумагу и обведите рисунок мягким карандашом по обратной стороне, затем положите рисунок на ткань основу лицевой стороной вверх. Еще раз с нажимом обведите все линии карандашом: тогда мягкий карандашный рисунок с обратной стороны листа отпечатается на ткани. Это еще один метод, который эффективен при работе с мешковиной (дерюгой).

  • Если элементы дизайна вашей работы крупные и несложные, можете вырезать их из бумаги или картона. Затем наложите их на базовую ткань и обведите контуры.

  • Когда перенесете на базовую ткань основные контуры, можете раскрасить рисунок. Используйте для этого акриловые краски (их лучше слегка разбавить, чтобы не забились отверстия в дерюге или холсте).

Что и как

Рассмотрим конкретный пример. Для изготовления гобелена размером 20х20 см нам потребуется квадратная рамка 25х25 см или 30х30 см, льняное полотно или бортовка 30х30 см тонкая основная игла, леска для проведения нити в иглу, хлопчатобумажная нить трех светлых, контрастных тонов (например, желтый, красный и оранжевый), шерстяная нить темного цвета.

На бортовке чертим квадрат 20х20 см так, что с каждого конца у нас остается на припуск по 5 см. Затем натягиваем материал на рамку и закрепляем его кнопками. Маркером наносим рисунок (к примеру, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг). Вдеваем красную нить в иглу. Теперь мы готовы, чтобы приступить к началу работы. Но прежде чем мы сделаем первый стежок, несколько слов о самой  т е х н и к е.

Существует два вида наложения стежков –ш т р и х о в о й  и  к о н т у р н ы й.

Штриховое наложение стежков представляет собой проход нити через ткань строго по вертикали вниз, затем вверх слева направо параллельно друг другу и долевой или уточной нити, но ни как не по диагонали. Контурное наложение стежков представляет собой наложение стежков по контуру детали и по спирали, сужающейся к середине.  

В нашем гобелене мы будем делать квадрат, треугольник и фон штриховым способом, а круг – контурным.

Начнем с квадрата. Первый укол делается в левом верхнем или левом нижнем углу квадрата. При этом следите за тем, чтобы рабочая нить всегда была в свободном положении и не натягивалась. Аккуратно вынув иглу, не поднимая ее над тканью, делаем следующий прокол в двух-трех миллиметрах от предыдущего.

Срез иглы должен всегда находится по ходу движения, т.е. если мы сделаем первый прокол в левом верхнем углу, то второй прокол будем делать на 2-3 мм ниже. В этом положении срез иглы должен быть повернут в сторону работающего. Повторяя стежки, таким образом, доходим до низа квадрата.

Иглу при этом вкалываем до упора.

Затем, не вынимая иглы из ткани, поворачиваем иглу так, чтобы ручка смотрела не на работающего, а в правую сторону. Делаем один стежок вправо, не вынимая из ткани, поворачиваем иглу так чтобы ручка смотрела от работающего. Прокладываем стежки в обратном направлении. Дойдя до верхней границы квадрата, поворачиваем иглу направо, делаем один стежок вправо и затем прокладываем стежки к нижнему краю квадрата. Таким образом, мы должны заштриховать весь квадрат.

После того как мы сделали последний укол, аккуратно вынимаем иглу, отрезаем нить, оставляя кончик 1 – 1,5 см. Квадрат готов.

Треугольник делаем таким же образом, стой лишь разницей, что он будет другим цветом.

Теперь приступаем к кругу. Для этого нам надо вытащить нить из иглы, надеть на иглу ограничитель 0,5 см. и снова вдеть нить оставшегося третьего цвета. Круг мы будем делать контурным наложением стежков. Для этого сделаем первый укол в любом месте нарисованного контура. Затем вправо или влево (в зависимости от того, как вам удобно) делаем стежки по контуру. С каждым кругом будем сужаться к середине. Таким образом, общий вид стежков будет проходить по спирали к центру. Дойдя до центра и сделав последний стежок, закончим, как в предыдущих фигурах.

Теперь, когда у вас основные фигуры готовы, можно перейти к фону. Не снимая ограничителя, вденем шерстяную нить. Фон будем делать штриховым стежком, начиная от левой верхней или от левой нижней границы, заштриховав, таким образом, все поле, закончим работу с вышивкой и перевернем готовый гобелен на лицевую сторону. Мы увидим, что у нас треугольник и квадрат получились более выпуклые, чем круг. Но за счет разного цвета и фактуры нить круга и фона они не сливаются, фон практически всегда делается самыми короткими петлями, для того чтобы основные элементы работы выглядели более выпукло и фактурно.

