Тема урока: Русские народные сказки.
Цели урока.
Дидактические:
формирование умения применять детей полученные знания в своей речи, расширить читательский кругозор;
овладение детьми умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом;
формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра).
Развивающие:
развитие образного мышления, причинного и творческого мышления;
развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности.
Воспитывающие цели:
приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
воспитывать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.
Задачи урока:
работа над пониманием характера главного героя прибаутки и потешки;
рассмотреть отличие пословицы от поговорки;
эмоциональное вовлечение детей в обсуждение темы урока.
Ход урока
Организация начала урока.
- Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны.
1. Древняя Русь. На территории нашей страны живут славяне – наши далёкие предки.
2. Растут дети. Малышей иногда надо успокоить спокойными песнями, в доступной форме рассказать им об огромном мире, предостеречь от ошибок.
3. Богатыри совершают свои подвиги и, конечно же, надо поведать об этом другим людям.
4. А после трудового дня люди собираются вместе: водят хороводы, поют песни, рассказывают истории о том, что было и чего не было.
5. Так народ создаёт свои произведения. Народ оставляет будущим поколениям свою мудрость, накопленный опыт и знания, предания и легенды.
Письменности ещё нет, а значит все произведения только … устные.
6. Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем по такой значимой и интересной теме:
УСТНОЕ НАРОНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
7. - Вспомните, от какого слова произошло слово «устное»?
- В каких словарях можно найти значение этого слова? (толковый и словарь устаревших слов)
Прочитайте выписку из толкового словаря Дмитрия Ушакова:
УСТА – рот, губы.
Твоими бы устами да мед пить. (Поговорка).
Устами младенца глаголет истина. (Пословица).
8. Из уст в уста на Руси передавали легенды гусляры-сказители, таких гусляров мы можем наблюдать на картине Виктора Васнецова.
9. - А кто же создаёт эти песни, былины, сказки?
(Сам народ. Народ и автор и исполнитель.)
10. – Знаете ли вы, какое ещё есть слово для обозначения народного творчества?
(Фольклор)
Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.
11. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать произведения и передавать их следующим поколениям на протяжении столетий.
12. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о фольклорном жанре, который особенно любят дети.
Это произведения, основанные на вымышленных событиях, со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. (Сказки)
13. Начиная разговор о сказках, конечно же надо вспомнить историка русской литературы и фольклора Афанасьева Александра Николаевича.
Бывает, что в истории одна личность играет огромную роль. Такой значимой личностью стал Александр Афанасьев.
14. Он вошел в историю русской культуры как издатель первого собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Много сказок он нашёл в архивах Русского географического общества, около 200 сказок ему передал Владимир Даль (составитель толкового словаря). Часть сказок ему передали собиратели сказок, некоторые он записал сам в разных губерниях России.
15. Сказки бывают разные. Какие?
В этих сказках героям являются животные, которым присущи человеческие черты и характеры. (Сказки о животных)
16. Сейчас мы будем читать диалоги и вспоминать, что это за сказка.
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам да и кушай.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и малá, и великá! Ловись, рыбка , и малá, и великá!
(Лиса и волк)
17. — Кукареку! О чём плачешь?
— Эх, петух! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
— Пойдём, я выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
(Лиса, заяц и петух)
18. — Давайте избу строить, а то зимою
замерзнем.
— У меня шуба тёплая. Я и так перезимую.
— А я зароюсь в землю и без избы прозимую.
— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет.
— А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!
— Ну, вы как хотите, а я стану избу строить.
(Зимовье зверей)
19. В этих сказках отражается народный быт и реальная жизнь без всяких чудес, безо всякого волшебства. (Бытовые сказки)
32. Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. — Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова, жаль, что посолить нечем.
(Каша из топора)
20. Ехали два брата: один бедный, другой богатый; у обоих по лошади. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он утром бедного:
— Вставай, брат, у меня телега ночью жеребёнка родила.
(Мудрая дева)
21. Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит: — Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям: — И вас, — говорит, — трое.
Одного дал дочерям: — И вас трое.
А себе взял двух гусей:
— Вот, — говорит, — и нас трое с гусями, всё поровну. (Как мужик гусей делил)
22. – В этих сказках необыкновенные приключения нереальных героев, которые используют волшебные несуществующие предметы.
23. Прочитайте и определите героя сказки.
Алёнушка-сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок!
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
24. - Коровушка-матушка!
Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят.
К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
(Крошечка-Хаврошечка)
25. - Ну, Иван-царевич, слезай с меня и полезай через ту каменную стену;
за стеною сад,
а в саду жар-птица сидит. Ты жар-птицу возьми, а золотую клетку не трогай!
(Серый Волк)
26. — Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем сжёг лягушачью кожу? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного.
(Царевна – лягушка)
27. - Прочитайте на слайде, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.
«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Какое стихотворение А.С. Пушкина вспоминается вам, когда вы слышите эти слова?
(«У лукоморья дуб зелёный»)
- А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» встречается в небольших вариациях в фольклоре многих стран. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой сказки известной в России как «Волшебное зеркальце». «Сказка о царе Салтане» близка по сюжету народной сказке «О чудесных детях».
Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа. Она помогает нам узнать о жизни, текущей по законам, связанным с природой, трудом и почитанием своих предков.
Рефлексия.
- Что особенно понравилось на этом уроке? - Что вызвало затруднения? - Какие фольклорные жанры вызвали наибольший интерес?