Следующий этап нашей работы – оформление гобелена.

Выполненную работу растягиваем и накалываем иглами на толстый пенопласт, промазав  клеем ПВА.  Оставляя работу до полного высыхания.

Второй вариант оформления гобелена.  

Нам потребуется оргалит или фанера размером 20х20 см, клей «бустилат», кисть и рама, в которую мы вставим свою работу. Намазав оргалит «бустилатом», не разведенным водой, аккуратно наложим его на изнаночную сторону гобелена, затем, вырезав углы припуска бортовки, заклеим концы припуска на изнаночной стороне оргалита, перевернем его на лицевую сторону, слегка прижмем руками, после чего оставим сушиться. После полной просушки гобелена маленькими ножницами подрежем слишком длины нити. Теперь картину можно вставлять в раму.

Вариации

Освоив вышивку, можно с нетканым гобеленом  сочетать любую технику,  для которой используется та же самая ткань-основа.

С работой иглой можно сочетать любую технику, для которой используется та же самая ткань-основа. Например, в одном и том же проекте можно совместить, прошив крючком и иглопробивной способ, а также методику работу с использованием специальной иглы для протаскивания нити.

Если вы в качестве основы для работы иглой используете канву, а не холст, можно сочетать эту технику вышивания петельным вязанием крючком с замком, а, кроме того, с вязанием узлов рюа, или гиордес.

Также можно сочетать работу иглой и аппликацию. Плетение и работа иглой – еще одна выигрышная комбинация, особенно если косички используются в качестве украшения изделия.

Маленькие секреты

У нас есть свои секреты.

  • Если у вас в работе будут участки с длинными и короткими петлями, начинайте всегда с более длинных петель, затем переходите к более коротким.

  • Нить при работе всегда должна быть свободна.

  • Не используйте нить тоньше № 10, т.к. в процессе работы она скручивается и запутывается. Так же не рекомендуется отматывать большое количество нити. Она может запутаться, и вам придется снова вдевать ее.

  • Если у вас большая работа, и вы ее недоделали, то воткните иглу в работу, положите клубок в мешочек и повесьте его на раму.

  • Рекомендуется иметь   несколько игл одного размера, т.к. они тупятся, а их кончики загибаются вверх и царапают ткань.

  • Основной фон делается всегда штриховым способом, в противном случае вы не избежите деформации.

Вышивка – один из ярких видов декоративно -  прикладного искусства, и нет сомнений, что традиции будут развиваться и в ХХI веке.

Освоив  данную технику, вы сможете выполнить и создать свои собственные изделия. Пусть же вашим занятиям  по ковровой вышивке всегда сопутствует творческое вдохновение.

Удачи вам, друзья!!!



III. Объяснение предстоящей работы- постановка цели.

  1. Сделать, соткать настоящий большой ковер – это очень сложно, а вот научится работать всеми приспособлениями для данной техники, нам просто необходимо, потому что, это нам всегда пригодиться в дальнейшей жизни. Салфетка для стула или кресла, это очень полезная, красивая и нужная вещь, хороший подарок на любой праздник.

  2. Я вашему вниманию предложу две техники – это, как я уже сказала, тканный и нетканый гобелен. Потом каждая из вас выберет для себя ту технику, которая вам понравится больше.

  3. Повторение техники безопасной работы ножницами и иглой.



На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

Передаю я ножницы кольцами к тебе

Закрытыми ножницы

Должны лежать всегда.

Положишь их открытыми

Может быть беда!!!


-Хранить иголку

В определенном месте

-Чтоб не болели зубы и живот,

- Не брать иголки и булавки в рот!!!




  1. – Скажите как мы храним иглу в незаконченной работе( иглу не надо вынимать из ткани, аккуратно завернуть в ткань и положить в шкаф или мешочек.)

  2. Повторение последовательности изготовления изделия иглой для ковровой техники.(технологические карты)

IV. Практическая работа (индивидуальная работа) (20 мин)

Задание: Продолжать работать иглой для ковровой техники, самостоятельно заправлять иглу и подбирать пряжу по цвету.

Кто хорошо справляется с работой, не забывайте помогать соседу по парте.



VI. Итог

  1. Словесный отчет ( Чем мы занимались на уроке?)

(учащиеся по желанию делают анализ своей работы)

  1. С каким новым словом мы познакомились?

  2. Уборка рабочего места























































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее